Морская система аис

Содержание

ПОИСК ПОЗИЦИЙ СУДОВ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

ГлавнаяСтатьиНастоящее и будущее Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ)

В данной статье рассматривается понятие «ГМССБ», модернизация и будущее морской системы связи (ГМССБ).

На протяжении всей истории, эволюция технологии коммуникаций при морских бедствиях и для обеспечения безопасности в значительной степени опиралась на развитие инициатив глобального поиска и спасания. В 1999 г. Международная морская организация (IMO) разработала новую Глобальную Морскую Систему Связи при Бедствии (ГМССБ), направленную на предоставление обширной коммуникационной поддержки, необходимой для выполнения глобального плана поисково-спасательных работ. С тех пор эта система позволила повысить международные коммуникации при бедствии «судно-берег», улучшить связь «судно-судно» и получить общую прозрачность в том, как моряки смогут содержать свое судно и экипаж в безопасности. Здесь мы подробнее остановимся на понятии «ГМССБ», на технологической модернизации ГМССБ и потенциале ГМССБ в будущем.

Что такое ГМССБ?

Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ)служит как взаимосвязанная морская коммуникационная сеть, которая помогает судам избегать опасных чрезвычайных ситуаций на воде и предупреждать об опасности других. Изначальная концепция ГМССБ состоит в том, что представители службы поиска и спасания на берегу и располагающиеся в непосредственной близости от судна, которое терпит бедствие, будут незамедлительно оповещены о происшествии. ГМССБ требует, чтобы суда массой 300 брутто-тонн и выше были оборудованы необходимыми устройствами коммуникации для безопасности.

Согласно действующим морским правилам, соответствующие требованиям ГМССБ суда обычно имеют на борту:

Модернизация ГМССБ

Нормативные документы, подкрепляющие ГМССБ, регулярно пересматриваются и постоянно адаптируются к изменяющейся экосистеме продуктивности и безопасности на море. С февраля 2009 года было прекращено использование спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ в обработке буев 121,5 МГц и 243 МГц, что привело к полному внедрению технологии транспондера АИС, по состоянию на 1 января 2010 года. Для замены существующей системы SART (САРТ), которая работает совместно с морским радаром X-диапазона, был представлен радиолокационный ответчик AIS SART.

Непрерывная эволюция ГМССБ к лучшим технологиям, таким как инновации AIS SART, не только обеспечивает моряков надежной продукцией для безопасности, но и позволяет экипажам выбирать оборудование, которые будут более эффективно защищать суда.

Будущее Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ)

Рост мировой торговли и морских перевозок считается движущей силой в быстром внедрении АИС-технологий, помогающих уменьшить количество морских происшествий и повысить качество управления морским движением.

Цель технологий ГМССБ на судне подразделяется на пять частей: система оповещения, координация поиска и спасания, местоположение, радиопередача безопасности на море и общие коммуникации. Существует мнение, что АИС-технологии стоит рассматривать как что-то большее, чем просто определяющий местоположение инструмент. Развитие радиолокационных ответчиков AIS SART и аварийных радиобуев АИС дает дополнительную возможность отслеживания с помощью GPS-координат. За счет расширения ассортимента устройств АИС, разрешенных для поддержки ГМССБ, появляется возможность улучшить выявление, отслеживание, восстановление судов и выживание экипажа в поисково-спасательных сценариях.

С развитием АИС устройств, оснащенных спутниковой поддержкой, повышается уровень точной информации отслеживания. В том числе благодаря этому, Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ) продолжает развиваться как часть глобальной миссии по спасению жизни.

Купить оборудование ГМССБ  или посмотреть каталог можно в соответствующем разделе нашего сайта.


К списку статей

АИС (Автоматическая идентификационная система, (англ. AIS Automatic Identification System) — система в судоходстве, служащая для идентификации судов, их габаритов, курса и других данных с помощью радиоволн диапазона УКВ.

В последнее время появилась тенденция трактовать АИС как Автоматическая информационная система, (англ. AIS Automatic Information System), что связано с расширением функциональности системы по сравнению с ординарной задачей идентификации судов.

В соответствии с Конвенцией SOLAS 74/88 является обязательным для судов валовой вместимостью свыше 300, совершающих международные рейсы, судов валовой вместимостью 500 и более , не совершающих международные рейсы, и всех пассажирских судов. Суда и яхты с меньшим водоизмещением могут быть оборудованы прибором класса Б. Передача данных осуществляется на международных каналах связи AIS 1 и AIS 2 в протоколе SOTDMA (англ. Self Organising Time Division Multiple Access). Применяется частотная модуляция с манипуляцией GMSK.

