Как развить свой интеллект

Brain Workshop — тренажер подвижного интеллекта

Подвижный интеллект (fluid intelligence) — это способность воспринимать и запоминать новое, решать новые проблемы, с которыми раньше не сталкивался.

Подавляющее масса тренинговых программ дают шаблоны действий и направлены на развитие так называемого кристаллизованного интеллекта, который основан на приобретённых знаниях и умениях.


Подвижность интеллекта считается данной от рождения константой.

Специальные ментальные упражнения, известные как Dual N-Back, могут действительно улучшить работу памяти (КВП, кратковременной памяти) и подвижного интеллекта. 

На ежегодном собрании Ассоциации психологических наук, прошедшей в Вашингтоне, американский ученый Джон Джонидес (John Jonides) из университета Мичигана выступил с новыми данными, показывающими, что практика решения задачи N-Back в течении двадцати минут на протяжении 20 дней значительно увеличивает показатели в стандартных тестах на решение незнакомых и неожиданных задач, то есть улучшает "подвижный" интеллект (fluid intelligence), выделяемый в противоположность "кристаллизовавшемуся" — накопленным знаниям и опыту, и являющийся важной частью интеллекта вообще.

Изменения при этом сохранялись в течении трех месяцев после окончания тренировок.

В задачи n-назад (иногда ее называют игрой) предъявляется последовательность стимулов — либо загорающиеся квадратики в поле, разбитом на сетку, либо произнесенные буквы, либо сочетания и того и другого. Необходимо при каждом предъявлении определить, встречался ли уже этот стимул в течении последних n ходов. Чем больше n, тем сложнее задача. Обычно начинают с n=2 и постепенно доходят до больших значений.

Подобный процесс требует немалой концентрации внимания и активности "рабочей" памяти — то есть той, которая легко доступна в данный момент времени и находится как бы на "рабочем столе" сознания. Сам тест был разработан для стимулирования мозговой деятельности во время психофизиологических и нейрофизиологических экспериментов в 60-х годах прошлого века. Поскольку процесс оказался увлекательным и динамичным, он получил широкое распространения в качестве развивающего упражнения "для ума". Джонидес исследовал только пространственный, более простой вариант, теста и показал, что его вполне достаточно для эффективной тренировки интеллекта.

Исследование проводилось на 200 испытуемых, среди которых были как взрослые, так и дети (улучшения наблюдались как для тех, так и для других). Результаты показали, что существует прямая связь между количеством упражнений и силой эффекта (чем больше выполняешь упражнений, тем значительнее улучшение показателей в тестах). Также тренированные дети были более устойчивы к "обману" — меньше верили заманчивой, но неверной информации.

Скачать

Когнитивная психология

Когнитивная психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 — начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д.Бродбент, С. Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р.Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). При таком более широком подходе когнитивная психология. включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллекту алистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони). Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений когнитивная психология не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе. С позиций советской психологии анализ формирования и актуального функционирования знания как психического отражения действительности необходимо предполагает изучение практической и теоретической деятельности субъекта, включая ее высшие социализированные формы.

Основной смысл

Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Здесь главная роль отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Это направление возникло под влиянием информационного подхода.

Представим действия, которые выполняет компьютер: получение, манипуляции с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т.д. Не побуждает ли это предположить, что познавательные процессы реальны, «что их можно исследовать и даже, может быть, понять» (У. Найсер). В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.

Задачи когнитивной психологии

Таким образом, когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение. Эти исследования привели к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта. Теперь уже можно поставить вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард).

Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, причем основное внимание уделяется обучению. Анализируется весь учебный процесс по Д.П. Озбелу, Дж. Брунеру, когнитивная психология показывает, что эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.

Упрощенные модели

Важное условие обучения — интерес учащихся к изучаемому предмету. Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Интересна в этом отношении точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г.Саймона, согласно которой «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды».

Согласно Р. Солсо, современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятия, распознавания образов, внимания, памяти, воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого интеллекта и искусственного интеллекта.

