13 приемов поиска нестандартных решений из книги «Гениальность на заказ»

«Большая часть моих проблем не имеет решения —
или решение хуже самой проблемы»
Эшли Бриллиант

В перечне проблем, периодически возникающих в нашей повседневной жизни, встречаются достаточно необычные, когда мы просто не знаем с какой стороны к ней подойти или к какому специалисту обратиться для ее решения.

Могу привести пример такой проблемы.

Одна из предпринимательниц купила по доверенности машину у молодого человека. Через некоторое время он позвонил ей и сказал, что хочет расторгнуть сделку, вернуть ей деньги и забрать машину обратно. При этом он дал ей понять, что не стоит противиться этой просьбе, так как он состоит в одной из группировок и всегда сможет настоять на своем. Дама, заподозрив неладное, решила обратиться за помощью. В правоохранительные органы обращаться она побоялась, так как опасалась возможных последствий и решила попросить совета и помощи у нас.

После общения с клиентом мы навели справки и выяснили, что указанная группировка действительно специализируется на мошенничестве с автотранспортом. Используемая схема была проста и эффективна – покупателю продавали по доверенности автомобиль, а через какое-то время настоятельно требовали расторгнуть сделку и вернуть машину владельцу, пообещав вернуть ранее уплаченную сумму.

Вот только с получением денег при проведении встречи чаще всего были проблемы – забрав обратно автомобиль и документы на него, продавцы могли всучить «куклу» или фальшивые купюры. Попытки восстановить справедливость, как правило, были безрезультатны, потому что с продавцом обычно приезжали трое-четверо мускулистых ребят, которые давали понять, что не стоит протестовать или обращаться к кому-либо за помощью.

Наша задача была достаточно необычна – надо было не позволить обмануть нашу клиентку при проведении сделки и при этом исключить какое-либо провоцирование конфликта и его дальнейшее силовое развитие.

По разработанному нами и одобренному клиентом плану, встреча с продавцом была назначена в центральной части города рядом с одним из отделений Сбербанка. Вместе с клиентом находился наш сотрудник, который должен был вести все переговоры и указания которого клиент должна была выполнять без всяких обсуждений. Продавцу и сопровождающим его ребятам он был представлен как «персональный консультант» клиента. Его стильный костюм, отменная вежливость, хорошая физическая форма, умение вести переговоры и правильно поставить себя в общении с данным контингентом (что достигалось большим опытом предыдущей службы в одной из специализированных организаций) сразу производили впечатление и переводили общение в совершенно иную плоскость.

Он предложил для продолжения переговоров зайти в просторный холл банка, а после того как это было сделано, заявил, что все документы подготовлены, автомобиль стоит рядом с банком и после передачи денег продавец получит все обратно. Только передача денег должна состояться следующим образом – продавец отдает наличные деньги операционистке банка с реквизитами счета, куда они должны быть перечислены и затем в обмен на квитанцию получает документы и ключи от машины. Вот тут и возникла «мхатовская пауза». Как выяснилось, у продавца при себе была только половина суммы. Пытаться силовым образом решить эту проблему мешало наличие «персонального консультанта» и удачно выбранное место, где находилась охрана и видеокамеры.

Посовещавшись с «группой сопровождения», продавец попросил отсрочку на 15 минут и через четверть часа вернулся с оставшейся суммой. Еще через несколько минут сделка была завершена к удовольствию нашего клиента и явному неудовольствию противоположной стороны.

Теперь можно перейти ко второй части заголовка – к решению сложных проблем.

По нашему мнению, сложная проблема представляет собой такую проблему, для решения которой необходимо привлечение профессионалов самого разного профиля – юристов, экономистов, психологов, экспертов, специалистов по безопасности и пр. Решение таких проблем сопровождается рядом сложностей – во-первых, клиенту надо найти таких специалистов и правильно оценить уровень их профессионализма. Во-вторых, надо собрать из них команду, направленную на достижение единой цели, что, согласитесь, не так просто, учитывая межличностные отношения, амбиции и многое другое. В-третьих, нужно выбрать руководителя данной команды, который возьмет на себя не только координацию действий, но и ответственность за конечный результат.

Может ли все это сделать сам клиент?

Конечно, может – в том случае если у него масса свободного времени или его не очень интересует конечный результат. В конце концов, когда у нас выходит из строя дорогой японский телевизор, мы же не лезем в него с отверткой и паяльником – мы приглашаем мастера. А у наших клиентов проблемы на порядок серьезнее японского телевизора.

