Итмо рейтинг студентов

Санкт-Петербургский Государственный Университет Информационных Технологий, Механики и Оптики
Система Дистанционного Обучения
Главная
Новости
Дистанционные курсы
Ответы на вопросы
Приветствую вас на сервере дистанционного обучения СПбГУ ИТМО!
Новое тысячелетие ознаменовано переходом от индустриальной эпохи к эпохе информатизации, когда информация становится самым важным в любой сфере, в том числе, и в образовательной. Наш университет связывает свою дальнейшую судьбу с новыми образовательными технологиями, в первую очередь, технологиями Интернет.

Приглашаю к сотрудничеству в области дистанционных технологий обучения!

Ректор СПбГУ ИТМО
Васильев В.Н.

Уважаемые родители!
В системе дистанционного обучения введен новый сервис. Теперь Вы сможете оперативно получать отчеты об учебных достижениях своих родственников, обучающихся в нашем Университете. Для получения отчетов в текущем учебном году требуется заполнить заявку. Отчеты будут высылаться на Ваш адрес электронной почты. С вопросами и предложениями по работе сервиса обращайтесь по адресу de@mail.ifmo.ru.

Рейтинг студентов
На основании положения о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов модульного обучения сформирован и опубликован на сайте системы дистанционного обучения топ-рейтинг студентов по факультетам за текущий учебный год, обновление которого происходит ежедневно.

Уважаемые преподаватели!
На сайте опубликована инструкция по формированию оценки при промежуточной аттестации студентов на основании результатов контроля успеваемости в среде системы дистанционного обучения университета, которая регламентирует порядок работы преподавателя университета в ходе промежуточной аттестации (зачеты, экзамены).

Уважаемые преподаватели!

ЦДО принимает заявки на проведение аттестаций в системе ДО ИТМО.
За дополнительной информацией обращаться к Чежину М.С. (ауд. 455, тел. 232-59-14, e-mail: msch@cde.ifmo.ru).

Порядок прохождения аттестаций в ЦДО
На сайте опубликован «Порядок прохождения аттестаций в системе дистанционного обучения СПбГУ ИТМО», который регламентирует работу студентов в компьютерном классе ЦДО (101 ауд.).

во всем тексте
Новости | Дистанционные курсы | Ответы на вопросы

В настоящее время Университет ИТМО является ведущим Университетом России в области информационных и оптических технологий.

В 2007 году Университет стал победителем конкурса инновационных образовательных программ ВУЗов России на 2007-2008 годы. Реализация инновационной образовательной программы позволила выйти на качественно новый уровень подготовки выпускников и удовлетворить возрастающий спрос на специалистов в информационной, оптической и других высокотехнологичных отраслях экономики.

На дневном отделении обучаются более 9 тысяч студентов. В Университете работают около 800 преподавателей, из них более 640 докторов и кандидатов наук. Профессиональная подготовка ведется по более чем 100 образовательным программам высшего профессионального образования.

Дополнительно о ИТМО

Факультеты ИТМО

  • Факультет вечернего и заочного обучения
  • Факультет Гуманитарный
  • Факультет Естественнонаучный
  • Факультет Инженерно-физический
  • Факультет Информационных технологий и программирования
  • Факультет Компьютерных технологий и управления
  • Факультет Магистерский корпоративный
  • Факультет Оптико-информационных систем и технологий
  • Факультет повышения квалификации преподавателей
  • Факультет послевузовского профессионального образования
  • Факультет профориентации и довузовской подготовки
  • Факультет среднего профессионального образования
  • Факультет Телекоммуникационных систем и технологий
  • Факультет Точной механики и технологий
  • Факультет Фотоники и оптоинформатики
  • Академия методов и техники управления «ЛИМТУ»
  • Институт комплексного военного образования
  • Институт международного бизнеса и права

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР «АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА УЧЕНОГО»»

Научная жизнь

Международный семинар «Академическая карьера ученого» *

В последние годы заметно расширился круг профессионального международного общения российских ученых — они активно участвуют в конференциях и семинарах за рубежом, работают над совместными проектами, публикуются в зарубежных изданиях. Важная часть такой работы — участие в международных профессиональных сообществах. Для социологов несомненный приоритет имеют социологические ассоциации — международная и европейская, сотрудничество с которыми становится значимой частью профессиональной жизни.

