Теория или практика? Что важней? | Сделка с собой-персональный блог Татьяны Мамай

Если вы уже стали студентом, то вы, наверняка, заметили, что в университете Вас попросили забыть о том, чему учили в школе. У нас есть новость — на работе попросят забыть о том, чему учили в университете. Это парадокс нашего современного образования: всё чему-то учимся, куда-то стремимся, что-то узнаем, а на каждом новом месте нам говорят, что это было абсолютно бессмысленно и бесполезно. Проблема животрепещущая и, так сказать, поговорим о наболевшем.

В чем проблема?

Вот вы поступили в университет, и это, допустим, не МГУ и не СПБГУ, то есть, какой-нибудь неплохой, но и не самый престижный вуз страны. И чем вы столкнулись в первую очередь? Многие преподаватели относятся к своей работе слишком уж индивидуально, то есть делятся исключительно своим взглядом на предмет, который преподают, и совершенно не считаются с потребностями современного мира. Особенно, если преподаватель родился в середине прошлого века. Не все, безусловно, но с таким явлением можно столкнутся в каждом университете. И это ещё не самый страшный сюжет развития ситуации. Так как есть категория преподавателей, который любят просто потрещать со студентами “за жизнь”, а о самом предмете и вовсе забывают. Какие знания вы получите в таком случае?

Да никаких, уйдете ни с чем. Следовательно, такое явление как “учиться всему заново на новом месте” вполне закономерно. Так как даже самый квалифицированный преподаватель не сможет вас подготовить к практике и предусмотреть все ситуации, которые возникнут в процессе работы. Задача студента в университете — ухватить суть профессии, которую он изучает и научиться находить информацию. Остальное Вы постигните только в свободном плавании, набивая собственные шишки и наступая на эти злосчастные грабли в виде ошибок. Именно поэтому работодатели и отдают предпочтение тем специалистам, у которых уже есть опыт работы, а не красный диплом.

Что делать?

Не ждите у моря погоды.

Если Вы уже знаете, в какой профессии хотите состояться, ищите подходящую работу будучи студентом. Поверьте, опыт работы пригодится Вам куда больше, чем хорошие оценки и лояльное отношение преподавателей. По окончании университета большинство из них благополучно забудет о Вас. Но исключение составляют те студенты, которые всерьез намерены заниматься наукой, тогда зацикленность на теории — это ваш путь к успеху.

Какое значение имеет ВУЗ при устройстве на работу?

Престиж университета, конечно, кое-что значит. Но не так много, как нам кажется. Опять же при выборе вуза лучше исходить из того, куда вы хотите пойти работать. Если вы мечтаете, о какой-нибудь международной корпорации лучше заранее посмотреть какие требования они предъявляют к кандидатам.

Вполне возможно, что они отдают предпочтение какому-то определенному вузу. Но зацикливаться на этом не стоит, так как результат собеседований чаще всего зависит от личных качеств соискателя, его опыта и обаяния. Поэтому не думайте о том, как бы угодить преподавателю — занимайтесь тем, что вам нравится и лучше побыстрее приступайте к практике. Так как ни один красный диплом не сравнится со специалистом, который постиг теорию на собственном опыте.

27.09.2017 10:14

Такими словами мне обычно начинают рассказывать о том, что пользы от внедрения планирования в деятельности самого руководителя и его подчиненных – вопреки ожиданиям — так и не возникло. Потому что и внедрить их так и не получилось.

Мол, что толку в теориях, если на практике все происходит по-другому и жизнь все расставляет по своим местам, планируй/не планируй… Действительно, ужас, а?

Я достаточно твердо – 12 лет практического внедрения — уверен в возможностях практического использования своей технологии управленческого планирования.

Более того, я знаю, что это возможно в любом виде бизнеса, кроме работы брокера на валютной бирже. И убеждён в большой полезности своей системы для повышения точности управления.

Поэтому мне всегда интересно, что понимается под «теорией», если собеседник рассказывает о методиках, почерпнутых из других источников, и что не получилось, если речь идет об использовании уже моих технологий.