В качестве примера.

Один из клиентов обратился к нам для решения очень сложной и острой для него проблемы. Как ему стало случайно известно, его сын задолжал крупные суммы нескольким физическим лицам. После того как он составил с ним серьезный разговор, выяснилось, что его сын, пытаясь заниматься бизнесом, брал деньги у своих знакомых под проценты. Бизнес не получился, а долги составили достаточно крупную сумму – порядка 10 млн. руб. Видя, что должник не расплачивается, часть кредиторов готовилась обратиться в суд, а другая часть – перешла к откровенным угрозам в адрес должника и его семьи. Ситуация накалилась настолько, что клиент для решения проблемы был готов собрать часть денег, но их не хватало на оплату даже половины указанной суммы. Кроме того, развитие такого скандала могло негативно отразиться на положении самого клиента, занимавшего на то время достаточно высокую должность в одной из правоохранительных структур. По совету своего друга, он решил обратиться к нам за консультацией, а если получится, то и за помощью.

Первое, что мы предложили – не допустить перехода конфликта в острую стадию и для этого провести переговоры со всеми кредиторами. При этом, проведение этих переговоров должно быть поручено абсолютно постороннему лицу, который не может представлять в данном конфликте интересы ни одной из сторон. Он должен участвовать в этом процессе в качестве профессионала, приглашенного для решения проблемы. И только по итогам переговоров с каждым кредитором, после выяснения их позиций и намерений появится возможность определить возможные направления действий, составить план с указанием специалистов, услуги которых будут востребованы и т.д.

Немного подумав, клиент сообщил, что хотел бы, чтобы решением его проблемы занялись мы. После заключения договора один из членов нашей команды занялся проведением предварительных переговоров с каждым из кредиторов в отдельности. Основные тезисы, которые были изложены кредиторам сводились к следующему:

  • каждый кредитор имеет документально подтвержденную задолженность перед ним и может в любой момент обратиться в суд. То, что суд примет решение в его пользу, не вызывает никаких сомнений. А вот то, что данное решение будет исполнено – вызывает очень большие сомнения, так как официально должник не владеет никаким имуществом. Поэтому кредитор может рассчитывать только на часть ежемесячно удерживаемой из зарплаты должника суммы;
  • родители должника, сознавая свою моральную ответственность за действия сына готовы выделить некоторую сумму для покрытия его долгов;
  • попытка перевода проблемы в криминальную плоскость сразу меняет статус кредитора, делая его возможным соучастником уголовно наказуемых деяний.

После первоначальных переговоров, которые были проведены профессионально и максимально доброжелательно 15 из 18 кредиторов выразили желание решить проблему в досудебном порядке. Трое оставшихся остались при своем решении обратиться в суд.

Дальше началась кропотливая работа. Была достигнута договоренность, что ввиду ограниченности средств для погашения задолженности будет учитываться только сумма основного долга (без учета процентов), что сразу потребовало привлечения экономистов, которые должны были по распискам, разрозненным черновым записям кредиторов и должника определить те суммы, которые подлежали возмещению.

Часть расписок вызвала сомнения должника в их подлинности и для проверки нами были привлечены эксперты, которые дали заключения о подлинности тех ли иных документов.

Так как последствия этой проблемы отражались и на семье должника, пришлось привлекать к решению проблемы психологов.

На первом этапе работы нам пришлось решать вопросы обеспечения безопасности должника и его семьи.

Через три месяца работы проблема клиента была снята. После уплаты согласованных сумм кредиторы отказались от своих претензий.

Причем, что интересно – кредиторы тоже остались довольны нашей работой, хотя получили всего по 40% от заявленных сумм. По их мнению, если бы не наша работа, у них не было бы другого пути кроме обращения в суд или к услугам криминальных структур. Что никоим образом не гарантировало решение проблемы задолженности, а во втором случае могло привести к появлению новых проблем.

Можем ли мы решить все проблемы или есть нерешаемые? Точно можно сказать только одно – любую проблему надо пытаться решить, или же она так и останется в разряде нерешаемых.

