Ментальная карта

Самосовершенствование

Содержание

Ментальная карта: примеры и этапы построения

10 января 2015

Количество информации в современном мире постоянно растет, но способы обращения с ней остаются прежними и уже малоэффективными. То, что было адекватным для использования нашими предками, современным людям не поможет справиться с имеющимися объемами и интенсивностью информационных потоков.

Применение диаграмм, списков, таблиц и текстов отличается некоторыми недостатками, хотя и проверено временем. Во-первых, если объем информации большой, то записать, запомнить, а потом и воспроизвести его становится довольно сложно. Во-вторых, трудным является процесс выделения ключевых идей. В-третьих, время используется в таком случае нерационально. Ну, и, в-четвертых, представленные способы ограничивают применение креативного подхода и генерацию новых идей при решении задачи. Поэтому современный научный мир говорит о таком способе, как ментальная карта. Примеры и этапы ее построения будут рассмотрены ниже.

Новый метод усвоения информации

Инновационным методом обработки и усвоения информации считается метод ментальных карт, придуманный Тонни Бьюзеном. Ученый заявляет, что проблемная ситуация – это процессы, происходящие в мозгу человека. Логические операции, речь, цифры, линейное представление фактов обрабатывает левое полушарие мозга. А вот за ориентацию в пространстве, восприятие, различные абстрактные операции отвечает правое полушарие.

Тони Бьюзен утверждает, что эффективная замена традиционных методов – это ментальная карта. Примеры этого способа показывают, что происходит запись информации, благодаря общей деятельности двух полушарий мозга и визуальному мышлению.

В чем преимущества нового способа обработки информации?

Ответ на этот вопрос простой и сейчас будет продемонстрирован. Первым преимуществом этого метода является то, что запись информации быстрая, легкая и не такая объемная. Второе преимущество – читая карту, вы будете иметь пред глазами структурированные и логические взаимосвязи. Третье преимущество – полезность такого способа, как ментальные карты. Программы развивают когнитивные процессы, а именно — память, мышление и воображение. Четвертое преимущество заключается в том, что при создании рисунка человек использует свой творческий потенциал и ресурсы обоих полушарий мозга. Пятое преимущество – информация запоминается практически моментально и с высоким уровнем качества. Шестое преимущество заключается в том, что легко научиться такому методу, как ментальная карта. Как составить ее? Вам поможет несложная инструкция.

Видео по теме

Ситуации применения метода Тони Бьюзена

Есть ряд областей, где проявляется эффективность использования такого способа, как ментальная карта. Примеры мы опишем ниже.

  1. Повышение уровня креативности. Представленный способ широко применяется в процессе развития креативности и в ситуациях брейн-сторминга. Он обеспечивает не только возможность генерирования новых идей, но и оформление их в четкую и органичную структуру.
  2. Сфера информационного менеджмента. Создание ментальных карт помогает организовать огромный поток информации в древовидную структуру, которая обеспечивает быстрое и эффективное распределение данных по различным иерархическим местам в зависимости от актуальности и целей человека.
  3. Возможность планирования. Часто метод Тони Бьюзена используют в тайм-менеджменте. Также планирование ресурсов, задач, сроков будет намного проще, если человек сделает его с помощью этого способа.
  4. Визуальное представление. Ментальная карта – хороший пример, чтобы люди могли визуально воспринять и обработать информацию в ее различных связях.
  5. В процессе обучения также применяется ментальная карта. Примеры, описанные выше, полностью объясняют преимущества и пользу применения такого метода.

Следующий блок представленной информации поведает читателям о том, как использовать этот метод.

Ментальная карта: как составить?

Нельзя сказать, что применение этого нового метода такое уж простое, ведь оно потребует от человека усилий, но полезность этого навыка окупит затрату ресурсов. Есть ряд этапов и нюансов, которые следует соблюдать, чтобы создать подобный рисунок.

Первые три этапа – фиксация ментальной карты

Первый этап – начальный. Его называют еще режимом свободных ассоциаций или брейн-стормингом.

Например, у вас есть проект. Взяв лист бумаги, запишите все мысли и идеи, приходящие в голову, даже самые нелепые. В этом процессе нет места критике и ограничениям.