Назначение

АИС предназначена для повышения уровня безопасности мореплавания, эффективности судовождения и эксплуатации центра управления движением судов (ЦУДС), защиты окружающей среды, обеспечивая выполнение следующих функций:

  • как средство предупреждения столкновений в режиме судно-судно;
  • как средство получения компетентными береговыми службами информации о судне и грузе;
  • как инструмент ЦУДС в режиме судно-берег для управления движением судов;
  • как средство мониторинга и слежения за судами, а также в операциях по поиску и спасанию (SAR).

Компоненты АИС

АИС система включает в себя следующие компоненты:

  • УКВ передатчик,
  • один-два УКВ приёмника,
  • приёмник глобальной спутниковой навигации (например, GPS, ГЛОНАСС), для судов под российским флагом, модуль ГЛОНАСС в приборе АИС является строго обязательным, основным источником координат. GPS — вспомогательным и может браться от приёмника GPS по протоколу NMEA;
  • модулятор/демодулятор (преобразователь аналоговых данных в цифровые и наоборот),
  • контроллер на основе микропроцессора
  • оборудование ввода-вывода информации на элементы управления

Принцип действия АИС

Действие АИС основано на приёме и передаче сообщений в УКВ-диапазоне. Передатчик АИС работает на более длинных волнах, чем радары, что позволяет производить обмен информацией не только на прямых расстояниях, но и местности, имеющей препятствия в виде не очень больших объектов, а также при плохих погодных условиях. Хотя достаточно одного радиоканала, некоторые АИС системы передают и получают по двум радиоканалам для того, чтобы избежать проблем интерференции и не нарушать коммуникацию других объектов.

СТАНДАРТ АИС ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО СУДОХОДСТВА

Сообщения АИС могут содержать:

  • идентификационную информацию об объекте,
  • информацию о состоянии объекта, получаемую автоматически с элементов управления объектом (в том числе с некоторых электрорадионавигационных приборов),
  • информацию о географических и временной координатах, которые АИС получает от глобальной навигационной спутниковой системы,
  • информацию, вводимую вручную обслуживающим персоналом объекта (связанные с безопасностью).

Предусмотрена передача дополнительной текстовой информации между терминалами АИС (пейджинг). Передача такой информации возможна как в адрес всех терминалов в радиусе действия, так и одному определённому терминалу.

В целях обеспечения унификации и стандартизации АИС в Международном Регламенте Радиосвязи закреплено для использования в целях АИС два канала: AIS-1 (87В — 161,975 МГц) и AIS-2 (88В — 162,025 МГц), которые должны использоваться повсеместно, за исключением регионов с особым частотным регулированием.

Скорость передачи цифровой информации в канале АИС выбрана 9600 бит/с.

Работа каждой станции АИС (мобильной или базовой) жёстко синхронизирована по времени UTC с погрешностью не более 10 мкс от встроенного приёмника ГНСС (в РФ по сигналам комбинированного приёмника ГНСС ГЛОНАСС/GPS). Для передачи информации используются непрерывно повторяющиеся кадры длительностью 1 минута, которые разбиваются на 2250 слотов (временных интервалов) длительностью по 26,67 мс.

Для текста используется 6-битовые коды ASCII.

Отображение информации об окружающей обстановке у современных АИС возможно в 2 режимах — как текстовом в виде таблицы с перечнем расположенных рядом судов и их данных, так и в виде упрощённой схематической карты, с изображением взаимного расположения судов и расстояний до них (рассчитывается автоматически по переданным ими географическим координатам.) АИС входит в перечень оборудования, обеспечиваемого бесперебойным питанием от аккумуляторов в обязательном порядке.

Структура сообщения

Статическая информация

  • Номер MMSI
  • Номер Международной морской организации (IMO)
  • Радиопозывной и название плавучего средства
  • Габариты
  • Тип плавучего средства
  • Данные о месте антенны (от ГНСС Глонасс или GPS)

Данные передаются каждые 6 минут

Динамическая информация

  • Местоположение (широта и долгота)
  • Время (UTC)
  • Возраст информации (как давно обновлялась)
  • Курс истинный (относительно грунта), курсовой угол
  • Скорость истинная
  • Угол крена, дифферента
  • Угол килевой качки
  • Угловая скорость поворота
  • Навигационный статус (к примеру: Лишен возможности управляться или Ограничен в возможности маневрировать)

и прочая информация от репитеров и датчиков электрорадионавигационных приборов и систем

Рейсовая информация

  • Пункт назначения
  • Время прибытия (ЕТА)
  • Осадка судна
  • Информация о грузе (класс/категория груза)
  • Количество людей на борту
  • Сообщения для предупреждения и обеспечения безопасности грузоперевозки

Пропускная способность каждого канала — до 2000 сообщений в минуту.

