Системное мышление

Развитие системного мышления

(продолжение 1)

Что такое системное мышление?

Чтобы понять, что такое системное мышление, приведем несколько примеров несистемного подхода или несистемного мышления.

Все крупные организационные ошибки — это, как правило, результат несистемного подхода, узкого, одностороннего, без учета причин и следствий, а ещё хуже, предвзятого.

  • Катастрофическое обмеление Аральского озера наступило не мгновенно, оно было следствием того, что недопустимо много отбирали воды из Сырдарьи и Амударьи на орошение полей хлопка, не учитывая затрат воды на естественное испарение и прочие многочисленные потери воды. К расчетам и предостережениям ученых не прислушались. Это пример предвзятого решения. Все понимали и делали умышленно во зло будущим поколениям своего же народа.
  • Неудачи крупномасштабных мероприятий, таких как мелиорация, осушение верховых болот, химизация, вырубание лесов, распахивание безлесных степей, являются системными ошибками.
  • Строительство атомных электростанций без решения проблемы захоронения отходов — пример преступного несистемного подхода.

Ни одно крупное мероприятие по преобразованию природной среды не может обойтись без серьезных разнообразных экологических последствий.

Например, зарегулирование стока реки неминуемо скажется и на биоценозах самой реки и водохранилищ и на наземных биоценозах, расположенных в бассейнах реки (затопление лесов, изменение уровня грунтовых вод, уничтожение привычных нерестилищ и многое другое).

Был такой случай. Заселили озеро ценной рыбой, но не подумали, что на вытекающей из озера реке есть высокий водопад, который рыба преодолеть не может. Пришлось строить наклонную трубу.

Ругать постфактум всегда проще, но, согласитесь, возможно, что многих ошибок и не было бы, если бы люди в детстве освоили системное мышление. Чем выше власть, тем крупнее решения и тем дороже обходятся их ошибки. Выше власть – меньше право на ошибку. Не случайно всенародно выбирают президентов и законодателей – это должны быть экстраординарные люди, у них нет права на ошибку.

Теперь поговорим о системном мышлении.

Под термином система будем понимать организованное множество элементов любой природы, как-то связанных друг с другом и функционирующее во имя исполнения общих целей.

Вообще говоря, любой предмет является системой, так как он состоит из частей, а части взаимодействуют. То, что мы исследуем, с чем имеем дело — это и есть система.

Карандаш, книга, кукла, кровать… — это системы. Системный анализ изучает системы любой природы и любой сложности

Термины системное мышление, системный анализ, системный подход для простоты будем считать синонимами, обозначающими некоторую методологию.

Теперь проще понять, что такое системное мышление.

Это — мышление, строго учитывающее все положения системного подхода — всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей в отличие от детского, нерасчлененного, синкретического мышления.

Считается, что системное мышление — это самая выигрышная черта диалектического мышления. ТРИЗ основана на системном подходе, на глубоком изучении системы, которую надо улучшить. Не зная систему, нельзя ее улучшить

С точки зрения системного подхода, объекты, входящие в данную систему должны рассматриваться и сами по себе и в связи со многими другими объектами и явлениями. Ни одно живое существо, ни один коллектив, ни одна машина не могут существовать вне связи со своим окружением. Но описать и учесть все связи практически невозможно, и теоретически бессмысленно. Достаточно выделить только наиболее устойчивые связи, непосредственно и значительно влияющие на решение поставленной задачи и поддающиеся реальной оценке. Вот для этой конкретной цели и используются понятия системного подхода.

Альтернативой системному мышлению является предметное мышление, рассматривающее объекты изолированно, без учета всех существенных частей и связей между ними, внешних и внутренних.

Помните притчу о том, как слепые анализировали слона? Один, потрогав хвост, сказал: – “Это веревка”, другой, потрогав бивни, сказал: – “Это палка”. “Это — шершавая колонна” — , сказал третий, трогая ногу. “Нет, — это стена”, сказал четвертый, трогая спину слона…

В чем их ошибка? Они анализировали большую систему по частям, это правильно, но они мыслили предметно, не системно, каждый делал вывод о всей системе только по одной части. Они приписывали свойства частей всей системе.

Примороженный в проруби хвост волка — тоже результат незнания системного анализа.

Систематическое мышление

– анализ явлением с использованием всех знаний (фактов, законов, гипотез) которыми располагает анализирующий.

Пример: бабочка.

Ниже приведен пример из очень мне понравившейся книги «Астровитянка» Ник Горькавый.