Второй этап – собственно создание ментальной карты. Можете взять цветные карандаши и в центре напишите основную тему, от которой сделайте ветви и запишите идеи, связанные с основной целью и сгенерированные во время брейн-сторминга. Основные идеи также могут разветвляться на несколько идей низшего порядка.

Третий этап – фиксация сделанного рисунка. Вам следует отложить карту как минимум на 2 часа, а лучше всего — на 2 дня — и тогда вернуться к ней. Таким образом произойдет фиксация идей в сознании.

Завершающие этапы построения ментальной карты

Четвертый этап – возвращение к ментальной карте. На этом этапе с использованием цветов эмоционально раскрасьте свое творение: обозначьте важное или опасное для вас, радостное и веселое. Каких-то строгих требований по оттенкам нет, поэтому используйте то, что вам по душе. Создавайте яркие образы, ведь они помогут оживить рисунок и будут способствовать запоминанию.

Пятый этап – повторная фиксация карты. Снова отложите лист на срок от 2 часов до 2 дней. Вернувшись опять к полотну, вы сможете внести еще какие-то осмысленные изменения. Теперь ментальная карта готова!

Представленный метод достаточно молодой, но очень эффективный, и множество людей уже оценили его преимущества. Сделайте это и вы!

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка…

Похожие материалы

Компьютеры
IDEF0 диаграмма: примеры и правила построения

IDEF0 диаграммы строятся с помощью программы BPWin. Предназначены они для графического моделирования происходящих бизнес-процессовО методологии IDEF0

Образование
Интеллект-карта: пример и применение

Школьное обучение требует от детей, чтобы они хранили в памяти огромный объем информации. Это продиктовано разнообразием учебных предметов и ежегодным накоплением знаний. «Поместить» и удерживать все в сво…

Дом и семья
Диагностические карты в ДОУ по ФГОС: примеры и особенности

Диагностические карты в ДОУ по ФГОС были введены после модернизации дошкольного образования. Они ведутся воспитателем на каждого ребенка начиная с момента его поступления в детский сад и до его выпуска.

Образование
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом: примеры и образцы. Нормы построения словосочетаний и предложений с причастным оборотом

Грамматика русского языка интересна и сложна. В школьной программе множество пластов из синтаксиса, морфологии, словообразования, которые трудно воспринимаются обучающимися. Нарушение в построении предложения с причас…

Бизнес
Корректорские знаки: примеры и описание

Наверняка каждому приходилось слышать о скрупулезной и ответственной работе корректора. Разберем подробнее предмет его деятельности и познакомимся со специфическим языком корректуры.Что такое корректура

Бизнес
Бизнес-процессы: примеры и описание

Что собой представляют бизнес-процессы? Примеры позволят нам лучше разобраться в данном предмете, поэтому мы будем активно их использовать.Общая информацияДля начала давайте разберёмся с тем, чем же яв…

Бизнес
Рациональное поведение потребителя и производителя: описание, примеры и теории

Гипотеза о рациональном поведении потребителя является весьма интересной и занятной. Она может пригодиться и рядовому человеку, и предпринимателю.Общая информация

Бизнес
Корпоративный стандарт: правила и этапы внедрения

Вы задумывались о том, что отличает успешную, динамично развивающуюся компанию от сотен небольших торговых точек, продажи в которых годами остаются на низком уровне? В каждой благополучной организации принят корпорати…

Бизнес
Неорганические полимеры: примеры и области применения

В природе существуют элементоорганические, органические и неорганические полимеры. К неорганическим относят материалы, главная цепь которых неорганическая, а боковые ответвления не являются углеводородными радикалами….

Бизнес
Ленточные транспортеры: история и этапы усовершенствования

Первопричиной рождения механизма явилась необходимость орошения полей у древних земледельцев Египта, Месопотамии, Китая, Индии. Известно, что земледельцы в этих странах издавна вынуждены были искусственно поливать сво…

Карти розуму

Скачати 445 b.

Дата конвертації 02.06.2016
Розмір 445 b.

Карти розуму

  • Карти розуму

  • Інтелект-карти

  • Карти пам’яті

  • Mind Maps

Унікальна технологія роботи з інформацією, спосіб зображення процесу загального системного мислення за допомогою схем.

