Золотое сечение в дизайне

Золотое сечение в мире встречается везде и всюду: в строении цветка, в строении животных и, конечно, человека. “Золотое сечение” является моментом истины, без выполнения которого не возможно, вообще, что-либо сущее. И если даже мы не заметим его видимого соблюдения, то оно обязательно будет существовать на молекулярном или клеточном уровнях.

Золотое сечение, как явление, было открыто еще Пифагором в Древней Греции, в 4 веке до н.э. Пифагорейцы считали, что в основе мирового порядка заложено именно число, которое имеет необъяснимую магическую силу. В самой сути этого удивительного явления, в самой пропорции — они видели восхитительную простоту. Использование этих чисел вносило гармонию и порядок.

По законам золотого сечения были построены наиболее известные нам сооружения, такие как Парфенон( V в. до н.э.), собор Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари). Яркими примерами в русской архитектуре станут Смольный собор в Санкт-Петербурге и храм Василия Блаженного, в котором, если взять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд золотого сечения.

Так что такое золотое сечение?

Золотое сечение – это деление целого на две неравные части, при котором меньшая часть относится к большей, как большая относится к целому. При этом большая часть приближена к 0,618 от целого, а меньшая к 0,382. Если взять за целый отрезок в 100 частей, то большая часть отрезка будет равна 61,8, а меньшая 38,2.

На этой пропорции базируются основные геометрические фигуры.

Например, прямоугольник, в котором отношение большей части к меньшей равно пропорции золотого сечения. Или золотой треугольник, который представляет собой равнобедренный треугольник, у которого отношение длины боковой стороны к длине основания равняется 1.618.

Так же как и золотое сечение, в мире широко используются числа Фибоначчи — числовая последовательность, в которой каждый последовательный элемент равняется сумме двух предыдущих. Она начинается так: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233…

К тому же, отношение каждого числа к последующему по увеличению порядкового номера все больше и больше стремится к 0.618, что напрямую связывает его с принципом золотого сечения.

Гиповая лепнина купить в спб которую можно в нашей компании отлично впишетя в правило золотого сечения.

Практическое использование в интерьере

Золотое сечение действительно поможет Вам обустроить свой интерьер. С помощью золотых отрезков вы сможете сделать Ваше помещение наиболее уютным и приятным глазу. Рассмотрим применение золотого сечения на конкретном примере. Попробуем декорировать комнату с помощью гипсовой лепнины. Возьмем помещение размером 4*5 метров и расставим в нем мебель.

Чтобы было удобно определять наиболее подходящие размеры для всех декоративных элементов, разделите высоту стены по принципу золотого сечения несколько раз подряд, вследствие чего вы получите ряд чисел, удобных в использовании.

В нашем случае высота потолка 2.5 метра. Выполним последовательное умножение высоты потолка на 0.618 (250 * 0.618).

Получилась такая цепочка: 250, 154.5, 95.48, 59, 36.46, 22.53, 13.92, 8.6, 5.31 (см)

Для удобства мы округлим числа: 250, 154.5, 95.5, 59, 36.5, 22.5, 14, 8.5, 5.5

Теперь, используя только эти числа, мы можем решить, каков будет наиболее подходящий размер для нашего декора.

Для начала определим высоту бордюра для нашей стены. В зависимости от стиля и задумки дизайнера, он может находиться на высоте 154.5, 95.5 и 59 см от пола. В классическом варианте используется высота в 95,5 см. Эта планка может являться как нижней, так и высшей точкой отсчета ширины бордюра. В нашем случае бордюр будет находиться ниже поставленной планки.

Бордюр не должен быть массивным, поэтому наиболее подходящие для него размеры: 14, 8.5 и 5.5. В классическом варианте мы выбираем золотую середину – 8.5 см.

Любой интерьер будет выглядеть наиболее законченным и аккуратным, если в нем будут использованы карнизы. Так же, применяя метод золотого сечения, вы можете вычислить и оптимальный размер карниза. Наиболее оптимальные размеры из нашего списка будут: 22.5, 14 и 8.5. В качестве золотой середины мы возьмем размер в 14 см.

