Как оценить стоимость бизнеса

Как оценить бизнес перед продажей

Продажа бизнеса – закономерный этап развития компании. И успех того или иного бизнес-проекта напрямую связан с ценой, которую за него готовы заплатить покупатели.

Безусловно, владелец компании заинтересован в максимально высокой оценке своего бизнеса. В экономической теории его стремление обозначается аббревиатурой SDP (the sellers dream price).Дословно – предел мечтаний продавца. В противовес ему существует правило «10-50», разработанное западными специалистами-оценщиками. В российской практике оно тоже находит применение: итоговая стоимость компании обычно на 10-50% ниже заявленной продавцом изначально.

Чтобы разница между ожиданиями продавца и готовностью покупателя была минимальной, важно адекватно оценивать компанию, прежде чем выставить ее на продажу. Существует множество методов оценки, вникнуть в которые без помощи специалистов предпринимателям вряд ли удастся. Но знать основные из них нужно, чтобы уяснить: грамотная оценка компании – залог успешной сделки по ее продаже.

Оценка, исходя из затраченных на бизнес средств

На первый взгляд, самый очевидный и логичный метод оценки бизнеса. Цена компании равна объему понесенных затрат. Учитываются операционные расходы – все, что вы вкладывали в создание, развитие и функционирование бизнеса до момента его продажи. Значение имеет также штатная численность и объем фонда оплаты труда.

Все данные, безусловно, должны быть подкреплены отчетной документацией. Поэтому такой способ оценки может быть применим только к максимально легальному бизнесу, в управлении которым серые схемы отсутствуют полностью или их применение незначительно. Кроме того, ваши расходы должны быть оправданы и понятны потенциальному покупателю.

Оценка бизнеса. Как оценить бизнес прежде чем его купить

Необоснованные траты, понесенные в результате неграмотного менеджмента, цены бизнесу не прибавят.

Впрочем, оценку, основанную на суммировании затраченных средств, вообще можно считать условной и применять только в совокупности с другими, более объективными способами. Дело в том, что этот метод не учитывает стоимость нематериальных активов, так называемый гудвилл: репутацию вашего бизнеса, идеи и разработки. Так что применение только этого метода оценки приводит к заниженной стоимости бизнеса.

Оценка по общей стоимости активов

Этот метод целесообразно применять к бизнесу, который предполагает владение крупными материальными активами. Например, промышленное производство или недвижимость. Для бизнеса инновационного, где цена материальных активов не столь показательна, этот метод, как и предыдущий, применять нецелесообразно: он не учитывает стоимость интеллектуальной собственности. Следовательно, компания будет недооцененной.

Кроме того, первые два метода оценки упускают влияние внешних и внутренних факторов на стоимость бизнеса. Например, конъюнктура рынка или сотрудничество с ключевыми партнерами – эти нюансы, безусловно, сказываются на стоимости компании, но при ее оценки указанными методами они не будут учтены.

Оценка на основе средних рыночных показателей или с учетом опыта конкурентов.

Этот метод подразумевает использование так называемых отраслевых мультипликаторов – формул, по которым рассчитывается средняя стоимость бизнеса для той или иной сферы. Например, средняя цена продажи страховой компании составляет 120-150% годовых комиссионных. Цена продажи автомастерских складывается из удвоенной месячной прибыли и рыночной стоимости оборудования. Интернет-магазин можно оценить по отраслевым коэффициентам, исходя из объемов продаж за полгода и стоимости лицензии\разрешений\доступов, если они требуются.

И если с отраслевыми мультипликаторами знакомы далеко не все, то оценить бизнес, основываясь на опыте конкурентов, может практически любой предприниматель. Это, пожалуй, один из самых доступных для непрофессиональных оценщиков методов.

Достаточно изучить открытые источники, в которых выложена информация о продаже действующего бизнеса. Это могут сайты специализированных компаний, деловые печатные издания. Из объявлений о продаже бизнеса нужно сделать выборку, куда войдут компании, сфера деятельности которых аналогична вашей. Сравните количество объявлений о продаже такого бизнеса с числом заявок на покупку.

Здесь действует всем известной правило: если предложение превышает спрос, ликвидность снижается, адекватная цена не может быть высокой.