  • Унікальна технологія роботи з інформацією, спосіб зображення процесу загального системного мислення за допомогою схем.

1. Інформацію записувати легше, швидше і менше за обсягом.

  • 1. Інформацію записувати легше, швидше і менше за обсягом.

  • 2. При читанні карти видно взаємозв’язки в інформаційному блоці, структуру і логіку.

  • 3. При використанні ментальних карт людина розвиває мислення (творче та логічне), пам’ять і уяву.

  • 4. При використанні ментальних карт ми задіємо творчі процеси і використовуємо весь потенціал, так як використовуємо обидві півкулі мозку.

  • 5. Ми запам’ятовуємо інформацію відразу, більш якісно та у великих обсягах

  • 6.

    Методу ментальних карт легко навчитися.

Створення ясних і зрозумілих конспектів лекцій;

  • Створення ясних і зрозумілих конспектів лекцій;

  • Максимальна віддача від прочитання книг / підручників;

  • Написання рефератів, курсових проектів, дипломів.

  • Запам’ятовування.

  • ви за менший час даєте більше інформації, при цьому вас краще розуміють і запам’ятовують;

  • проведення ділових зустрічей і переговорів.

управління часом: план на день, тиждень, місяць, рік …

  • управління часом: план на день, тиждень, місяць, рік …

  • розробка складних проектів: нового бізнесу тощо

генерація нових ідей, творчість;

  • генерація нових ідей, творчість;

  • колективне рішення складних завдань.

чітке бачення всіх «за» і «проти»;

  • чітке бачення всіх «за» і «проти»;

  • більш зважене і продумане рішення.

Початок роботи з картами — режим вільних асоціацій або «мозковий штурм».

  • Початок роботи з картами — режим вільних асоціацій або «мозковий штурм».

  • Безпосередньо складання карти на папері.

  • Відкладіть вашу карту на період від 2 годин до двох днів. Таким чином карта «устоїться» у вашій свідомості.

  • «Пожвавлення» карти. Використовуйте якомога більше асоціативних зображень і форм для перекази карті емоційної виразності.

  • Відкладіть вашу карту на період від двох годин до двох днів. Цей повторний «закріплювальний» етап дасть можливість щось доповнити або змінити в карті.

1600 школярів з 15 сінгапурських шкіл намалювали найбільшу інтелект-карту в світі — розміром з два бадмінтонні корти, її вивісили на будівлі Сінгапурського Інституту Менеджменту.

  • 1600 школярів з 15 сінгапурських шкіл намалювали найбільшу інтелект-карту в світі — розміром з два бадмінтонні корти, її вивісили на будівлі Сінгапурського Інституту Менеджменту.

FreeMind

  • FreeMind

  • The Personal Brain

  • XMind

  • Free Mind Map – Freeware

  • DropMind

  • ScreenHunter 5 Free

www.spiderscribe.net

http://www.training.com.ua/live/news/mentalnie_karti_tehnologii_kreativnosti

  • http://www.training.com.ua/live/news/mentalnie_karti_tehnologii_kreativnosti

  • http://lifem.ucoz.ru/publ/podborki/mentalnye_karty_intellekt_karty/7-1-0-33

  • http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/Ментальные_карты

Преимущества «семейных» интеллект-карт

 

1. «Семейные» интеллект-карты сохраняют все преимущества коллективных интеллект-карт, перечисленных в главе 17.

2. При использовании интеллект-карт для семейного сочинительства умножается творческий потенциал всех членов семьи.

3. Скорость освоения материала отдельными членами семьи и эффективность учебного процесса пропорциональны числу членов семьи.

4. На всем протяжении занятий с использованием интеллекткарт члены семьи активно участвуют в обсуждении материала, который изучают. Исследования показали, что активное обсуждение предмета изучения ведет к более эффективной обработке информации и более прочному запоминанию.

5. При использовании интеллект-карт знания по предмету реальным образом растут, поскольку доводятся до сознания без потерь, в отличие от случая стандартного, линейного аннотирования/конспектирования, когда информация имеет свойство выхолащиваться и распыляться.

6. У членов семьи, даже старшего поколения, возрастает способность к познаванию в новых для них отраслях знаний.