Одна из моделей, которой обычно пользуются когнитивные психологи, называется моделью переработки информации. Нужно понять ограничения когнитивных моделей. Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработки информации, используют для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными. (Р.

Солсо).

Обработка информации — это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Неудивительно, что эта модель очень напоминает хорошо известную «машину» — компьютер.

Значение когнитивного подхода

Когнитивная психология рассматривает восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект. Это все может быть описано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец, использование информации.

Для того чтобы познать механизмы сбора информации нужно понять систему интерпретации сенсорных сигналов, научиться распознавать паттерны. Распознавание паттернов — это сопоставление стимулов с тем, что находится в долговременном хранилище (памяти). Например, человек не знает многие марки машин, но, увидев машину, у него в мозгу бессознательно идентифицируется, что это машина. Пусть ему и неизвестна марка, но он с уверенностью скажет, что это машина.

Существует несколько моделей достижения и отбора информации в когнитивной системе. Когда же информация достигла когнитивной системы, она начинает преобразовываться в другие формы. Здесь уже подключается память, обработка и хранение информации, процессы запоминания и забывания, а также преобразование информации в знание, организация и репрезентация знаний, управление знаниями, результативность. Но все эти вопросы будут освещены позже.

Описание этапов процесса обучения

Сейчас мы должны понять, что в когнитивной системе как нельзя лучше описываются все этапы процесса обучения человека. Очевидно, что когнитивная психология более точно, научным языком описывает процессы, происходящие в мозгу человека во время его обучения, нежели психоанализ, который более описателен и субъективен.

Для объективности можно сказать, что когнитивная психология, создававшаяся как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений, находится на пути объединения разрозненных линий исследований на единой концептуальной основе. Дальнейшее развитие поможет ей преодолеть методологические трудности.

Когнитивная психология это подход, подчеркивающий значение когнитивных процессов. Многим кажется неправомерным сравнение человека с машиной, но ведь это просто удобный способ описания системы.

Исследование когнитивной системы человека

Когнитивная психология позволяет исследовать когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом, получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлять сохраненной информацией, использовать и выражать. Очевидно, что человек, как и компьютер, обрабатывает символы при решении задач и становится возможным использовать компьютер для моделирования деятельности человека.

Так, например, при исследовании внимания либо памяти человека можно использовать различные компьютерные структуры, чтобы смоделировать и протестировать некоторые процессы. Не только компьютеры оказали влияние на развитие когнитивной психологии, но процесс оказался взаимным. Психология также оказала воздействие на проектирование и использование машин.

А мы теперь отправляемся в долгое, и думаю не только познавательное, но и интересное плавание по морям знания на когнитивном корабле вместе с любопытным «малышом».

«О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений парадоксов друг, И случай, Бог изобретатель».

Эти строки А.С. Пушкина, ставшие частично эпиграфом известной телепередачи «Очевидное-невероятное», как нельзя лучше выражают наши надежды и чаяния на дальнейшее развитие науки.

Успех в жизни человека неразрывно связан с его умственными способностями. То есть, не может быть начальника – круглого идиота, или до боли глупого бизнесмена, какими их себе часто представляют те, кто сам на самом деле глуп. Начальник не был бы начальником, если бы он был идиотом, точно так же и бизнесмен не занимался бы бизнесом, если бы он был недалеким человеком. И политик не пришел бы к власти, если бы не понимал в ней больше остальных. В общем как это обычно показывают в фильмах или пишут в книгах, властные люди не глупы, вопреки сложившемуся стереотипу у большинства людей, из числа тех конечно, кто из себя ничего не представляет. Сказка про Ивана дурака, который вечно оказывается при деньгах и с красивой женщиной, это только сказка, в жизни-то совсем все наоборот. Поэтому крайне важно объективно смотреть на то, кем вы являетесь на самом деле, вы должны быть адекватны к себе, если хотите развиваться, в противном случае вы останетесь на месте, а то и вовсе начнете деградировать.