— Эти три четверти часа посвятим системному анализу конкретного природного объекта. В честь принцессы Дзинтары, написавшей очаровательное стихотворение «Беззаботная бабочка моей грусти», я выбрал для сегодняшнего анализа весьма романтический пример: бабочку, подлетающую к цветку на солнечной поляне. Будем работать вместе. Опишите процессы, которые происходят в таком обычном объекте нашего мира, как бабочка возле цветка. Кто начнёт?.. Ну?.. Всего лишь бабочка…

Запуганный первой лекцией, зал смущённо молчал.

— Вам нужно научиться не только смелости мышления, но и обычной, человеческой смелости! — повысил голос профессор Ван-Теллер. — Выступать перед большой аудиторией, высказывать свои мысли, уметь грамотно спорить и защищать собственные тезисы — без этих способностей вам не прожить ни в Колледже, ни в окружающем мире.

Призыв остался без ответа.

— Ладно, — сощурился старый профессор. — Начнём принудительное воспитание.

Он посмотрел на ряды и ткнул палкой в направлении принца Дитбита:

— Что вы скажете о бабочке, подлетающей к цветку?

— Ну… — нехотя поотянул Дитбит, с опаской косясь на огромную профессорскую клюку, — она ощущает запах цветка усиками-антеннами, при этом происходит испарение с поверхности цветка фруктовых эфиров и других ароматических соединений, диффузия их в воздухе, реакция молекул с поверхностью усов бабочки и раздражение её нервных окончаний.

— Неплохо, — сказал профессор. — Может, вы не так безнадёжны, как показалось сначала.

Принц Дитбит высокомерно усмехнулся.

— Что можете сказать про нашу летающую систему? — обратился профессор к Изабелле, беленькой первокурснице из Ордена Леопардов.

Та немедленно залилась краской.

— Бабочка пьёт нектар, — всё-таки смогла тихо сказать она, — тем самым добывает себе энергию для полёта… И ещё она опыляет цветок…

— Молодец, — поощрительно сказал старый профессор понимая, как было непросто такой робкой девочке ответить. — Кто хочет добровольно развить тему опыления?

Поднялась рука, и после кивка профессора бойкая девочка-Сова затараторила:

— Бабочка переносит пыльцу с цветка на цветок!

перекрёстное опыление уменьшает риск генетических дефектов! Генотип растения определяет образование протеинов! Которые задают фенотип, рост и строение цветка!

А также его цвет и запах!

— Очень хорошо, — заявил профессор, — но дальше в цветок углубляться не будем, сегодня для нас главный объект — бабочка.

В аудитории появились добровольцы-биологи, которые наперебой и детально описали цикл превращений: бабочка — яйцо — гусеница — куколка — новая бабочка. Потом снова наступила пауза.

— А вы что скажете? — Профессор бесцеремонно ткнул пальцем в Джерри.

— Взмах крыла бабочки описывается системой гидродинамических уравнений Навье-Стокса в частных производных, — не растерялся Джерри, — с их помощью можно рассчитать подъёмную силу при асимметричном движении крыльев вверх и вниз, а также образование турбулентных вихрей на краях крыльев. Большинство нелинейных гидродинамических эффектов, сопровождающих полёт бабочки, не решаются в аналитике и исследуются численным моделированием. А ещё глаза и мозг бабочки являются сложной системой по распознаванию изображений и навигации к выбранному объекту.

— Здорово! — кивнул профессор. — Даже непонятно, что ещё осталось сказать об этом летающем животном.

Ван-Теллер перевёл взгляд на Никки, сидящую рядом с Джерри:

— Вы хотите что-нибудь добавить?

— Бабочка создана, — негромко сказала Никки, — из двух видов химических элементов: водорода, возникшего в ходе Большого Взрыва и имеющего возраст более десяти миллиардов лет, и из углерода, азота, кислорода и серы, которые образовались гораздо позже — при термоядерном горении массивных звёзд. В конце своей эволюции эти звёзды взорвались как сверхновые, и ударные волны распылили в космосе и добросили до Солнечной системы химические элементы тяжелее гелия — углерод кислород и другие. При вспышке сверхновой звезды образовались и самые тяжёлые химические элементы — от железа до урана, — которые также можно найти в бабочке. Это легкомысленное насекомое состоит из древнего инозвёздного вещества. Бабочка несёт в себе как следы первых минут рождения Вселенной, так жизни и смерти многих звёзд…

Густые брови профессора поднимались всё выше и выше, а Никки не спеша продолжала:

— Звёзды светят и днём, поэтому, кроме молодого солнечного света, который летел в космосе восемь минут, на бабочку одновременно падает и древнее излучение далёких звёзд. Этот звёздный свет покинул фотосферы своих светил сотни и тысячи лет назад, преодолел огромное пространство и закончил существование на крыльях земной бабочки, слегка нагрев их древним теплом, возможно, уже погасших звёзд. Цветовая непрозрачность бабочки спектрально условна. Сквозь хитиновую броню легко проникают космические и земные излучения, включая гравитационные и радиоволны, гамма-лучи и нейтрино.