7. Учащиеся члены семьи демонстрируют большие успехи при подготовке и сдаче экзаменов в школе или вузе.

8. Что еще более важно, меняется само отношение к учебе. Через практику составления «семейных» интеллект-карт к членам семьи приходит осознание того, что учеба представляет собой удовольствие, а не бремя.

9. Используя интеллект-карты в качестве средства общения между членами семьи, огромное число людей способно воспитать в себе мотивацию к использованию интеллекткарт также для целей аннотирования/конспектирования.

10. «Семейные» интеллект-карт укрепляют внутренние узы семьи, поскольку каждый член семьи, активно содействуя удовлетворению интеллектуальных потребностей других членов семьи, делит с ними радость познания нового и радость творчества. Семья становится союзом друзей.

 

Интелект-карта, составленная по результатам семейной учебы двумя матерями, Линн Коллинз и Каро Эйр

 

«Семейные» интеллект-карты на практике

 

Во многих семьях, где вошло в привычку регулярно проводить учебные дни в кругу семьи, дети демонстрируют заметные успехи в учебе, выбиваясь порой в отличники, причем по всем предметам. Сходным образом у родителей становятся заметными успехи на работе, а также на курсах повышения квалификации.

Одна шведская семья, в которой двое родителей и трое детей, увлеклась семейными учебными днями настолько, что проводила в таких занятиях каждые выходные в течение шести месяцев. Дети, которые заметно улучшили свои отметки в школе, похвастались друзьям и знакомым об увлекательных занятиях, в которых их семья проводит выходные. Весть разнеслась стремительно, и вскоре родителей, о которых идет речь, буквально осаждали соседские дети с просьбой, чтобы им тоже разрешили участвовать!

 

Напутственные слова

 

В данной главе мы рассмотрели основные приложения, которые находит метод интеллект-карт в семейной жизни, и одновременно увидели, что этот метод естественным образом пересекается со сферой образования. В следующей секции книги мы выясним преимущества интеллект-карт в сфере образования, в частности, в таких областях, как написание сочинений, подготовка к экзаменам, преподавание, аннотирование книг, лекций, кино– и видеопродукции.

 

 

Секция В
Образование

 

Глава 22
МЫШЛЕНИЕ

 

В настоящей главе рассматриваются три основных применения интеллект-карт при изложении собственных мыслей в письменном виде, как, например, при подготовке и написании сочинений, экзаменационных работ, проектов и отчетов.

 

Написание сочинений

 

В то время как аннотирование книги или лекции подразумевает извлечение существенной информации из линейно изложенного материала с целью сгенерировать интеллект-карту, конспектирование при написании сочинения означает оформление информации о предмете сочинения в виде интеллект-карты с последующим ее использованием для построения линейной структуры.

• Как всегда, вам следует начинать интеллект-карту с центрального образа, в котором емко выражена тема сочинения.

• После этого следует подобрать подходящие базовые порядковые идеи, как описано в главах 9 и 13, для главных ветвей интеллект-карты, или основных разделов сочинения. На этой стадии следует уделять пристальное внимание правильной постановке вопросов или формулировке темы, поскольку здесь нередко прячутся ключи к определению базовых порядковых идей.

• Настройте себя на свободный полет мысли и включайте, сообразно с мыслями, приходящими вам в голову, в интеллект-карту новые порции информации и любые идеи, которые вы хотели бы выразить в своем сочинении.

На число ветвей, отходящих от базовых порядковых идей (главных ветвей), никаких ограничений не накладывается. На этой стадии следует активно использовать коды (цветовые, символьные или их комбинации) для организации перекрестных ссылок или связей между различными сегментами интеллект-карты.

• Теперь подвергните свою интеллект-карту тщательному пересмотру и редакции, пока результат не удовлетворит вас.

• Приступайте к написанию первоначального варианта своего сочинения, используя интеллект-карту в качестве основы. Хорошо организованная интеллект-карта обеспечит вам четкое представление обо всех основных подразделах в вашем сочинении, ключевых идеях, подлежащих включению в него, а также связях между ними. На этой стадии следует писать с максимальной быстротой, пропуская любые «проблемные» места, будь то сложные понятия или грамматическое оформление. Внимание следует уделять в первую очередь непрерывности потока мыслей, памятуя о том, что к «проблемным» местам можно будет вернуться позднее, по аналогии с тем, как вы изучаете книгу.

