Звукоизоляция комнаты для занятий музыкой

Шумоизоляция студии звукозаписи

В плане шумоизоляции студии звукозаписи – один из самых сложных объектов. Да, в век цифровых технологий, когда для записи музыкальных произведений используются синтезаторы и компьютерная техника, вполне реально обойтись без студии и без шумоизоляции – можно записывать музыкальные произведения в любой обстановке. Тем не менее, спрос на «живую» музыку не падает. А для записи аналоговых музыкальных инструментов и вокала студия с жесткими требованиями к акустическим характеристикам просто необходима.

В идеале звукозаписывающая студия должна располагаться в изолированном, отдельно стоящем здании, которое должно находиться далеко от внешних шумов. На практике это реализовать невозможно, поэтому приходится изолировать отдельное помещение в здании, которое отведено под студию. Звукоизоляция таких объектов представляет собой предупреждение проникновения любых, даже самых незначительных, звуков и вибрации как в само помещение, так и из него.

Совет: Шумоизоляция студии звукозаписи должна быть двухсторонней

Во-первых, в помещение студии звукозаписи не должны проникать никакие посторонние звуки. Стоит добавить, что современная звукозаписывающая техника улавливает шумы, которые не воспринимает человеческое ухо, и это негативно влияет на готовую запись.

Во-вторых, то, что происходит в помещении студии, не должно мешать людям, которые работают или живут неподалеку. Ударники, мощные колонки и множество других аналоговых инструментов являются источником сильного шума и вибрации.

Таким образом, можно прийти к выводу, что прежде чем приступить к оборудованию студии звукозаписи, следует тщательно продумать и организовать работу по шумоизоляции полов, потолков, оконных и дверных проемов.

Еще совсем недавно оклеивание стен картоном и покрытие полов ковролином считалось нормой звукоизоляции. Однако время идет, соответственно, растут требования и к качеству записи. То, что четверть века назад считалось качественной записью, сегодня дотягивает лишь до любительской. К тому же, в наши дни изворачиваться вовсе не обязательно. Рынок переполнен самыми разнообразными высокотехнологичными звукоизоляторами, да и мастера сегодня — далеко не самоделкины-самоучки.

Основные требования

Следует учитывать тот факт, что все поверхности, с которыми соприкасается звуковая энергия, поглощают звук. Соответственно, чем большее количество таких поверхностей, тем меньше звука выйдет за пределы студии.

Стены

Стены – самая важная и самая масштабная поверхность в любом помещении, именно они поглощают большую часть звука. Самый важный параметр – толщина: чем стены толще, тем лучше. Оптимально построить даже две или три стены на небольшом расстоянии (2-3 сантиметра) друг от друга, а пустоты заполнить сыпучим материалом. Стены должны быть капитальными, например, из кирпича, гипсокартонные перегородки в студии малоэффективны.

Потолки и пол

При необходимости полы можно покрыть ковролином.

Как известно, данный материал отлично поглощает звук, да и персоналу с посетителями будет удобно. Наиболее эффективна в данном случае будет «плавающая стяжка», не соприкасающаяся со стенами. На стяжку кладут толстую подложку. Стоит отметить, что для отделки полов не стоит использовать деревянную облицовку или ламинат. Ковролин дешевле и обладает лучшими шумопоглощающими свойствами.

Окна и двери

Окна также пропускают большое количество звука. При наличии в студии звукозаписи оконных проемов необходимо позаботиться о пластиковых окнах, которым присущ высокий уровень герметичности. Целесообразнее обратить внимание на тройные стеклопакеты. Установкой окон должны заниматься только специалисты, которые смогут сделать работу качественно и обеспечить максимально высокую герметичность конструкции. Чтобы усилить эффект, необходимо закрыть окна плотными жалюзи из толстой ткани, а сверху повесить тяжелые шторы. В идеале лучше вообще избавиться от окон, но в таком случае встанет вопрос вентиляции. Стоимость же абсолютно бесшумного вентиляционного оборудования в разы может превышать стоимость даже самых качественных окон.

При любом раскладе в звукозаписывающей студии должно быть хотя бы что-то одно из выше перечисленного: герметичные окна или бесшумные системы кондиционирования.

Совет: Если вы решили не использовать окна в студии звукозаписи, позаботьтесь о бесшумной вентиляции

Немало внимания в студии звукозаписи следует уделить дверям.

Оптимальный вариант — двойные или тройные двери из натурального дерева.

Способы акустической обработки комнаты для прослушивания — Часть 3

Для отделки первой двери с двух сторон можно использовать самый обычный поролон или какой-нибудь другой шумопоглощающий материал, который затем следует обтянуть толстой тканью, кожей или дерматином. Разумеется, что в обязательном порядке нужно запенить все щели и позаботиться о том, чтобы дверь закрывалась максимально плотно. Также не стоит забывать о замке и ручках, ведь через них тоже проходит звук.