Бабочка быстро машет крыльями и сама оказывается источником низкочастотного звукового и гравитационного излучения. Она находится в искривлённом пространстве-времени вокруг Земли и движется, опираясь на воздух, тем самым полёт бабочки — это непрерывное бегство от падения по геодезической линии… Достаточно? — спросила Никки Ван-Теллера.

— Нет… — зачарованно протянул старый профессор, — я бы ещё послушал…

— Бабочка эффективно оперирует временем и его энергией. Согласно следствиям из специальной теории относительности Эйнштейна, бабочка и её крылья, двигаясь с разной пространственной скоростью, обладают разными скоростями времени в каждой точке крыла и корпуса. Мускулы бабочки, махая крыльями, меняют скорость времени вдоль крыла. Молекулы воздуха двигаются с наибольшей скоростью в пространстве и с наименьшей скоростью во времени. Результат соударения молекул воздуха с молекулами крыльев описывается на языке классической физики как давление или передача энергии, но его правильнее рассматривать как обмен пространственно-временными параметрами между атомами. Порхающий полёт бабочки — это танцующее взаимодействие личных времён и пространств бабочки, гравитационного поля Земли и атмосферных молекул… Продолжать? — снова спросила Никки.

— Если есть что добавить, то — да, — по-прежнему заинтересованно проговорил Ван-Теллер.

— Ну… бабочка — термодинамически открытая, самоорганизующаяся система по Пригожину и обладает целым букетом нестабильностей, например неустойчивостью Тьюринга в средах диффундирующих химических реагентов, отвечающей за образование структур тела бабочки и за узор на её крыльях. Можно отметить нелинейное распространение электрических импульсов в нервных клетках, волновую нестабильность в виде кишечной перистальтики, а также образование солитонов в длинных цепях белковых молекул. Бабочка — это метастабильный объект, образованный букетом структурообразующих неустойчивостей. Бабочка жива, пока нестабильна — если она избавится от неустойчивости, то умрёт. Абсолютно стабильная система всегда мертва.

Никки решила остановиться без всяких вопросов о продолжении. Профессор Ван-Теллер смотрел на неё с острым интересом.

 (с) Астровитянка

В последние годы мы все чаще слышим о системном мышлении. Системное мышление оценивают при приеме на работу, при оценке персонала, так как это является одним из важнейших качеств сотрудников. Если вы обладаете высоким уровнем системного мышления, то вы принимаете более верные и результативные решения.

Основные свойства системного мышления

Привычное для нас логическое мышление базируется на разделении любой системы на составляющие части, изучении свойств этих частей, а затем сборе этих частей в систему на основе выявленных связей между ними.

При этих действиях мы упускаем множество комбинаций факторов, обладающих взаимовлиянием друг на друга, мы сознательно упрощаем систему.

Однако мир, в котором мы живем, существует не отдельными фрагментами, а цельно и неделимо. Мир тоже является системой. Система — это образование, которое существует и функционирует благодаря многовариантному взаимодействию своих многочисленных частей. Система в большей степени зависит не от того, из чего состоят их части, а из того, как эти части взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия эти не линейны, часто скрыты и неочевидны, могут быть даже парадоксальны. Задачей системного мышления является составить такую модель мира, которая позволит наиболее точно расставлять ориентиры в нем.

Основы системного мышления лучше всего начинать закладывать в детстве. Основными свойствами системного мышления являются:

  • Видение цельности, наполненности множественными связями;
  • Понимание необходимости искажений модели реальности для упрощения восприятия, способность переключиться с одной модели на другую;
  • Умение видеть обратную связь (т.е. при воздействии на одно из звеньев системы, происходят изменения, результаты которых всегда можно увидеть, однако часто эти результаты могут быть достаточно отсрочены во времени, что затрудняет их диагностику);
  • Готовность к постоянным изменениям своих убеждений;
  • Умение видеть реальность на разных уровнях, под различной степенью увеличения, умение переключиться с одной системы координат на другую, умение обратить внимание как на целую систему, так и на ее части;
  • Самостоятельность создания своих ментальных моделей мира, с помощью которых мы создаем собственные причинно — следственные связи.