Так же не стоит забывать, что и карниз должен строиться по золотому сечению. Его меньшая сторона (та, что прилегает к потолку) должна относиться к большей (той, что прилегает к стене), как большая относится к сумме обеих сторон. То есть при большей стороне в 14 см, его меньшая длина будет ровняться 8.5 см.

Вычислив высоту карниза, мы можем и рассчитать наиболее подходящую ширину плинтуса и бордюра. При выборе ширины плинтуса, наиболее верным вариантом будет, если его ширина будет поддержана шириной карниза или бордюра: 14см или 8.5 см. Для нас самый подходящий вариант это 8.5 см.

Сделать комнату ещё уютней и интересней вам поможет зонирование стен гипсовыми зеркалами. Так как вы уже поделили стену бордюром, то от оставшейся большей части стены вы отнимаете высоту карниза. Для того что бы зеркало получилось оптимальной длины, мы отступаем от карниза и бордюра одинаковое расстояние. Это может быть: 22.5, 14, 8.5. В этот раз мы берем 22.5.

Отступив, мы получаем длину зеркала. От получившейся точки мы дальше отступаем ширину молдинга: 8.5, 5.5. Мы возьмем 5.5. Для того, чтобы зеркала на стене не смотрелись монотонно, мы решили чередовать их ширину. Чтобы найти ширину зеркала, мы возьмем средние отрезки, такие как: 95.5, 59, 36.5. Мы возьмем отрезки 59 и 95.5 см. Телевизор на одну из стен мы тоже обрамляем зеркалом шириной 154 см.

По точно такому же принципу мы можем зонировать и нижнюю часть стены. Отступы от бордюра, карниза и плинтуса должны быть в обязательном порядке одинаковыми. В нашем случае это 14 см. Таким же способом мы получаем длину нижнего зеркала. Его же ширина в классическом варианте не должна отличаться от ширины верхнего. Этот же закон работает и с шириной молдинга.

В том случае, если Вы захотите завершить углы гипсовых зеркал радиусами, Вы можете рассчитать и их размер. Для этого возьмем ширину наименьшего зеркала и поделив её на два, вычислим меньшую часть у каждой половинки по золотому сечению. То есть:

59 см : 2 = 29,5 см

29,5 * 0,382 = 11,27

Округлив, мы получим 11,3 см – размер радиуса на углах зеркал.

Завершить Ваш интерьер поможет подходящая по стилю потолочная розетка. Главное правило, которым вы должны руководствоваться при выборе подходящего размера – D розетки должен примерно равняться D люстры. Его можно рассчитать и согласно принципу золотого сечения. Для этого возьмите ширину потолка и последовательно умножьте его на 0,618. Получившееся число и будет являться диаметром Вашей розетки. В нашем случае диаметр составляет 58 см.

Применив правила золотого сечения у себя в интерьере, Вы не только добьётесь наиболее приятного и красивого расположения декора, но и сможете организовать наиболее уютное пространство, в котором будет комфортно находиться изо дня в день, все больше проникаясь симпатией к выбранному решению.

Студия «Эффектон» > Стиль и дизайн >

5 секретов рекламной композиции

Рекламная композиция представляет собой совокупность дизайнерских и текстовых элементов, расположенных согласно правилам дизайна.

Итак, рассмотрим следующие правила композиции.

1. Принципы дизайна

Первое правило композиции относится к знанию элементов и принципов дизайна. Есть некоторые базовые элементы, которые мы используем для создания любой работы. Они составляют структуру дизайна. Это такие элементы как:

  • цвет — обладает оттенком, насыщенностью и т.д.,
  • яркость — светлый/темный элемент, что особенно важно для монохромных изображений,
  • линия — может быть прямой, изогнутой, толстой, тонкой, жирной,
  • форма — обычно двухмерные (например, квадрат),
  • фигуры — трехмерные (например, куб),
  • текстура — зависит от таких качеств поверхности как блеск, глянец, «мокрая», «песочная» структура,
  • пространство — расстояние между объектами.