Семинар «Академическая карьера ученого», организованный Центром социолого-науковедческих исследований СПбФ ИИЕТ РАН совместно с Европейской социологической ассоциацией (ЕСА), проходил с 4 по 6 июля 2012 г. в Санкт-Петербурге. Хотя мероприятие называлось довольно скромно «семинар», или, как сейчас модно говорить, «воркшоп», что указывает на его рабочий, будничный характер, оно стало важным событием для петербургской социологии. Прибытие в город на Неве нескольких десятков европейских социологов для обсуждения ключевых проблем организации научных исследований — от наукометрии до

институциональной трансформации — явление нечастое. Работа была насыщенной, за два дня предстояло выслушать 25 докладов.

Семинар, посвященный карьере ученого, проходил в Малом конференц-зале исторического здания СПб НЦ РАН. Именно здесь, рядом с Малым залом, располагался в 1930-е гг. только что созданный Институт истории науки и техники АН СССР.

В работе семинара приняли участие ученые из 12 стран: Австрии, Азербайджана, Бельгии, Испании, Германии, Голландии, Польши, Португалии, Словении, Финляндии, Хорватии, а также из ведущих российских центров — Института социологии РАН, Социологического института РАН, Европейского университета, ВШЭ, ИИЕТ РАН, СПбФ ИИЕТ РАН. К сожалению, немногие российские студенты и аспиранты участвовали в работе семинара ЕСА, в то время как представительство молодых европейских ученых, аспирантов и «постдоков» было значительным.

Семинар открыл директор СПбФ ИИЕТ РАН Э. И. Колчинский, который зачитал приветственное слово Ю. М. Батурина, директора ИИЕТ РАН. В своем коротком и метафоричном обращении Батурин отметил, что академическая карьера — это своеобразная траектория, подобная траек-

* Семинар организован при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-03-14150 г «Организация и проведение Международного научного семинара 24 исследовательской сети Европейской социологической ассоциации и Центра социолого-науковедческих исследований Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники Российской академии наук "Академическая карьера ученого"».

тории полета космического корабля. Космическая траектория складывается из начальных условий полета, выхода на орбиту и управления полетом. В случае академической карьеры ситуация сходная: также требуются определенные стартовые условия и грамотная стратегия управления, но с одним различием — сам «управляемый объект» обладает «внутренними параметрами управления». Параметры академической карьеры слишком разнородны: от материального интереса до любви к науке, «познания ради самого познания», а потому обсуждение такой обширной темы не может быть завершено, оно должно быть продолжено в будущем.

С приветственным словом выступила сопредседатель оргкомитета семинара, член 24-й исследовательской сети социологии науки Европейской социологической ассоциации Н. А. Ащеулова, которая подчеркнула, что Центр социолого-науковед-ческих исследований всегда изучал проблемы, связанные с наукой, с подготовкой молодого человека к научной деятельности. Сегодня ситуация изменилась как в мире в целом, так и в России, и требуются новый взгляд, новые теоретико-методологические подходы. Была выражена надежда, что работа семинара окажется эффективной и плодотворной и будет способствовать более глубокому пониманию проблем, связанных с организацией научной деятельности.

Выбор темы «академическая карьера ученого» не случаен. М. Фохлер (М. Fochler, Австрия) в своем докладе отметил, что академическая карьера — это единственная точка, в которой «стягиваются» наука и общество, эпистемологические и социальные вопросы, личные мотивы и публичное позиционирование. Авст-

рийский исследователь остановился на теоретических и методологических аспектах изучения «научных жизней» — биографических наррати-вов ученых. В теоретическом плане здесь большим подспорьем явились исследования биографических повествований Тима Ингольда, в эмпирическом — метод рефлексивного интервью. Были представлены результаты интервьюирований, проведенных в рамках двух проектов: первый касался тех исследователей, работы которых связаны с наукой о жизни, второй — разработчиков на инновационных предприятиях, являющихся гибридом науки и бизнеса.

Содержательно обозначились три основных направления, определивших работу семинара: система оценки научного вклада, институциональная трансформация науки и ген-дер. Главный докладчик профессор наукометрии П. Уотерс (P Wouters, Нидерданды) представил свой новый метод измерения научной производительности исследователя — ACUMEN (Academic Careers Understood through Measurement and Norms, Академическая карьера сквозь измерение и нормы).