При этом помните: этот метод позволит получить усредненную стоимость, он не учитывает специфики именно вашего бизнеса. Опыт других участников рынка имеет смысл экстраполировать на свою компанию с рядом оговорок. Так, вы должны четко понимать, в чем ваше преимущество перед конкурентами, какие локальные особенности ведения бизнеса могут сказаться на его стоимости. Очевидно, что цена продажи двух похожих компаний, расположенных в разных странах или даже разных регионах одной страны, может серьезно отличаться.

Оценка по плану развития на ближайшие пять лет

Заплатить за компанию столько, сколько она принесет в обозримом будущем – логично. Для этого продавец должен предоставить убедительный и обоснованный финансовый план на ближайшие пять лет. Иначе говоря, провести анализ дисконтированных денежных потоков (discounted cash flow).

Фактически это будущие денежные поступления, оценка которых адаптирована к существующим реалиям. Основные параметры, которые учитываются, — запланированный рост продаж и рентабельность бизнеса. Безусловно, прогнозы должны быть подтверждены.

Метод основан на сопоставлении объективных рыночных факторов и экспертных заключений. То есть провести оценку с помощью данного метода может только специалист. Но вы как продавец компании должны четко понимать: сколько ваш бизнес зарабатывает, как долго он будет окупаться, что нужно сделать для достижения оптимистичных финансовых прогнозов.

С большей долей вероятности потенциальный покупатель или инвестор может посчитать полученную оценку спорной. Грамотно ответить на возражения здесь сможет только компетентный специалист по инвестпроектам или оценщик, привлекайте его на переговоры.

Чтобы стоимость вашей компании при продаже была адекватной и взаимовыгодной, не стоит пренебрегать тремя универсальными правилами

1.     Используйте сразу несколько методик при определении цены бизнеса. Только в совокупности они могут дать объективную оценку компании.

2.     Для разных покупателей цена бизнеса может отличаться. Если потенциальный покупатель действительно заинтересован в вашей компании, он, скорее всего, согласится с ценой, даже если она превышает предварительную оценку. Вопрос в конкурентоспособности вашей компании и поиске идеального покупателя для нее.

3.     Помните, что конечная цена, которую вы получите за свою компанию, — результат переговоров с покупателем. И в ваших интересах иметь убедительные аргументы. Поэтому готовьте свой бизнес к продаже с помощью квалифицированных финансовых и юридических специалистов.

Узнать больше о том, как проводят оценку бизнеса в ЭНСО-Оценка, можно здесь.

Цены

Сколько стоит разработка бизнес-плана?

Сколько стоит разработка бизнес планов в компании F-Management?

Как оценить стоимость малого бизнеса?

Стоимость бизнес плана зависит от многих факторов и определяется в процессе переговоров. В компании F-Management нет фиксированных цен, есть определенные ценовые рамки для составления среднего или развернутого бизнес плана, а также проведения маркетинговых и стратегических исследований. Цена бизнес плана будет определена после того, как наши специалисты ознакомятся с сутью вашего проекта, но уже сейчас вы можете проконсультироваться по вопросу стоимости услуг, позвонив нам.

От чего зависит стоимость бизнес плана?

  • От сложности бизнес-процессов нового или уже функционирующего предприятия.
  • От глубины проработки бизнес плана – мы занимаемся составлением средних и развернутых бизнес планов.
  • От наличия исходной информации и ее качества.

Бизнес план – это инструмент привлечения финансирования.

В большинстве случаев мы сопровождаем бизнес планы вплоть до получения финансирования, защищая их перед банками и инвесторами, – эта услуга уже входит в стоимость бизнес плана, при этом основную часть оплаты клиенты предоставляют только по мере достижения результата.

С расширенным пакетом услуг и ценами F-Management можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Как оценить бизнес при покупке или продаже: методы и примеры

.

Классический фундаментальный анализ. Формула справедливой цены, оценка долгового актива, облигации, векселя

Проводим классический фундаментальный анализ сами. Определяем справедливую цену по формуле. Принимаем инвестиционное решение. Особенности фундаментального анализа долговых активов, облигаций, векселей. (10+)

Классический (фундаментальный) анализ

‘);

Оглавление :: Поиск

Универсальная формула справедливой цены

Классический (фундаментальный) анализ основан на положении, что у объекта инвестирования есть справедливая цена. Эта цена может быть вычислена по формуле:

Si — сумма дохода, который будет получен от инвестирования в i-ом году, считая от текущего в будущее, ui — альтернативная доходность вложений за этот период (с текущего момента до выплаты i-й суммы).