Интервалы передачи сообщений

Вид информации Интервал передачи
Статическая информация Каждые 6 минут, при изменении данных и по требованию
Динамическая информация Согласно таблице ниже, в зависимости от режима плавания, изменения скорости и курса.
Информация о рейсе Каждые 6 минут, при изменении данных и по требованию
Сообщения, относящиеся к безопасности мореплавания При необходимости
Судно на якоре или в процессе швартовки, перемещающееся со скоростью не более 3 узлов 3 минуты
Судно на якоре или в процессе швартовки, перемещающееся со скоростью более 3 узлов 10 секунд
Суда, идущие со скоростью до 14 узлов 3 — 10 секунд
от 14 до 23 узлов 2 — 6 секунд
свыше 23 узлов 2 секунды
Спортивные плавсредства 30 секунд

Нормативные документы

  • IEC 62320-1:2009 Оборудование и системы морской навигации и радиосвязи. Автоматические системы идентификации (AIS).
  • IEC 61993-2(2001-12) Maritime navigation and radiocommunication equipment and systems — Automatic identification systems (AIS)
  • Резолюция ИМО MSC.43(64) «Руководство и критерии к системам судовых сообщений».
  • Резолюция ИМО MSC.74(69) Приложение 3 «Рекомендации по эксплуатационным требованиям к универсальной судовой АИС».
  • Резолюция ИМО MSC.74(69) «Эксплуатационные требования к комбинированному судовому приёмному оборудованию системы ГЛОНАСС/GPS».
  • Стандарт МЭК 61993-2 Часть 2 «Судовое оборудование универсальной автоматической идентификационной системы (АИС) класса А. Технические и эксплуатационные требования, методы и требуемые результаты испытаний».
  • Стандарт МЭК 61993-1 «Судовые автоматические транспондеры, использующие режим ЦИВ в УКВ диапазоне морской подвижной службы».
  • Рекомендации МСЭ-Р М.1371-1 «Технические характеристики универсальной судовой автоматической идентификационной системы (АИС), использующей множественный доступ с временным разделением в УКВ полосе частот морской подвижной службы».
  • Резолюция ИМО А.917(22) «Руководство по использованию судовой АИС
  • и т. д.

См. также

Ссылки

Дисплей судовой АИС (Класс А)

System Overview from US Coast Guard

В данной статье рассмотрены особенности АИС-транспондера, а также статические и динамические данные, принимаемые и передаваемые оборудованием АИС.

Автоматическая идентификационная система предназначена для отображения информации о надводной обстановке посредством передачи в эфир на частоте 161,975 МГц как статической, так и динамической информации о судне и других объектах, а также приема данной информации и её индикации на судне и других объектах.

Данная система увеличивает безопасность судовождения путем информирования судоводителей и всех заинтересованных лиц об обстановке в определенном секторе. Тем самым улучшается взаимодействие портовых служб, структур, отвечающих за безопасность на акватории, служб поиска и спасения, а также непосредственно экипажей судов. Это происходит путем получения и преобразования сигнала АИС в информативную таблицу или отображения непосредственно на карте картплоттера или специального картографического программного обеспечения.

Сведения, которые передаются с помощью АИС — автоматической идентификационной системы, включают в себя: положение судна, скорость, текущее состояние, ход, курс, скорость поворота и другие динамические; наименование судна, номер IMO, номер MMSI, размеры, флаг, тип судна и другие статические. Данная информация автоматически отправляется в эфир посредством АИС-транспондера через равные определенные промежутки времени. Непосредственно система на судне состоит из следующих компонентов:

  • АИС-транспондера, который является и приемником, и передатчиком одновременно, 
  • АФУ,
  • индикатора информации.

Особенности использования транспондера AIS

Преимущества транспондера AIS

Преимущества данной системы в её реализации на частотах, отличных от частот радиолокации. То есть все недостатки при использовании радара могут быть перекрыты преимуществом использования АИС-транспондера.

Это малая информативность, зона тени, большее количество времени для определения ЭДЦ и другие. В свою очередь, АИС-транспондер не позволяет отображать и идентифицировать цели, которые не несут передатчик, работающий в системе АИС. Соответственно, совместное использование данных устройств на данный момент является оптимальным элементом системы освещения надводной обстановки.

Требования законодательства РФ

На данный момент по законодательству Российской Федерации, практически все крупные и средние суда, находящиеся под надзором Российского Морского Регистра Судоходства и Российского Речного Регистра Судоходства, должны быть оснащены АИС-транспондером. Данные меры предприняты для повышения уровня безопасности на акватории и позволяют береговым службам контролировать деятельность и соблюдение законодательства судами.