Что касается принципов дизайна, то они помогают дизайнеру создать эффективную для восприятия рекламную композицию. Основные принципы дизайна:

  • баланс — это то, как элементы сорганизуются друг с другом, образуя устойчивость (симметрия, асссиметрия),
  • акцент — когда один элемент композиции доминирует над остальными,
  • гармония — подходящее сочетание компонентов,
  • динамика — расположение элементов таким образом, чтобы создавалось ощущение движения, а также создания траектории для взгляда,
  • ритм — повтор элементов для создания эффекта движения,
  • пропорция — то, как разные части соотносятся с остальными,
  • целостность — объединение элементов в одно целое,
  • разнообразие — благодаря ему композиция получается интересной и не монотонной.

2. Правило трех

«Правило трех» иногда связывают с «золотым сечением», что не совсем верно. «Золотое сечение» — это математическая функция, используемая в искусстве и архитектуре, рассказывающая об идеальном расстоянии между объектами для их лучшего восприятия. «Правило трех» больше относится к дизайну и является законом композиции.

«Правило трех» говорит о том, что путем равномерного деления дизайнерской картинки с помощью горизонтальных и вертикальных линий — каждые четыре из них будут создавать 9 частей. Пересечения этих линий — это фокусные точки изображения или фотографии. И в этих точках объект воспринимается лучше всего. Вот фотография ребенка на пляже — такая, какой мы ее видим изначально.

Теперь проведем интересный эксперимент, нарисовав две горизонтальные и две вертикальные линии, разделив фото на девять равных частей.

Теперь давайте немного поиграем с фокусными точками. Какова фокусная точка фотографии?

На что мы хотим обратить внимание глаза? Скорее всего, это голова мальчика. Теперь мы регулируем сетку так, чтобы переместить одно из четырех пересечений на нашу фокусную точку.

Теперь мы просто обрезаем изображение согласно новым границам. Вот как фото выглядит теперь.

Видите разницу? «Правило трех» работает во многих видах рекламы. Вот пример — реклама Ассоциации Американских газет.

Как видно на картинке, фокусная точка изображения не находится непосредственно на пересечении двух линий. Однако она все равно работает, так как находится рядом. Как в этой рекламе дезодоранта Axe.

3. Правило нечетного числа и «воздуха»

Правило говорит о том, что любая работа будет более привлекательной, если:

a) она изображает нечетное количество объектов,

b) на картинке есть свободное пространство — так называемый «воздух», который позволяет глазам «дышать».

Возможно, успех этого правила связан с тем, что при изображении нечетного количества объектов один из них будет находиться в центре внимания, что делает восприятие работы более комфортной. Вот как это функционирует в рекламе Harvey Nichols.

Вторая составляющая этого правила — «воздух» говорит о том, что, когда вы, к примеру, изображаете человека, который смотрит в правый верхний угол, вы должны поместить самого человека в нижнем левом (фокусная точка) и оставить пространство. Это заставляет воображение зрителя работать. Вот как используется пространство в рекламе Eurostar.

4. Правило траектории взгляда

Никогда не оставляйте зрителя в одиночестве. Дизайнер должен контролировать взгляд смотрящего. Фокусную точку и окружающие объекты нужно разместить так, чтобы задать траекторию взгляда. Если все сделать правильно, то глаза зрителя последуют по проложенному вами пути, а, значит, реклама будет воспринята правильно.

Это особенно важно в рекламе, где потребитель должен получить определенное послание. Например, при создании визуальной рекламы вы хотите, чтобы зритель сначала посмотрел на картинку и только потом прочитал текст. Таким образом, изображение становится как бы ключом ко всей рекламе — благодаря эмоциональности «крючка» человек сначала воспринимает картинку, и затем обращает внимание на текст, который выступает своего рода рациональной частью рекламы. Так как потребитель видит текст последним, то он лучше его запоминает.

Чтобы «проложить путь» для глаз, мы используем следующие элементы:

  • зоны наилучшего восприятия информации,
  • указатели, лиды,
  • подсказки, намеки, стрелки,
  • блоки,
  • выходы.