Так вот, причин у зловредного расхождения между теорией и практикой по большому счету две:

  • Под теорией понимается некая вдохновляющая мантра: понятно, что должно быть, но не понятно, что и как для этого делать.
  • При внедрении положений той самой теории грубо нарушается рекомендованная технология и-или последовательность внедрения.

К сожалению, ни одна теория не обладает свойством саморазвивающегося вируса и не может сама собой как-то внедриться в практику управления руководителя или же его подчиненных.

Ах, как было бы славно, если бы можно было купить диск с соответствующей теорией/технологией, запихнуть его себе в какое-нибудь технологическое отверстие и потом нажать кнопку «Инсталлировать»!

Теория и практика

Теория и практика — два сложнейших понятия для тех, кто хочет в чем-то разобраться.

Перевести теорию в опыт, как, собственно, и практику — невероятно сложная задача, и только осуществив ее, действительно можно познать как теорию, так и практику.

Разделение на теорию и практику — очень условное понятие. Оно исходит из несовершенства структуры обучения и неспособности мозга реально взаимодействовать как с теорией, так и с практикой. Для сознания разделение на теорию и практику очень условно, так как все должно пониматься, познаваться и, собственно, быть практикой. Реальное развитие происходит через мозг, поэтому неважно, что вы делаете — двигаетесь, стоите или созерцаете. Если вы осмысляете чью-то мысль или информацию, то это уже есть практика. Если вы практикуете, но не сосредоточены — это не есть практика и даже не есть теория.

Мы научились обманывать себя различными формулировками, и самое опасное — применять их как аксиому. Часто встречающийся, к примеру, вопрос: можно ли теоретически изучить последовательность по книге и т. д.? Нет, но если вы, изучая, будете реально удерживать в сосредоточении ваш мозг, то вы наращиваете концентрацию, а это главное.

Даже если вы неправильно изучаете последовательность, но усилите при этом работу мозга — это лучше, чем выучить правильную последовательность и при этом не натренировать мозг. Кстати, это характерная ошибка многих, кто занимается с мастерами, увлекаясь упражнениями и формами.

Если мы действительно хотим развиваться, то нам нужно аккуратно оперировать такими понятиями, как теория и практика, нам нужно учиться обучаться. И для начала нужно две вещи: умение наблюдать и дисциплина действий. За счет чего вы будете это делать — за счет теории или практики — не важно.

Далее следует уменьшить количество действий, разрушающих нас, то есть понимать, что для роста нужно избавить себя от того, что нас разрушает — это организация нашего питания и организация нашего дыхания, организация нашего тела (геометрия). И здесь нужна информация, то есть теория. Применив ее, мы погружаем себя в познание — это практика. И так во всем.

Организация своего времени должна совершенствовать нас.

Неважно, что мы делаем: учимся, работаем, просто перемещаемся или отдыхаем. Хотя надо понимать, что для развивающегося человека понятия отдыха не должно существовать. От чего отдыхать — от развития? Люди отдыхают от разрушающих их состояние действий, чтобы потом продолжать себя разрушать.

Развивающийся человек должен постоянно настраивать себя на развитие, быть в нем. Только в этом случае наступит реальная практика, а не от того, что мы два часа в день проделали какие-то упражнения. Упражнения — это элемент организации, они обучают нас заниматься. Занятия — это еще не практика, это всего лишь значит, что мы нечто выучили и повторяем. Практика — это когда мы можем реально погружать наше сознание в нашу энергию и управлять собой изнутри.

Так что, хватаясь за что-то, не думайте, что вы даже начинаете что-то до момента полной организации себя и вовлечения себя в зависимость от развития, а не от разрушения. И здесь спешить нельзя, как впрочем, и ждать не стоит. Нужно просто начать делать не зачем-то, а потому что. Смысл развития — в изменении себя, а не в достижении каких-то внешних результатов, на которые мы опираемся, желая что-то начать.

Теория и практика — это слова-антагонисты, своеобразная ловушка для тех, кто бездумно что-то делает, ловушка для тех, кто много умничает, в реальности не понимая процесс деяния. Надо освободить себя от своего доморощенного «я», которое мы создали согласно неведомым для нас законам.

Вопросы и ответы

19 декабря 2011

Отправить эту страницу другу

Share|

Отправить эту страницу другу

Вид для печати

Добавить комментарий

Закрыть меню