Содержание

Задача сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения


С этим файлом связано 1535 файл(ов). Среди них: polozhenie_o_festivale.docx, moj_rozhdestvenskij_dom.rar, mir_zapovednoj_prirody_2012.rar, lyzhi-2012.rar, kopija_prilozhenie_2012-2013g_luchshij_po_professi.rar, konkurs_moja_planeta_2012.rar, polozhenie_mir_vokrug_nas_2014.docx, polozhenie_luchshij_po_professii.rar, letoakhleto.rar, 12_Space-Age_12.rar и ещё 1525 файл(а).
Показать все связанные файлы


Проектные задачи в основной школе

«Задача»

«сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения»

(Толковый словарь С.И.Ожигова)

Учебная задача

Конкретно-практическая задача

Творческая (олимпиадная задача)

Учебная задача — направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения

Конкретно-практическая задача — ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри учебного предмета

Творческая (олимпиадная задача) – не имеет готового формального способа решения

Перечисленные типы задач не позволяют:

научить самостоятельному выбору способа решения задачи, когда он не виден явно;

стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто не знал бы до решения этой задачи;

содержательно мотивировать способ решения задачи в малой группе;

оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но с использованием известных детям способов действий;

задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

Проектная задача

система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Отличие проектной задачи от проекта

Проект

Итог решения проектной задачи

реальный нематериальный

«продукт» «продукт»

(текст, схема макет, (качественное

таблицы,графики и т.д.) изменение самого ребёнка)

Типология проектных задач

Предметные и межпредметные

Одновозрастные и разновозрастные

Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт.

Этапы организации проектной деятельности в школе

Начальная школа (1 — 4 классы)

Основная школа

    переходный этап (5 – 6 классы)
    этап самоопределения (7 — 9 классы)

    Старшая школа (10 — 11 классы)

Педагогические эффекты от проектных задач

задает реальную возможность организации сотрудничества детей между собой при решении поставленной ими самими задачам;

учит способу проектирования через специально разработанные задания;

даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты.

Способности формируемые в ходе решения проектных задач

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Как устроена проектная задача? Где ее место в образовательном процессе? Как могут быть оценены результаты?

Основные этапы проекта и соответствующие действия, необходимые для его реализации

Анализ ситуации (надо ли ее решать?). Переформулирование ее в проблему (в чем проблема?).

Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?).

Оценка необходимости выполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?).

Быстрая и точная постановка цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?).

Поиск средств, возможных путей решения перевод проблемы в задачу.

Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) (что будем делать и каким будет результат?).

Решение проблемы .

Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?).

Представление полученного результата.

Проектная задача

ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к «реальным»,

на такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится,

итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Особенности проектной задачи

может состоять из нескольких заданий, которые между собой связаны общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом,

перед постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий,

система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных «стратегий» ее решения,

основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.

Признаки проектной задачи

начинается с проблемы, которая представляет интерес для учащихся;

имеет общий сюжет, описывающий реальную ситуацию из жизни;

состоит из нескольких взаимосвязанных заданий, решение которых позволит справиться с заявленной проблемой;

предполагает использование набора известных и открытия неизвестных детям способов действия;

включает в себя определенные «шумы» — лишние данные, отвлекающие моменты, создающие препятствия для решения;.

собирает в последнем задании всё то, что выполнила группа в предыдущих заданиях.

Структура проектной задачи

Описание проблемы (квазиреальная, модельная) ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача.

Задача должна быть сформирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации.

Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.

Проектная задача должна содержать набор (или систему) в явном или скрытом виде действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.

Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

Система заданий может требовать разных «стратегий».

Местом сборки «продукта», оформление итогового результата является итоговое задание.

«Алгоритм» создания проектной задачи

ощущение необходимости использования именно этого вида работы;

осознание целей и задач;

отбор учебных предметов, темы которых «пересекаются» с содержанием будущей проектной задачи;

подготовка перечня словарей и справочников либо малодоступных дополнительных материалов;

формулировка проблемы, способной заинтересовать учащихся;

«расшифровка» проблемы в серии заданий;

подбор привлекательного названия проектной задачи;

обеспечение «переклички» последнего задания-сборки с названием задачи.

Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Как итог учебного года для учителя важна динамика в становлении класса (группы) как учебного сообщества, в развитии способностей детей ставить задачи, искать пути их решения. На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата.

перейти в каталог файлов

Системный анализ как основной метод исследования сложных систем и решения сложных управленческих проблем.

