Когнитивные технологии в образовании

Вся жизнь в современном мире строится на получении информации. Тот, кто обучается быстрее, может собирать и анализировать большие объёмы данных, получает значительное преимущество перед другими людьми. Чтобы получить такие навыки, требуется хорошее образование.

Тип Когнитивной образовательной технологии

Процесс обучения также должен подстраиваться под современные реалии, поэтому появляются новые методы и технологии обучения. Сейчас принято считать, что самые эффективные способы получения знаний построены на применение когнитивных образовательных технологий.

Когнитивистика и её методы

Когнитивистика – это направление науки, которое объединило в себе когнитивную психологию и лингвистику, нейрофизиологию и теорию познания, а также несколько смежных дисциплин. Подробнее об этом научном направлении и его взаимодействии с другими областями знаний вы можете узнать, перейдя по ссылке https://www.syl.ru/article/288687/new_kognitivnyie-tehnologii-v-obrazovanii. Нас же интересует конкретная связь когнитивных методов и образования. Когнитивистика породила когнитивные технологии обучения. Под этим термином скрыто простое значение – это интеллектуальное развитие обучаемого, разбитое на ряд модулей. И каждый модуль — это система уроков либо блоков, которые бывают трёх видов:

  • Блок входного мониторинга
  • Теоретический блок
  • Блок процессуальный

В первом блоке преподаватель оценивает уровень когнитивной готовности ученика, т.е. его способность воспринимать информацию, на втором этапе, в теоретическом блоке, учитель помогает обучаемому создать логические и специфические связи между старой и новой информацией. И на последнем этапе ученик должен сформировать представление о практическом применении предоставленных ему данных.

После третьего этапа проводятся обобщающее повторение, контроль и коррекция, что значительно увеличивает эффективность проведённых уроков.

Важные условия

Чтобы понять, что применение технологии будет полезно, нужно увидеть, что для каждого вида научного знания нужна особая специфика ума. К примеру, для изучения физики и геометрии ученик должен обладать хорошо развитым пространственным мышлением, а для понимания литературы, обучаемый должен быть способен к анализу и чувственному восприятию текста.

Конечно, отсутствие этих факторов не является критичным аспектом, ведь любое качество ума можно развить, главное — это найти мотивацию. Именно мотивация даёт шанс увеличить интерес к предмету, увеличить их возможности в обучении.

Примеры когнитивных технологий

Например, когнитивно — лингвистический подход на данный момент считается самым эффективным и быстрым способом выучить иностранный язык. Любая система языка, как родного, так и иностранного — это совокупность понятий, отражённая в лексике, и способы связи этих понятий, которая заключена в грамматике. Суть подхода заключается в том, что, не зная точно, какое слово соответствует какому понятию, обучающийся анализирует различные модели значений, называемые мыслительной картиной. И после анализа выделяет основные признаки предмета. Такие мыслительные образы помогут запомнить основные аспекты лексики и сочетаемости понятий.

Как когнитивные технологии расширяют границы

Такие технологии позволяют значительно увеличить эффективность процесса обучения, ведь теперь обучающий в первую очередь ориентирован на одного ученика, а не на группу людей, что также противопоставляет новый метод когнитивного познания старым образовательным теориям, ориентированным на усреднённого человека. Ведь давно доказано, что процесс формирования когнитивных схем у каждого человека проходит по-разному, всё зависит от его эмоционального отношения к педагогу, изначальных интеллектуальных способностей, его отношения к заданию и обстоятельствам, в которых приходится эту задачу решать.

Но, как доказано многими исследователями и педагогами-практиками, организация педагогического процесса, построенного на когнитивных технологиях, улучшает общее качество получаемого образования, увеличивает его эффективность, что и является основной задачей применения новых методов в образовании.

11 сентября 2017

Когнитивные технологии в образовании

Описание программы: важная особенность в том, что, пройдя курс, человек становится психотерапевтом самому себе, получает эффективные навыки решения своих внутренних проблем и конфликтов, узнает секреты эффективной психотерапии.

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) – одно из ведущих направлений психотерапии в современном мире. Её эффективность доказана в научных исследованиях. По результатам многих исследований она признана самым действенным и научно обоснованным из всех психотерапевтических подходов. На курсе вы познакомитесь с теорией, методами и техниками когнитивно-поведенческой психотерапии, поймете философию КПТ-подхода к психическим расстройствам, освоите способы работы с такими проблемами как панические атаки, страхи и фобии, депрессии, зависимости и др.

А также получите навыки осознанности и совладания с собственными тревожными состояниями, что, несомненно, позволит вам улучшить качество собственной жизни. Немаловажно, что обширный материал предлагается в краткосрочном и емком формате.

Принципиальная особенность программы в том, что основы КПТ рассматриваются в широком психологическом и клиническом контексте, что позволит слушателям применять полученные знания в жизни, а специалистам в любом направлении психотерапии и консультирования.

Что Вас ждет:

— КПТ тревожных состояний, страхов, панических атак

— КПТ зависимостей

— КПТ депрессивных расстройств (и суицидального поведения)

— методы поведенческой психотерапии

— теория и практика КПТ, техники и приемы

— концептуализация, реатрибуция, методы работы с дисфункциональными убеждениями, ошибками мышления и др.