Очень важно понимать, что умный человек, это не тот человек, у которого высокий коэффициент интеллекта, проверяемый бессмысленными тестами, это не хороший шахматист или математик, и тем более не ходячая энциклопедия, которая много чего знает, а толку с этого ноль. Умный человек – это человек который не работает не то что на других, а даже на себя, это человек на которого работают другие. Умным можно назвать человека, который подстраивает окружение под себя, а не сам подстраивается под него, в конце концов это просто человек, который в тридцатиградусную жару сидит в прохладном месте и потягивает коктейль, а не гнет где-нибудь спину в поте лица, за зарплату. Вот линейка, которой вы должны измерять свои собственные способности, и на что должны ориентироваться, возьмите себе эту установку на вооружение. Как психолог могу сказать, что разбор чужих проблем и их решение, не является признаком большого ума, если у психолога своя собственная жизнь идет коту под хвост. Пусть он хороший специалист, но на расстановку приоритетов у него явно ума не хватает.

Как собственно мне всегда было непонятно поведение психологов, создающих например хорошую рекламу себе за деньги, которая реально влияет на психику людей, вынуждая их покупать продаваемый кем-то товар. Если вы ребята такие умные, то почему работаете на других, продвигая их товар за зарплату, вы ведь как минимум должны это делать за процент, а то и вовсе продавать от себя, вы же умеете делать рекламу. Я проходил через все это, до того как помимо работы психологом, занялся еще и бизнесом, который собственно и привел меня к более существенному финансовому положению. Так что понимая столь очевидные вещи, несущие в себе большой смысл, мы по определению меняем свое отношение к себе и окружающим, и затем полностью меняем свое поведение. Ну не будете вы воспринимать всерьез человека, если его жизнь ни чем не отличается от среднестатистической, и если кто и будет вас впечатлять, то это будут люди, которые реально находятся на более высокой ступени развития чем вы.

Причем вам не следует комплексовать по этому поводу или признавать таких людей авторитетами для себя, авторитетов в этой жизни для вас вообще не должно быть. Все что вам следует понять, это то, что люди, живущие реально лучше вас, просто знают то, чего не знаете вы, и умело этим пользуются. Они могут быть немного смелее вас, решительнее, хитрее и так далее, но основой основ интеллектуального уровня развития, является концепция, которой придерживается человек. Достаточно понимать, что единственным показателем вашего ума может быть только ваша жизнь, а не какие-то там тесты, дипломы и прочая ерунда, и вы уже будете жить другой жизнью. Ваша психика очень сильно зависит от вашего представления о себе, но не надо впадать в уныние от осознании своего истинного уровня развития, это очень большая ошибка, которую к сожалению совершают многие. Когда вы знаете истинное положение дел, вам гораздо проще сделать все так, как надо, то есть, понимая свои ошибки, вы с легкостью можете их исправить.

Допустим вы поняли, что знания, не оказывающие на жизнь качественного воздействия, не имеют никакого смысла, а вы наивно считали себя умным человеком располагая ими, то что собственно вам расстраиваться, просто переключите свое внимание на действительно важные вещи. Это очень важный момент, который говорит о том, нет для человека приговора, жить той или иной жизнью, вопреки его собственным убеждениям.

Очкарик ботаник, вовсе не должен углубляться в науку, если у него есть проблемы с девушками и друзьями, он не должен отказываться от своей потребности и переключаться на то, что как ему кажется, является его предназначением. Необходимо решить проблему своих потребностей, так как это является более приоритетной задачей, и лишь затем заниматься другими вещами. Это очень важно для психики человека, желающего жить полноценной жизнью, право на которую имеют все без исключения. Причем что самое интересное в этой жизни, в ней нет границы нашего развития, мы можем делать это на протяжении всей своей жизни, и определенно должны это делать, как существа разумные, коими мы себя считаем.