• Если с вами случился «творческий кризис или тупик писателя», преодолеть его поможет составление дополнительной интеллект-карты. Во многих случаях подходящий центральный образ один в состоянии сыграть роль стартера для вашего «отказывающегося запускаться» мозга. При повторном захождении в тупик следует просто добавить ряд пустых ветвей, отходящих от уже существующих ключевых слов и образов, и «склонность к заполнению пустот», характерная вашему мозгу, сыграет свою роль, стимулируя новые ассоциации и продукты образного мышления. В таких случаях также полезно напомнить себе о безграничной ассоциативной способности вашего мозга и принимать во внимание все без исключения мысли, в особенности те, которые могли показаться вам поначалу «абсурдными». Творческий тупик будет преодолен, как только вы вполне осознаете, что причина его лежит не в какой-то неспособности вашего мозга, а нередко в подсознательной боязни потерпеть неудачу и также в незнании того, как функционирует мозг.

• Наконец, подвергните свою интеллект-карту окончательной ревизии и добавьте последние штрихи к своему сочинению, снабдив по мере необходимости перекрестными ссылками, добавьте в местах, где отстаиваете конкретную точку зрения, больше доказательств и цитат, расширьте и подкрепите дополнительными аргументами сделанные выводы.

Следует отметить, что интеллект-карты, о которых идет здесь речь, призваны заменить нередко объемный вспомогательный материал, оформленный в виде линейных тезисов, который многие учащиеся готовят перед тем, как приступить к написанию собственно сочинения. Метод интеллект-карт предлагает составление одной интеллект-карты и не отнимающего много времени первоначального варианта сочинения вместо по меньшей мере двадцати страниц вспомогательных тезисов и двух-трех черновых редакций. Также хотелось бы отметить, что электронный текстовый редактор является прекрасным дополнением к методу интеллект-карт в этом случае, поскольку предоставляет дополнительные возможности и гибкость в редактировании текста. Сходным образом компьютерная программа «Mind Map Plus» («Редактор интеллект-карт», см. главу 28) является превосходным помощником при написании сочинений.

Учащиеся школ и студенты вузов, которые регулярно сдают экзамены, могут счесть полезным для себя писать каждое свое сочинение, ограничивая время, симулируя, таким образом, условия написания письменного ответа на экзамене. Такой подход имеет особенно высокую отдачу при подготовке себя к конкурентной борьбе за звание лучшего, когда требуется подготовить свой мозг к отличной работе даже в условиях жесточайшего прессинга (см. историю Эдварда Хьюза в книге Тони Бьюзена «Научи себя думать», глава 1).

Интеллект-карты на иллюстрациях XII – XIII – XIV на цветной вклейке составлены шведскими школьниками Карен Шмидт, Катариной Найман и Томасом Энскогом при написании сочинений на следующие темы, соответственно: спорт, культура Швеции, компьютеры.

Вот какие впечатления остались у Катарины от составления интеллект-карт:

 

Чем дальше я продвигалась в составлении интеллект-карты, тем больше новых идей приходило мне в голову, и чем больше, тем смелее и оригинальнее они становились. Я поняла, что интеллект-карта в принципе бесконечна.

Только человек, которого я очень уважаю, урчащий от голода желудок и сильнейшая жажда могли оторвать меня от составления интеллект-карт!

 

Указанные интеллект-карты, две из которых на шведском языке, демонстрируют лишний раз универсальность языка интеллект-карт.

 

Сдача экзаменов

 

Аннотируя лекции с помощью интеллект-карт на всем протяжении семестра и подвергая их ревизии через рекомендуемые промежутки времени, вы оказываетесь более чем готовыми к сдаче экзамена. Все, что вам нужно для перевода ваших превосходных знаний в превосходный же ответ на экзамене,– это правильный подход.

• Первым делом следует внимательно прочесть экзаменационное задание, отбирая вопросы, соответствующие оценке, на которую вы претендуете, сопровождая отбор составлением мини-интеллект-карт, в которых вы фиксируете мысли, приходящие вам в голову по прочтении каждого вопроса.