— когнитивно-поведенческая психотерапия Аарона Бека; рационально-эмотивная психотерапия Альберта Эллис

— представление и анализ клинических психотерапевтических случаев

— домашние задание, контроль навыков, ответы на ваши вопросы

— предоставление и рекомендации литературы по темам курса

По окончании выдается сертификат о прохождении программы.

Данная программа будет полезна и информативна не только специалистам (практикующим психологам и психотерапевтам), но также всем, кто страдает от страхов, тревоги, депрессивных и зависимых состояний, просто интересуется психологией, тем, кто нацелен на глубокое понимание и гармонизацию взаимоотношений с людьми в собственной жизни.

1. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Психология образования и когнитивные исследования
Практическое занятие 2
ПСИХОЛОГИЯ
ОБУЧЕНИЯ
Светлана Евгеньевна Чиркина,
доцент кафедры педагогики высшей школы
ИПО К(П)ФУ, к. психол.н.

2. Сущность понятия обучения

Обучение – это процесс целенаправленной,
последовательной
передачи
общественноисторического, социокультурного опыта другому
человеку (людям) в специально организованных
условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
Процесс целенаправленного, сознательного
присвоения
человеком
передаваемого
(транслируемого)
ему
общественноисторического опыта и формируемого на этой
основе индивидуального опыта определяется как
учение.

3. Обучение как условие развития

1. Независимость детского развития от
процессов обучения О – Р
2. Обучение и есть развитие О = Р
3. Развитие (созревание) подготавливает и
делает возможным обучение, а
последнее как бы стимулирует и
продвигает вперед развитие (созревание)

4.

В статье Л.С.

Организация образовательного процесса в контексте развития когнитивных возможностей обучаемых

Выготского имеется такое суждение: « …если
отталкиваться от рассмотренных теорий, то можно наметить
более правильное решение вопроса об отношении обучения
и развития» (Л.С. Выготский, 1991; с.386). Это говорит о том, что
сам Л.С. Выготский не соглашался с решением этого
вопроса ни в одной из теорий, даже в третьей, которой он,
по-видимому, симпатизировал.
В этой же статье он сформулировал свою гипотезу о более
правильном решении обсуждаемого вопроса. Обучение, по
Л.С.Выготскому, является движущей силой психического
развития. Без обучения эффективное психическое развитие
ребенка невозможно. «Процессы развития не совпадают с
процессами обучения; первые идут вслед за вторыми,
создающими зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский,
1991;С.385).
Эта
гипотеза,
по
мнению
Выготского,
устанавливает единство, но не тождество процессов
обучения
и
внутренних
процессов
развития.
Она
предполагает переход одного в другое.

5.

В статье Л.С. Выготского имеется такое суждение: « …если
отталкиваться от рассмотренных теорий, то можно наметить
более правильное решение вопроса об отношении обучения
и развития» (Л.С. Выготский, 1991; с.386). Это говорит о том, что
сам Л.С. Выготский не соглашался с решением этого
вопроса ни в одной из теорий, даже в третьей, которой он,
по-видимому, симпатизировал.
В этой же статье он сформулировал свою гипотезу о более
правильном решении обсуждаемого вопроса. Обучение, по
Л.С.Выготскому, является движущей силой психического
развития. Без обучения эффективное психическое развитие
ребенка невозможно. «Процессы развития не совпадают с
процессами обучения; первые идут вслед за вторыми,
создающими зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский,
1991;С.385).
Эта
гипотеза,
по
мнению
Выготского,
устанавливает единство, но не тождество процессов
обучения
и
внутренних
процессов
развития.
Она
предполагает переход одного в другое.

6. Современные направления обучения (классификация И.А. Зимней)

1) По основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия
обучающего и обучаемого могут быть выделены формы контактного и дистанционного
обучения, где к первой группе относятся все традиционно разрабатываемые
направления обучения, ко второй – только создаваемое в настоящее время обучение
на расстоянии при помощи специальных взаимодействующих на выходе и входе
технических средств.
2) По основанию принципа сознательности (интуитивизма) выделяется обучение,
соотносимое с интуитивным освоением опыта, например освоением родного языка,
определённым Л.С. Выготским, как путь «снизу-вверх» (сюда относится возникшее в
середине 60-х годов суггестопедическое направление Г.К. Лозанова), и сознательным.
3) По основанию наличия управления образовательным процессом обучение может
быть разделено на: не основывающееся на нём (например, традиционное обучение) и
рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения (теория
поэтапного формирования умственных действий, программированное,
алгоритмизированное обучение).
4) По основанию взаимосвязи образования и культуры могут быть разграничены
обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и
формирование проектной деятельности обучающихся (теории проектного обучения), и
обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное
обучение).
5) По основанию связи обучения с будущей деятельностью может быть выделено
«знаково-контекстное», или контекстное, обучение (А.А.

Вербицкий) и традиционное
обучение внеконтекстного типа.
6) По способу организации обучения выделяются активные формы и методы обучения и
традиционное (информационное, сообщающее) обучение.

Психология образования и когнитивные исследования

English     РусскийRules

Добавить комментарий

Закрыть меню