Большинство теоретических исследований, посвященных системному анализу, отличаются тем, что в них предлагается методика проведения исследования, организации процесса принятия решения, делается попытка выделить этапы исследования или принятия решения и предложить подходы к выполнению этих этапов в конкретных условиях. Кроме того, в этих работах всегда уделяется особое внимание работе с целями системы: их возникновению, формулированию, детализации (композиции, структуризации), анализу и другим вопросам целеобразования (целеполагания).Термин «системный анализ впервые появился в работах корпорации RAND в связи с задачами внешнего управления в 1948 г. Однако образцом системного анализа можно считать план ГОЭЛРО, разработанный для взаимоувязывания программы электрификации с общей программой подъема производительных сил как по стране в целом, так и по отдельным ее отраслям и районам.Таким образом, системный анализ:-применяется для решения таких проблем, которые не могут быть поставлены и решены отдельными методами математики, т.е.

проблем с неопределенностью ситуации принятия решения;-использует не только формальные методы, но и методы качественного анализа, т.е. методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов;-объединяет разные методы с помощью единой методики;-дает возможность объединить знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определенной дисциплине мышления;</p>-основное внимание уделяет целям и целеобразованию.Помимо того, что системный анализ может являться средством доказательства адекватности любых сложных моделей, есть задачи, которые в принципе не могут быть формализованы без использования методов системного анализа.

Такие задачи ранее решались обычно на основе интуиции и опыта ЛПР, которые являются хранителями основных сведений о предметной области. Примерами таких задач являются задачи, связанные с целеобразованием в системах управления (такие, как разработка основных направлений развития отрасли, региона или организации, перспективных планов и т.&nbsp;п.); задачи перестройки, совершенствования или разработки организационных структур; проблема управления разработками автоматизированных систем разного рода и т.д. В последнее время привлечения методов системного анализа потребовали и некоторые задачи объемно-календарного планирования (например, в условиях позаказной системы производства).

 

Подходы и логика исследования с позиции системного анализа. Основные этапы(логические шаги) системного анализа.

Для системного анализа характерно наличие определенных ти­пов стандартных компонентов, которые практически всегда присутст­вуют в исследовании любого объекта. Их сочетание в определенной последовательности, диктуемой структурой проблемы и причинно-следственными связями, приводит к ее системному решению. Основ­ные элементы системного анализа образуют "кирпичи", которые укла­дываются в единое здание системного анализа с соблюдением логи­ческой последовательности: цели — пути достижения целей — потреб­ные ресурсы.
Правильное использование логических элементов системного анализа во многом предопределяет возможность получения требуемо­го результата исследования. Отсутствие ясно сформулированной це­ли, грамотно составленной программы работ или обоснованного рас­пределения ресурсов, являются наиболее часто встречающимися причинами неудач использования системного анализа.
Для представления логической связанности и целостности процесса изучения социальной реальности необходимо рассмотреть содержание этих элементов системного ана­лиза применительно к социально-экономическим системам, обратив внимание на некоторые моменты, наиболее интересные с позиции ме­тодологии.
Цель является одной из центральных категорий теорий систем и системного анализа. Как и все абстрактные категории, она имеет весьма широкое толкование и разные интерпретации. Цель — это сово­купное представление о некоторой модели будущего результата, спо­собного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реаль­ных возможностях, оцененных по результатам опыта. В широком по­нимании цель рассматривается как констатация предназначения и смысла существования системы, проблемы или объекта. Целевое на­чало возникает как отражение целей и интересов различных субъек­тов, так или иначе связанных с существованием и функционированием системы, что и должно учитываться при его формировании.[23]
Цель определяют как желаемое состояние системы или резуль­татов ее деятельности, которые должны быть достигнуты в пределах некоторого интервала деятельности.

Цели должны исключать воз­можность разного толкования и в то же время оставлять простор для гибкого развития системы

 

Проблемы и их особенности. Проблематика и формулирование проблем.

Необходимость в исследованиях систем управления продиктована большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться организациям.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Постановка формальной задачи, которую надо решать, для традиционных наук – начальный, отправной этап работы.

В исследовании же или проектировании сложной системы это промежуточный результат, которому предшествует кропотливая длительная и сложная работа по структурированию исходной проблемы.

Проиллюстрируем основные особенности такой работы, составляющей первые этапы системного анализа, на примере “социотехнических” систем. Типичным примером социотехнических систем служат организации типа городской медицинской службы, завода, системы транспорта или связи, экологические системы. Разумеется, системный анализ применим и к менее сложным системам. Чем проще анализируемая система, тем ближе реализуемый алгоритм ее анализа к линейному; чем система сложнее, тем больше циклов реализуется при ее анализе, что, кстати, может служить самостоятельным признаком сложности.


Добавить комментарий

Закрыть меню