Вот как это работает в рекламе Axe.

5. Не делай два интервала одинаковыми

Это правило художника Грега Альберта. Фактически он сводит все перечисленные правила к одному: никогда не делать два интервала, две длины, два пространства, два размера одинаковыми. Если в картинке слишком много повторений (например, повторений интервалов), это повергает в скуку и лишает изображения привлекательности.

Заказывая дизайн рекламы в нашей студии, вы можете быть уверены, что реклама будет эффективна не только с точки зрения композиции, но и с учетом психологических законов восприятия информации потребителем. Лотерейные билеты, флажки, годовые отчеты, календари, брошюры, каталоги, газеты, воздушные шары, запись CD — эта и другая продукция изготавливается специалистами высокого класса, знающими законы успешной рекламы.

Золотым сечением называется принцип деления отрезка на две части, при этом бóльшая часть отрезка относится к меньшей части так же, как длина всего отрезка к большей его части. Наглядно это показано на рис. 1.

Рис. 1. Пропорции золотого сечения

Золотое сечение характеризуется следующим соотношением.

B : A = C : B

Учитывая, что C = A + B в итоге получим квадратное уравнение, корнем которого будет выражение . Примерно это значение будет равно 0,6.

Кроме того, полученный результат можно заменить приближенным отношением: 2/3, 3/5, 5/8, 8/13, 13/21,…

Числитель и знаменатель представляют собой ряд чисел Фибоначчи. С увеличением значений повышается и точность результата.

С золотым сечением связаны некоторые особенности. Такое отношение подсознательно воспринимается человеком как наиболее гармоничное, поэтому золотое сечение с давних пор активно применяется в фотографии, живописи и архитектуре. Кроме того, золотое сечение встречается и в природе, в частности, тело человека подчинено этому правилу (рис. 2).

Рис. 2. Картина Леонардо да Винчи, изображающая пропорции человека

В дизайне золотое сечение используется в каноническом виде и в качестве «правило трети». Поясню насчёт последнего термина на примере фотографии. Если условно разделить изображение на три части по вертикали и горизонтали, то внимание человека будет невольно фокусироваться в местах пересечения линий. Соответственно, на фотографии необходимо располагать объекты таким образом, чтобы они находились на этих линиях по горизонтали или вертикали или даже в местах их пересечений. «Правило трети» является упрощением правила золотого сечения, поскольку 2/3 — это первое приближенное отношение (рис. 3).

Рис. 3. Разделение фотографии на три части

В силу ряда причин золотое сечение находит редкое применение в веб-дизайне по сравнению с фотографией, живописью или архитектурой. Если веб-страница делится на две колонки, то в одной из них, как правило, размещается навигация, а отдавать под неё треть общей ширины расточительство. К тому же для большинства посетителей сайтов, как показывают наблюдения, деление страницы по правилам золотого сечения не кажется комфортным и привычным. Всё-таки, сложились другие привычки и стереотипы.

Однако остаётся большая группа сайтов, где применяется презентационный дизайн, основой которого выступает одно эффектное изображение или фотография. Вот для такого дизайна использование принципа золотого сечения придётся весьма кстати.

Золотое сечение применяется в графических макетах любых типов, главным образом чтобы сбалансировать контент, в котором много текста. Оно помогает дизайнерам выстраивать иерархию и привлекать внимание пользователя к нужным областям экрана. Следующие примеры сайтов помогут понять, как дизайнеры пользуются этим приемом!

Что такое золотое сечение?

Золотое сечение — это математическая пропорция. Она часто встречается в природе и применяется по классической теории дизайна для создания сбалансированной композиции, приблизительно равна 1,6180, также известна как «золотая середина» или «гармоническое деление» и обычно обозначается греческой буквой Фи «ϕ».

Ещё есть «золотой прямоугольник» — прямоугольник, длина которого пропорциональна ширине в соотношении 1,6180. Например, блок <div> с шириной 300рх и длиной, равной 300 * 1,6180 ≈ 485px, можно назвать золотым прямоугольником.