Так что друзья мои, развитие умственных способностей человека, можно оценить качественным улучшением его жизненных условий, безпроблемным удовлетворением всех своих потребностей, который вообще не должны рассматриваться им как проблема. Осознание и принятие этой концепции, уже можно считать хорошим скачком в вашем умственном развитии, но если вы упираетесь и начинаете защищать свои стереотипы, находя аргументы в пользу других, бессмысленных показателей своих умственных способностей, то ваш уровень к сожалению пока еще не велик. А раз так, то ваша деятельность никак не будет связана с целью добиться в этой жизни успеха, посредством достижения положительных результатов в действительно важных для вас делах. Если вы заучили название каждого насекомого на планете, и гордитесь своими знаниями, что же, это ваше право, никто не в праве вас за это судить, но с практической точки зрения, ваши знания не вывели вас на более высокий уровень интеллектуального развития, о чем явно будет свидетельствовать ваша жизнь.

Таких примеров может быть сколько угодно, я не буду возвращаться к признакам типичного заблуждения, скажу лишь, что вы и ваши интересы, страдают больше от вашего непризнания действительного положения дел, нежели от смены своего взгляда на самих себя. Так что хотите измерить свой собственный рост умственного развития, пользуйтесь правильно линейкой, дабы знать куда вам следует расти и стоит ли вообще это делать.

Обычно человек понимающий и принимающий данную концепцию, впадает в некий ступор, после которого к нему приходит уныние и грусть. Это естественная реакция, ведь он всегда считал себя достаточно умным, а тут оказывается, что это на самом деле не совсем так. Мы же все чего-то не знаем и не понимаем, верно, только не всего это признаем? Но надо сказать, что это уныние, когда ты не доволен собой, довольно быстро проходит, и вместо него к тебе приходит чувство радости, так как не смотря на угнетающую тебя правду о твоих способностях, ты теперь знаешь правду, которая дает нам всем возможность действовать так, как надо. Ведь это очень хорошо, когда мы, чего-то не зная, узнаем об этом. Зная о чем-то, вы больше не будете стоять в тупике или на месте, ведь у вас появилась возможность все исправить, улучшить, изменить. Так что это хорошо, когда мы узнаем, что в чем-то заблуждались, что в чем-то мы совсем не умны. Правда, не все люди могут принять это, к сожалению.

И все же, друзья, не может не радовать тот факт, что через осознание своего невежества, мы двигаемся вперед. В особенности это не может не радовать человека, нацеленного на результат, желающего чего-то добиться в своей жизни. Так что бояться трезвости своего взгляда на мир и на самого себя не следует. Бояться надо иллюзий, которые для нас создают одно представление о самих себе, а в действительности просто затмевают нам глаза. Это совсем не то, что отвечает нашим, вашим интересам. Закон отрицания отрицания, ясно показывает нам необходимость отрицать старое, чтобы придти к новому, и так мы по задумке природы должны поступать всю жизнь. Делая это, можно предположить, что самой верной нашей мыслью, будет мысль перед нашим последним вздохом, если конечно, мы не находимся на пути деградации, где каждая последующая мысль, заметно хуже предыдущей.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, пожалуйста, и нажмите Ctrl+Enter

Упражнения для развития интеллекта

или гимнастика мозга

Основой интеллекта любого человека является хорошая взаимосвязь между правым и левым полушарием головного мозга.

Кинезиологические упражнения (развитие интеллекта через движение) направлены именно на улучшение этой взаимосвязи, активизацию всех зон головного мозга, развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентации, мелкой моторики, а значит и развитие речи. Кроме того, такие упражнения улучшают состояние нервной системы и всего организма в целом.

Эти упражнения успешно используют в своей коррекционно — развивающей  деятельности логопеды, психологи, нейропсихологи, дефектологи и педагоги во всем мире.

В последние годы интерес к этому направлению определенно вырос, хотя кинезиологическими упражнениями пользовались еще Аристотель и Гиппократ более 2000 лет назад.

Ассортимент упражнений огромен, однако наиболее часто используются упражнения:

«Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», зеркальное рисование двумя руками одновременно, перекрестное марширование и другие.

Упражнения требуют не только систематичности, но и правильной техники выполнения.

Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении ребенок помогает себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

Перекрестное марширование.Движения одновременно правой рукой (локтем) и левой ногой. Затем то же левой рукой (локтем) и правой ногой.

Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустить обе руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот». Теперь левая рука должна ухватиться за правое ухо, а правая рука — за нос.