Вывод

Шумоизоляция студии звукозаписи – сложнейшая процедура. Неподготовленному человеку лучше не браться за эту работу, и доверить столь сложную задачу профессионалам. Студия звукозаписи – один из немногих объектов, который должен быть идеально изолирован. Это помещение не должно пропускать даже те звуки, которые не воспринимает ухо человека. Долгие часы репетиций, десятки дублей, изнурительный труд звукорежиссера – все это может испортить малейший писк, ведь ни для кого не секрет, что требования к качеству звука в наше время очень высокие.

Акустическая обработка помещения

Акустическая обработка помещения, возможно, является одной из самых важных составляющих вашей домашней студии. К сожалению, чаще всего ей уделяется меньше всего внимания.
Большинство людей скорее купят новый микрофон или новые студийные мониторы, чем будут возиться с акустической обработкой помещения. Или они купят очередной пакет плагинов, после которого будут клясться, что он один сможет «исправить» их микс.
Часто проблема заключается не в оборудовании, а в помещении.
Подумайте об этом. Все, что вы делаете в вашей студии вращается вокруг звуковых волн. Эти звуковые волны передаются по всей комнате. Если ваша комната не создана с нуля, чтобы соответствовать вышеизложенному, вам требуется акустическая обработка.
Большая обувная коробка
Большинство домашних студий занимают свободное пространство в спальне или офисе. Скорее всего, это самое свободное пространство прямоугольное и похоже на большой ящик. Это не то, чтобы способствует записи (и особенно сведению) музыки. (Встаньте в середине комнаты и похлопайте в ладоши. Вы услышите небольшое Эхо… не очень сильное.) Параллельные стены являются причиной стоячих волн, что приводит к возникновению или потери определенных частот в определенных областях комнаты.

Вы уверены, что ваши студийные мониторы имеют ровную частотную характеристику , поэтому вы можете точно услышать, что вы записали, не так ли? Комната, в которой нет акустической подготовки, скорее всего не даст ровной частотной характеристики. Комната изменит то, как вы слышите звук, даже если вы используете честные мониторы с ровной АЧХ.

Решение
Есть много вариантов того, что вы можете сделать в рамках акустической подготовки комнаты. Если вы очень серьезно относитесь к данному вопросу, вы можете заказать бесплатный анализ комнаты у компании Auralex (http://www.auralex.com/pcf/pcf.pdf). Они проанализируют пространство и подскажут вам лучшие решения, в том числе поглощающие звук продукты, диффузоры, бас-ловушки и т.д.
Полностью акустическая отделка может вам дорого обойтись, но даже несколько изменений могут привести к резкому улучшению акустики вашей комнаты. В принципе, можно купить коробку с 1-футовыми квадратными панелями из пенопласта. Я это и сделал в первый раз, когда я обустраивал свою домашнюю студию.
Я разместил девять панелей прямо за студийными мониторами, четыре панели на потолке над местом, где я свожу, и десять панелей на стене напротив мониторов. Идеально ли это решение? Не-а. Но появилась заметная разница в звуке моих динамиков. Звук вдруг стал более упругим и детальными. (Примечание: я использовал 4 потолочные плитки 2'x2 «, которыми обклеил место на потолке в виде ромба, потом я повесил каждый «ромб» на стену с помощью всего одного гвоздя.)
Что происходит? Пена поглощает «первые отражения» от стен. Эти первые отражения, в большинстве случаев являются, причиной многих ваших акустических проблем.

Звукоизоляция для студии звукозаписи

Поглощая их, вы слышите больше прямого сигнала от мониторов и меньше отражений в комнате.
Также акустические панели нужно поместить слева и справа от мониторов для предотвращения отражений, исходящих от боковых стен. К сожалению, я не могу сделать это в моей студии.
Правило зеркала
Допустим, вы собираетесь купить коробку с панелями из пены, но Вы не знаете, где их разместить. Используйте правило зеркала. Сядьте на ваше место (где вы сводите), и попросите кого-нибудь двигать зеркало вдоль стен. Везде, где вы сможете увидеть ваши мониторы в зеркало, необходимо вешать акустические панели!

Это довольно простой процесс, но он действительно помогает вам продумать, как звук отражается по вашей комнате. Звуковые и световые волны ведут себя аналогично, так что правило зеркала может быть довольно эффективным!
Попробуйте!!!
Если ваша цель построить дома профессиональную студию, вам нужно потратить некоторое время и деньги на акустическую отделку помещения. Вам будут нужны не только поглощающие панели, но и бас ловушки (для обработки низких частот) и, возможно, диффузоры (чтобы рассеять звук).
Однако, если вы только начинаете вносить изменения здесь и там. Купите пену (акустические панели из пены). Посмотрите, как это работает. Потом купите набор бас ловушек и поставьте их по углам. Просто делайте по одному шагу за раз.
Нет никакого правила, которое говорит, что вы должны купить акустическую обработку. Вы можете подойти к вопросу творчески и сделать акустическую обработку из одеял или матрацев. Все, что поглощает первые отражения, могут быть крайне эффективны.
Помните, что ваша комната играет огромную роль в том, как будут звучать ваши записи. Небольшие инвестиции в акустическую обработку помещения помогут вашему оборудованию и миксам звучать значительно лучше.