Остальные плавсредства, в том числе и суда, поднадзорные ГИМС МЧС, могут использовать данную систему в ключе повышения собственной безопасности. Существует возможность приема сигналов от АИС-транспондреов и индикации их на мониторе, и/или использования этих сведений в навигационной информационной системы. А также установка полноценного АИС-транспондера для передачи информации о себе и принятии в расчет их окружающими судами и береговыми службами, что, безусловно, является более качественным повышением уровня собственной безопасности.

Состав системы АИС

Технически система АИС представляет из себя приемопередающее устройство – АИС-транспондер, антенный кабель с двумя разъемами, УКВ антенну морского диапазона с креплением и по необходимости дисплей для индикации поступающих сведений.

По сути это радиостанция (или радиомодем), ведущая прием и передачу установленных и поступающих данных в автоматическом режиме на установленных частотах с заданным интервалом времени.

Для посыла динамической информации АИС-транспондер должен быть коммутирован в навигационную информационную сеть судна или иметь возможность совершать самому расчет навигационных задач, для этого он оснащается дополнительно антенной приемника ГНСС (GPS/ГЛОНАСС/Glonass) и навигационным модулем. Как и любая другая радиостанция, работающая в этом частотном диапазоне, АИС-транспондер подвержен всем факторам, влияющим на передачу радиосигнала.

Дальность работы

Дальность работы АИС-транспондера зависит от высоты расположения приемной и передающей антенны, состояния среды распространения радиоволн, встречающихся на пути преград и т.д. Тем самым дальность действия АИС-транспондера сопоставима с расстоянием работы судовой радиостанции в диапазоне 156-163 МГц и примерно равна 15-20 морским милям, без учета внешнего воздействия факторов, отличных от обычных условий эксплуатации радиоустановки.

Базовые АИС-транспондеры могут работать на большую дальность с учетом расположения их антенн на высотах, превышающих судовые. Тем самым их расстояние приема-передачи АИС-информации достигает 40-60 морских миль, то есть передавать и принимать информацию они могут в радиусе большем, чем плавсредства.

Настоящее и будущее Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ)

Данное преимущество позволяет вести работу за естественными преградами в виде гор, сооружений и других объектов, создающих зоны радиотени.

Принимаемая и отправляемая информация, особенности ее отображения

В большинстве случаев информация, полученная с АИС-транспондера, индицируется на монитор в виде символов и отдельных таблиц. При наложении этих сведений на карту полученная навигационная обстановка представлена более полно и информативно. В большинстве случаев находящиеся на якоре, или идущие со скоростью менее пол-узла, или пришвартованные суда индицируются квадратиком. Суда в движении, как правило, отображаются в виде стрелочек. Элементы системы навигационного обеспечения индицируются кружками. Все объекты имеют цветовую раскраску в зависимости от запрограммированных возможностей программы. Также может указываться трек судна, его курс и скорость.

АИС-транспондер может принимать и отправлять следующую информацию:

Статическая информация

Динамическая информация

Информация о следовании

  • Номер MMSI судна, полученный в радиочастнотном центре 
  • Номер Международной морской организации (IMO) 
  • Название судна 
  • Позывной судна 
  • Основные габариты судна 
  • Тип плавсредства 
  • Местонахождение антенны 
  • Координаты судна 
  • Время передачи посыла 
  • Время последнего обновления информации 
  • Истинный курс и курсовой угол 
  • Скорость 
  • Углы наклона по крену и диффереренту 
  • Угол килевой качки 
  • Угловая скорость поворота и прочая информация от репитеров и датчиков электрорадионавигационных приборов и систем 
  • Порт назначения 
  • Расчетное время прибытия судна в порт 
  • Осадка 
  • Сведения о характере и типе груза (при наличии) 
  • Информация об экипаже и пассажирах (при наличии) 
  • Иные информационные сообщения

В нашем каталоге представлено судовые оборудование Автоматической идентификационной системы (АИС) от ведущих мировых производителей:


К списку статей

Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании.

Автоматическая идентификационная система

В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

АИС

АИС

  • АИС  — автоматическая идентификационная система.
  • АИС  — автоматизированная информационная система.
  • АИС  — автоматизированная инвестиционная система.
  • АИС  — Ассоциация искусствоведов.
  • АИС  — Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи.
  • АИС «Метрконтроль» — единая система сбора и обработки информации о средствах измерений, эксплуатируемых в России.

AIS

  • AIS (American Iris Society)  — Американское общество ирисоводов.
  • AIS (Androgen insensitivity syndrome)  — синдром нечувствительности к андрогенам.
  • AIS (Account Information Security)  — программный документ Visa , касающийся требований по информационной безопасности на территории Европы.

Добавить комментарий

Закрыть меню