Системы оценки научной продуктивности различаются в зависимости от страны, научной организации и области исследований (например, в некоторых случаях количественные показатели являются важнейшим параметром научной эффективности, в других — эксперты их отклоняют). ACUMEN анализирует разнообразие существующих методов и, как полагает докладчик, является гибкой, модульной структурой, которая может применяться как «оценщиками» (чиновниками), так и отдельными исследователями в различных дисциплинах. ACUMEN-портфолио располагает обширным

диапазоном стандартных показателей: СУ, библиометрией, геометрическими данными — количественными и нормативными характеристиками. Модульная структура должна дать возможность исследователям (и экспертам) сформировать систему оценки собственной научной продуктивности путем включения/исключения конкретных компонентов в зависимости от дисциплинарного поля. Уотерс подчеркнул, что в современном мире системы оценки научного вклада играют важнейшую роль в академической карьере, они являются критерием оценки качеств исследователя и определяют их стандарт.

Наукометрия оказалась в центре внимания и хорватских ученых из Института социальных исследований Загреба. М. Йокич (М 1ок\с), С. Летина (5. ЬеПпа) и К. Заудер (К. 2а^ег) подчеркивали, что академическое продвижение в естественных и в социальных науках предполагает разное количество необходимых международных публикаций. Например, для получения научной степени в области естественных наук необходимо иметь по меньшей мере девять статей, в то же время в социальных науках не требуется даже одной статьи в международном журнале. Это различие в требованиях негативно сказывается на положении социальных наук. Целью исследования является стимулирование роста числа публикаций ученых-гуманитариев не только в хорватских, но и престижных международных журналах. Это особенно актуально для молодых ученых, так как способствует международному признанию и повышению качества проводимых исследований. Коллеги из Хорватии подчеркнули, что профессиональное продвижение важно не только для развития учено-

го как индивида, но и для развития научной дисциплины как таковой.

На необходимость дифференцированной библиометрической оценки в социальных науках обратили внимание К. Прпыч (К. Prpic) и Н. Петрович (N. Petrovic) (Хорватия). Область социальных наук гетерогенна, а потому ее предметное поле нуждается в специфических критериях оценки, что особенно следует учитывать, когда речь идет о науках в посткоммунистических странах. Были представлены результаты эмпирического исследования различных баз данных, содержащих публикации хорватских социологов и политологов с докторской степенью, занятых в научных учреждениях. В теоретическом аспекте исследование показало, что различие в моделях научной продуктивности может свидетельствовать о различиях в развитии карьеры ученых даже в относительно тесно связанных социальных науках, таких как социология и политология. Основные методологические выводы из результатов исследования показывают, что поисковая система Google Scholar является более подходящим источником для библиометрического анализа в обеих дисциплинах, чем WoS.

«Количественному измерению» науки, мировым университетским рейтингам, было посвящено выступление O. Кивинен (O. Kivinen) и Ю. Хедман (J. Hedman) (Финляндия). Они констатировали, что значение рейтинга как инструмента, измеряющего научную продуктивность, вряд ли можно оспорить, но можно усомниться в универсальности критериев мировых рейтингов, в которых ведущие позиции занимают американские и британские университеты. Вместе с тем рейтинги имеют «гипнотическое» воздействие,

перефразируя Декарта: «Есть в рейтингах, следовательно, существую». Несмотря на свою популярность, университетские рейтинги остаются слишком грубым инструментом для формирования национальной научной политики. Докладчики обратили внимание на необходимость иных рейтингов, например, HEEACT, которые предлагают количественно более разнообразный массив данных и позволяют отслеживать динамику развития и улучшение показателей научной продуктивности университетов по областям знаний. Согласно этому рейтингу, высокие показатели демонстрируют Финляндия, Швейцария, Бельгия и Германия, значительно улучшили свои показатели научной продуктивности и ряд других стран -Польша, Дания, Испания, Италия, Россия, Португалия, Греция, Мексика и Бразилия.

Значительная часть выступлений на семинаре тематически выстраивалась вокруг проблемы институциональной трансформации академической карьеры в современном мире. T. Карвальо (T Carvalho), С. Кар-дозо (C. Cardoso) и С. Роза (S. Rosa) на примере Португалии рассмотрели вопрос об изменении социального статуса академических профессий. Традиционно высокий престиж профессии в последние десятилетия стоит под вопросом, главной причи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»

Добавить комментарий

Закрыть меню