Примечание: Бас ловушки очень важны. Тем не менее, высокочастотные поглотители (например, пенопласт) не являются «бессмысленными», как многие могут сказать. Они, конечно, не заменят комплексное решение, но они помогают улучшить звук в помещении.
Дополнительная информация: Если вы захотите углубиться в теорию акустики помещения и как сделать акустику вашей комнаты, я разработал серию видео-курсов с моим приятелем Гэвином Хаверстиком (Haverstick) — можно посмотреть здесь UnderstandingYourRoom.com.

перевел AlexLucky

материал http://www.homestudiocorner.com

Акустика комнат прослушивания

На первый взгляд, комната для прослушивания музыки (КДП) мало чем отличается от помещения домашнего кинотеатра. И здесь и там фонограмма записана на носителе; и здесь и там — качественные системы звукоусиления. В обоих случаях количество зрителей-слушателей ограничено несколькими людьми. Однако, между данными помещениями разница просто огромна, если выяснить ЧТО и КАК в них слушают.

В идеале, комната для прослушивания — это акустическая модель многофункционального концертного зала. Сегодня в нем играет джаз, вчера были пианисты, а завтра — вечер симфонической музыки. Увлеченность разными стилями и видами музыки похвальна для слушателя. Но для одного и того же зала прослушивания корректное воспроизведение звучания разных стилей — одна из самых сложных задач акустики малых помещений. Идеально настроенная на джазовую музыку комната, может гораздо хуже звучать на классике, и уже совсем неприемлемо — на рок-концерте.

В отличие от многоканального звука в кинотеатрах, в комнате для прослушивания работают двухканальные системы звуковоспроизведения — стерео. Только левый и правый каналы. Поэтому ощущение «зала», объемности звучания, панорамы и глубины сцены формируются их совместной работой с ограждающими поверхностями помещения: потолком, участками стен, полом и пр.

Большое значение имеет место расположения самих акустических систем, как и место расположения слушателей в комнате.

Звукоизоляция комнаты в квартире от басов

В процессе настройки звучания разница в положении акустических систем в 100 мм может существенно изменить панораму сцены. Например, контрабас в джазовой композиции может с одного места на воображаемой сцене переместиться на другое, что может быть совсем неестественно для живого порядка исполнителей на реальном концерте.

Также как и в помещении домашнего кинотеатра в КДП в обязательном порядке должно быть выполнено звукопоглощение в области низких частот. В соответствии с законами физики в малых помещениях всегда имеются проблемы частотной неравномерности звукового поля в области ниже 200 Гц. Поэтому без проведения специальных мероприятий помещение КДП по звучанию фонограммы на низких частотах никогда не станет похожа на большой или даже средний концертный зал.

И если домашние кинотеатры — это штучный товар, то хорошие комнаты для прослушивания, безусловно, произведения искусства. Их устройство — результат слаженной работы тандема: заказчик-слушатель и инженер-акустик. Первый имеет точное понимание, что он хочет услышать, второй, опираясь на законы физики и собственный опыт — помогает это реализовать на практике. В правильно устроенном помещении для прослушивания все должно быть сбалансировано: качественная аппаратура, подходящее по размерам помещение, правильное акустическое оформление данного помещения. В противном случае владелец дорогостоящей аппаратуры никогда не услышит ее преимуществ.

При проектировании помещений для прослушивания следует придерживаться следующих принципов:

  1. Форма и пропорции помещения КДП должны выбираться исходя из физических принципов распространения звука в замкнутых объемах.
  2. Для каждого конкретного помещения разрабатывается система НЧ-поглотителей, формирующая равномерное поле в низкочастотном диапазоне.
  3. Время реверберации в помещении должно находиться в диапазоне, рекомендуемом для комнат прослушивания (например, Трев = 0,4 с).
  4. Интерьер комнаты должен содержать равномерное чередование звукопоглощающих и рассеивающих поверхностей. Допускается размещение рассеивающих или отражающих поверхностей на площадках первых отражений.
  5. В помещении должны быть исключены акустические дефекты типа «порхающего» и «театрального» эха, вызванные применением параллельных звукоотражающих поверхностей и отражающих поверхностей большой площади на больших от акустических систем расстояниях.
  6. В отделке интерьера помещения должны применяться экологичные, и пригодные к длительной эксплуатации материалы с известными и стабильными акустическими характеристиками.

Добавить комментарий

Закрыть меню