Зеркальное рисование.Ребенок рисует обеими руками одновременно зеркально-симметричные рисунки (буква О, сердечко, елочку и т.п.).

Можно делать это упражнение без ручки — пальцами на столе. Главное следить, чтобы движения были синхронными и симметричными.

Горизонтальная восьмерка (глазодвигательная гимнастика). Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, затем другой рукой, потом обеими руками вместе

«Цапля» Цапля стоит на одной ноге. Исходное положение: руки на поясе, на 1–2 – развести руки в стороны, поднять правую ногу, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же для другой ноги.

Существует огромное множество упражнений подобного рода.

Есть очень хорошее видео в интернете «Развитие полушарий мозга: Упражнения для мозга». Там девушка на белом фоне в голубом костюме показывает очень интересные упражнения (длительность 10:16).

Как повысить уровень интеллекта?

Вопрос о том, как повысить уровень интеллекта, актуален не только для тех, у кого низкий результат IQ. Мозг человека требует постоянных тренировок и умственных нагрузок, и только такой ритм жизни позволяет ему сохранять остроту и четкость до самой старости. Мы рассмотрим, как поднять уровень интеллекта.

Как поднять уровень интеллекта?

Повышение уровня интеллекта – это не разовая акция, а постоянный труд. Именно в таком виде вы получите максимальный результат. Предлагаем вашему вниманию несколько привычек, которые помогут стабильно развивать интеллект:

  1. Играйте с домашними в интеллектуальные игры. Вы привыкли проводить вечера перед телевизором или за компьютером? Откажитесь от этого в пользу интеллектуальных игр. Таких сейчас существует великое множество, и все они очень интересные и занимательные: например, «Эрудит» или «Элиас». Впрочем, подойдут и классические варианты: нарды, шашки, шахматы, судоку.
  2. Занимайтесь творчеством.

    У каждого человека есть свои задатки: кто-то легко научится играть на музыкальном инструменте, кто-то без труда освоит художественное искусство, а кто-то всегда мечтал писать стихи или прозу. Занимайтесь творчеством ежедневно!

  3. Ученые доказали, что развитие мозга связано с физическим развитием тела – включите спорт в свой распорядок! Тем более, спорт требует вникания в устройство работы мышц, а заодно и в принципы правильного питания для спортсменов, что также будет серьезной мозговой работой.
  4. Когда вам предстоит рутинная работа, подумайте, как можно усовершенствовать его исполнение, сделать его быстрее и интереснее. Ищите новые подходы к любой работе.
  5. Старайтесь как можно чаще бывать в новых местах – например, искать новые пути от работы до дома, на выходных прогуливаться по малознакомым паркам города, для туристических поездок каждый раз выбирать новое место.
  6. Возьмите за правило хотя бы 10 минут в день посвящать головоломкам, пазлам и аналогичным занятиям.
  7. Испытайте свой мозг в принципиально новых областях. Попробуйте вникнуть в те науки, которые раньше никогда не изучали, будь то философия, архитектура, история народов Сибири, биография художников или принципы игры на бирже.

Кроме этого, высокий уровень интеллекта включает в себя знания в разных областях: иногда проводите время за чтением книг по истории или произведениями великих классиков. Такая комплексная работа не только разовьет мозг, но и сделает вашу жизнь интереснее!

 

Статьи по теме:

Фильмы, меняющие мышление

В этой статье мы предлагаем ознакомиться со списком кинокартин, которые способны не просто повлиять на мышление, но и кардинально изменить его.

Шесть шляп мышления

Шесть шляп мышления — относительно новая методика организации мыслительных процессов, широко применяемая самыми успешными мировыми компаниями для более креативного подхода в работе.

Как развить быстроту мышления?

Быстрота мышления помогает во многих жизненных ситуациях, а также в профессиональной сфере деятельности. В этой статье мы расскажем о простых упражнениях, благодаря которым можно развить быстроту.

Способности в психологии

Безусловно, каждый нормальный человек обладает теми или иными способностями. О том, что такое способность к чему либо с точки зрения психологии мы расскажем в этой статье.

Добавить комментарий

Закрыть меню