• Затем вам предстоит решить, в каком порядке вы собираетесь отвечать на отобранные вами вопросы и сколько времени посвятите на подготовку каждого.

• Не поддаваясь соблазну немедленно начать подготовку ответа на первый вопрос, используйте прием «извержения ассоциаций» в отношении всех вопросов, на которые намереваетесь ответить. В результате ваш мозг окажется снабженным прочными ассоциативными связями с каждым из вопросов на протяжении всего экзамена, невзирая на то, на какой вопрос вы отвечаете в конкретный момент времени,

• Теперь возвращайтесь к первому вопросу и посвятите ему отдельную интеллект-карту, которая станет остовом вашего ответа. Центральный образ должен был «созреть» уже на первом шаге (см. выше), главные же ветви станут основными пунктами вашего ответа. Ответвления от главных ветвей становятся основой для наполнения каждого пункта содержанием, соответствуя, например, объему одного абзаца текста.

• По мере того как готовится ответ, вы, быть может, обнаружите, что имеется возможность снабдить ваш ответ перекрестными ссылками, а выводы, венчающие ответ, дополнить своими собственными мыслями. Составленный таким образом ответ продемонстрирует экзаменатору, что вы в полной мере владеете информацией по предмету, а также ваше умение анализировать, структурировать, интегрировать информацию и оперировать перекрестными ссылками, а также способность предлагать собственные оригинальные идеи по предмету. Иными словами, вас ждет высшая оценка!

• Интеллект-карта на иллюстрации XV на цветной вклейке одна из сотен, составленных учащимся по имени Джеймс Ли. Он использовал их для сдачи экзаменов на право перехода в старшие классы. В возрасте 15 лет Джеймс из-за болезни был вынужден не посещать школу на протяжении целых шести месяцев, и ему было предложено остаться на второй год, поскольку на горизонте маячили экзамены за базовую среднюю школу Джеймс все же убедил учителей разрешить ему попытать счастья и с того момента стал заядлым майндмапером, посвящая свои интеллект-карты всему, что только попадалось ему на глаза! За три месяца он нагнал своих одноклассников и из десяти экзаменов получил семь «отлично» и три «хорошо». Интеллект-карту на иллюстрации XV он составил на экзамене по истории, посвятив ее причинам второй мировой войны.

 

Проектные работы и отчеты

 

Задача написания проектных работ или отчетов, объем которых варьируется от нескольких страниц до многих десятков страниц докторской диссертации, также может быть значительно упрощена благодаря интеллект-картам.

Проектная работа может включать обширный материал исследований, а также отчет о результатах, который предстоит представлять в письменной или устной форме, однако подход к написанию таковой является в основном аналогичным тому, что используется при написании сочинений и экзаменационных изложений.

Как в любой учебной задаче, в качестве первого шага следует решить, какой объем материала вы собираетесь проработать в заданный срок.

Подобные ориентиры по срокам и объему работы одинаково важны как в долгосрочных, так и краткосрочных проектах.

Затем, во время стадии реализации, вы можете использовать интеллект-карты для аннотирования литературных источников, написания отчета по результатам работы, организации собственных идей по мере их возникновения и формирования основы для итоговой письменной или устной презентации. (Подробнее о подготовке презентаций на основе интеллект-карт см. главу 26.)

Так же как сочинениям и экзаменационным изложениям, написанным при помощи интеллект-карт, созданным на аналогичной основе проектным работам и отчетам свойственны более ясная структура, четкая тематическая направленность, более высокий творческий потенциал и оригинальность.

 


Правила создания ментальных карт

(Щёлкните мышкой по рисунку, он увеличится) 

 

А вот и правила, или принципы, создания ментальных карт. При составлении карт памяти ими стоит руководствовааться. Правила взяты не из головы умных людей, а из долгих практических наблюдений: теории полушарий мозга, памяти и восприятия человеком информации (кодирование, обработка, передача и хранение). Правила призваны задействовать весь потенциал мозга для работы с информацией.

Придерживаться или не придерживаться решать вам, это не догмы, которым стоит следовать, это то, на чем основана данная теория (mindmaping).