Если вы отрежете от золотого прямоугольника идеальный квадрат, останется ещё один золотой прямоугольник.

То же самое можно сделать с меньшим прямоугольником, и опять по новой до бесконечности, пока вы не получите знакомое изображение:

Последовательность Фибоначчи

Последовательность Фибоначчи чем то похожа на золотое сечение. Это ряд цифр, в котором каждая следующая цифра является суммой двух предыдущих. Например: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21

Если к идеальному квадрату добавить такой же, получается прямоугольник.

Продолжайте добавлять квадраты к длине получающихся прямоугольников.

Затем мы добавляем другой квадрат со стороной, равной длине прямоугольника из двух маленьких квадратов:

И потом повторяем это снова и снова:

Это может продолжаться бесконечно. Получается эффект как и у золотого прямоугольника, но на этот раз мы выстраиваем фигуру, а не режем ее. Пропорции золотого сечения и последовательности Фибоначчи получаются одинаково привлекательными.

Теперь давайте проанализируем несколько сайтов, где применяются эти пропорции.

Пример #1: YStudio

yourlocalstudio.dk

О чём этот сайт?

«Your Local Studio» — студия дизайна и разработки из Копенгагена. Они разрабатывают визуальные концепции дизайна сайтов для создания общего впечатления, улучшающего восприятие.

Как здесь применяется золотое сечение

На сайте «золотая середина» применяется на двух страницах из трёх. Главная страница — это концептуальный обзор ключевых работ. Страница «studio» совмещает более традиционный подход к верстке с формами золотого прямоугольника.

Почему это эффективно

Хотите выделиться из толпы?

Yourlocalstudio (YLS) это удалось благодаря золотому сечению в дизайне сайта. Дизайн выглядит прогрессивно и при этом имеет чёткую сетку. Вы могли бы поспорить, что в настоящее время всё выглядит как bootstrap. Присмотритесь, ведь всё больше и больше сайтов стараются привлекать к себе внимание более структурными и динамичными макетами.

Пример #2: Mashable

mashable.com

О чём этот сайт?

Mashable — это новостной сайт, источник информации, знаний и материалов для современных людей.

Как здесь применяется золотое сечение

Я использовал тест золотого сечения с сайта UX Triggers, чтобы показать вам, как Mashable применяет последовательность Фибоначчи в макете. Расположение контента гибкое, заголовки поставлены слева, а ссылки на другие новости справа. Блоки отделены друг от друга сетками.

Почему это эффективно

Золотое сечение в данном случае эффективно, поскольку позволяет контенту сайта с большим количеством текста дышать свободнее. Похожие сайты могут показаться более плотно забитыми материалом, если используют традиционную сетку в макетах. Mashable является примером того, как золотое сечение может быть эффективным даже оставаясь незаметным.

Пример #3: Jackson & Kent

www.jandk.fr

О чём этот сайт?

Jackson & Kent — это агентство веб-продакшн из Франции. Они специализируются на цифровых сервисах типа HTML5, CSS3, Drupal, WordPress, PHP/MySQL, Flash и прочих.

Как здесь применяется золотое сечение

На скриншоте сверху показано, что макет в основном состоит из готовых работ агентства. Страница также содержит блок информации о самом агентстве и панель навигации в центре экрана. Как показано ниже, подраздел «Контакты» подчиняется общей сетке золотого сечения, но контент в нем организован по своему.

Почему это эффективно

Данный пример заставляет вас просматривать сайт и контент горизонтально. Сетка из блоков разного размера делает контент визаульно интереснее. Поскольку пользователи предпочитают смотреть контент на десктопах (кстати, на планшетах тоже), на горизонтальной панели навигации есть пагинатор из цифр. Получился новаторский подход к подаче контента, также как и UI в целом.

Заключение

Золотое сечение естественным образом обращает внимание пользователя на определенные точки в интерфейсе. Как концепт, оно может помочь вам задуматься о расположении контента и эффективном использовании иерархии. Союз верстки, типографики, цвета и других ключевых принципов дизайна поможет поднять ваши работы в дизайне на новый уровень.

Добавить комментарий

Закрыть меню