Например, Вы приобретаете облигацию с погашением через 3 года с выплатой единовременно всей суммы основного долга и процентов по ней.

Сумма выплаты по облигации вместе с процентами составит 1500 рублей. Альтернативную доходность вложений определим, например, по доходности депозита в Сбербанке. Пусть будет 6% годовых. Альтернативная доходность составит 106% * 106% * 106% = 119%. Справедливая цена получается равной 1260.5 рублей.

Приведенная формула не очень удобна, так как альтернативная доходность обычно предполагается по годам (даже в примере мы брали годовую доходность и возводили в третью степень). Преобразуем ее к годовой альтернативной доходности

здесь vj — альтернативная доходность вложений за j-й год.

Почему все активы не стоят свою справедливую цену?

Несмотря на свою простоту, приведенная формула не позволяет точно определить стоимость объекта инвестирования, так как содержит показатели, которые нужно прогнозировать для будущих периодов. Альтернативная доходность вложений в будущем нам неизвестна. Мы можем только предполагать, какие ставки будут на рынке в тот момент. Особенно большие погрешности это вносит для инструментов с большими сроками погашения или без таковых (акции, консоли). С суммой платежей тоже не все однозначно. Даже для долговых ценных бумаг (облигаций с фиксированной доходностью, векселей и т. д.), для которых, вроде бы, суммы платежей определены условиями выпуска, реальные платежи могут отличаться от планируемых (а в формуле стоят суммы именно реальных, а не планируемых платежей). Это происходит при дефолте или реструктуризации долга, когда эмитент не может выплатить всю обещанную сумму.

Оценка стоимости компании

Для долевых ценных бумаг (акций, долей, паев и т. д.) суммы этих платежей вообще зависят от результатов деятельности компании в будущем, и соответственно, от общей экономической конъюнктуры в те периоды.

Таким образом, точно рассчитать по формуле справедливую цену невозможно. Формула дает лишь качественное представление о факторах, влияющих на справедливую цену. На основе этой формулы можно выработать формулы для ориентировочной оценки цены актива.

Оценка справедливой цены долгового актива (с фиксированными платежами), облигации, векселя

В новой формуле Pi — сумма, обещанная к выплате в соответствующий период, ri — дисконт, основанный на нашей оценке надежности вложений. В нашем предыдущем примере пусть надежность вложений в Сбербанк мы оцениваем как 100%, а надежность нашего заемщика — как 90%. Тогда оценка справедливой цены составит 1134.45 рублей.

(читать дальше…) :: (в начало статьи)

Оглавление :: Поиск

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Еще статьи

Когда менять машину на новую? Обслуживать ли автомобиль у дилера? Плат…
Когда имеет смысл обновить машину? Точный математический ответ. Стоит ли проводи…

Паевые инвестиционные фонды, ПИФ, паи. Типы, виды, категории, классифи…
Особенности паевых инвестиционных фондов разных видов. Инвестиционная привлекате…

Отраслевые, индексные фонды, массовые инвесторы, спекулянты — техничес…
Особенности отраслевых инвесторов, фондов, массового инвестора, спекулянтов — те…

Выбираем банк для вклада, депозита осмысленно. Обратим внимание. Госуд…
Не каждый банк подойдет для вложений в депозиты. Государственная гарантия защища…

Кредиты на неотложные нужды, траты. Кредитные карты. Правильно выбирае…
Подбираем и пользуемся правильной хорошей кредитной картой. Бережем Кредитную ис…

Какова экономия денег, средств семейного бюджета? Сколько удается экон…
Вероятно, Вы сами пользуетесь своей методикой. Какова практическая экономия дене…

Скатерти купить, дешево, продажа, распродажа — нам дурят голову…
Скатерти из Европы.

Распродажа. Не дурите голову покупателям….

Покупать, тратить лишнее, переплачивать. Пустые неразумные покупки, тр…
Как покупать то, что нужно, по правильной цене? Разумно экономим, бережем деньги…

Добавить комментарий

Закрыть меню