 

Какая бумага подходит для создания ментальных карт?

Начнем с бумаги. Удобнее всего рисовать на формате А4 (не большой, не маленький). Расположение горизонтальное, цвет бумаги — белый.

 

 

Какой должен быть стиль ментальной карты?

Стиль карты важно сделать запоминающимся! Для этого можно использовать юмор, нестандартность (большое делаем маленьким, маленькое большим и т.д.)

С практикой появится собственный неповторимый стиль. Важно, чтобы, в первую очередь, ментальная карта нравилась вам самим.

 

 

Структура ментальной карты

Радиальная. Основная идея, задача или объект внимания — в центре, остальные объекты, связанные с темой, отходят в виде веток от центра к периферии ментальной карты.

Понятная. Из карты должен быть очевиден порядок следования информации, важность, приоритетность того или иного блока информации, для этого лучше использовать выделение, например ореол или использование другого цвета. Создание целостного, структурного блока информации с понятной последовательностью — вот, к чему стоит стремиться.

 

 

Используйте различные по виду картинки, меняйте размер шрифта, масштаб. Однообразие неинтересно, и не привлекает внимание.

 

 

 

Применяйте кодирование: более важное делайте красным или зеленым, используйте общепринятые коды, придумывайте собственные для выделения той или иной информации, чтобы придать ее некоторую общность.

 

 

Используем картинки везде, где только можно.

Трехмерные динамичные картинки лучше вспоминаются и позволяют простроить перспективу. Символы используем как собственные, так и общепринятые. Идея такая: «говорящие» картинки, которые вызывают эмоции, лучше воспринимаются, запоминаются и извлекаются из памяти. Центральный образ рисуем всегда, он содержит 3 и более цветов, желательно объемный.

 

 

Не больше одного-двух слов на ветке. Это позволяет расширить возможности потока ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбирать ключевые, 1-2 слова, увидев которые, вы сможете вспомнить всю картину целиком.

Печатные буквы проще читать. Трехмерные привлекают внимание.

 

 

 

Используем разнообразные цвета и текстовыделитель для выделения объектов информации и лучшего последующего их запоминания.  С цветами надо быть аккуратнее, иногда больше не значит лучше, помним о целостном восприятии и соотношениях цвета. Если ментальная карта будет пестреть 20-30 разными оттенками, получится какофония и целостное восприятие нарушится.

 

 

Линии и связи в ментальной карте.

Чем ближе линия к центральному образу — тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. Линии также призваны показывать значимость, последовательность и связи  одного блока информации с другой. Для указания связи используем стрелки.

 

Автор статьи: Черноусов Владимир

От автора:Статья будет интересна специалистам, работающим с метафорическими ассоциативными картами и коучам.

Уважаемые коллеги! В нашем Центре дополнительного психологического обучения "Человек" — новый семинар — "Метафорические ассоциативные карты и элементы коучинга в психологических консультациях". Хочу поделиться с вами своим авторским раскладом из этого тренинга — "Колесо жизненного баланса". 

Для расклада необходимы карты ОН и МОРЕНА. 

1.

Просим человека нарисовать круг, разделив его на наиболее значимые сферы его жизни и подписать их.

 

2. Предлагаем из МОРЕНЫ достать в открытую по карте-картинке, которая ассоциируется с каждой частью круга. Обсудить.

3. Просим клиента каждую сферу жизни прошкалировать от 1 до 10 в зависимости от ее успешности. 

Внимание: 2 и 3 пункт можно поменять местами — разницы нет. 

4. Обсудить. 

5. Комментирум каждый фрагмент круга, и задаемся вопросом:  "Как я могу улучшить свою ситуацию и надо ли мне это."

6. Из колоды ОН достать взакрытую на каждую сферу карту-слово и карту-картинку. 

7. Обсудить. Сделать выводы. 

При всей легкости расклада дает очень четкое понимание и глубину. Расклад яркий, наглядный и доставляет удовольствие при работе и клиенту и психологу. 

 

 

 

Теги: Метафорические ассоциативные карты, коучинг, колесо жизненного баланса, психологические консультации, обучение, в голобородова

Добавить комментарий

Закрыть меню