Системное мышление в модели компетенций при оценке персонала в организации.

Одной из важнейших компетенций при ассессмент — центре является системное мышление. При оценке персонала в модель компетенции «Системное мышление» входят следующие качества испытуемых:

  • Умение эффективно анализировать большие объемы информации;
  • Умение выявлять закономерности в различных ситуациях, формирование целостного понимания происходящего;
  • Оценивание рисков и возможностей, связанных с принятием тех или иных решений.

Различают следующие уровни этой компетенции и уровни мастерства:

Уровни Поведенческие проявления
3 УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА В дополнение к уровню 2

  • Эффективно достраивает целостную картину ситуации, даже в условиях недостатка информации. Делает верные выводы на основании неполных и/или противоречивых данных.
  • При необходимости продуцирует новые концепции, позволяющие найти решение особо трудных практических задач.
2 УРОВЕНЬ ОПЫТА В дополнение к уровню 1

  • Анализируя информацию, отделяет главное от второстепенного.
  • Видит причинно-следственные связи, выявляет основные закономерности при анализе любых вопросов, в том числе, выходящих за рамки его непосредственных интересов и компетентности.
  • Видит барьеры на пути достижения поставленных целей и способы их преодоления.
  • Мыслит вариативно: предлагает несколько различных решений проблемы, не ограничивается стандартными вариантами.
  • Эффективно анализирует большие объемы информации, комплексные и многофакторные явления.
1 НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
  • Видит разные факторы, влияющие на ситуацию.
  • Структурирует информацию на основе значимых, не противоречащих друг другу критериев.
  • Делает логичные, непротиворечивые выводы.
  • В знакомой области видит причинно-следственные связи и основные закономерности, формирует системное понимание ситуации.
  • Умеет соотносить имеющуюся информацию и бизнес-цели организации
0 УРОВЕНЬ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ
  • Не склонен к анализу, действует по наитию. Не выделяет главного, оставляет без внимания значимые аспекты ситуации.
  • Принимает необдуманные решения. Не оценивает риски и последствия.

Основные направления для развития системного мышления

1. Расширяйте свои ментальные карты, развивайте свои ментальные модели. Для того чтобы понять, в каком направлении развивать системное мышление, необходимо разобраться в своих основных ментальных моделях. Ментальные модели — это верования и убеждения, на основе которых мы осуществляем принятие решений, своеобразные «стекла», через которые мы знакомимся с миром. Часто мы видим только то, что хотим увидеть. Ментальные карты — это что-то вроде мыслительных картинок, в которые у нас все эти убеждения и правила укладываются.

Основными ментальными моделями у человека являются:

— Вычеркивание части информации. Данный механизм работает на поддержание имеющейся ментальной модели, то есть информацию, которая нам не подходит, мы просто не замечаем.

— Конструирование — мысленное достраивание того, чего нет, если это помогает нам избежать имеющегося непонимания ситуации.

— Искажение — уменьшение или преувеличение деталей системы.

— Обобщение единичного опыта в желании представить его как типичный.

У каждого человека свой взгляд на жизнь, свои искажения реальности. Зная свои основные ментальные модели, можно легко отслеживать свои ограничения. Ведь любая карта не является реальной территорией, она всегда упрощена. Расширение своих ментальных моделей помогает принимать более разносторонние решения, учитывать большее количество факторов, учитывать особенности системы.

2. Наблюдайте за успешными системами. Научиться системному мышлению невозможно, изучая части системы. Основным свойством систем является появление свойств, присущих системам, но не присущих их отдельным частям. Например, нарисуем на листе бумаги какой-нибудь предмет. Затем возьмем еще несколько листов бумаги и нарисуем этот же предмет, постепенно смещая его в сторону по сравнению с первой картинкой. Сейчас мы имеем лишь несколько похожих рисунков. Если положить все рисунки стопкой и быстро пролистнуть эту стопку, то можно увидеть, что предмет двигается, нечто вроде немого кино. Что произошло? Система приобрела новое свойство, не присущее всем отдельным частям. На отдельных листочках бумаги предмет не двигается. При определенном взаимодействии листочков бумаги предмет начинает двигаться. По этому нельзя изучить систему, изучая ее отдельные части. Можно изучить систему, только непосредственно наблюдая за ней. Для развития системного мышления наблюдайте за наиболее передовыми и успешными системами. Как они работают, каковы связи между частями, каковы последствия реализуемых действий. Это поможет вам понять, как работают успешные системы, и затем применять это в жизни.

3. Разрушайте ваши стереотипы. Стереотипы — устоявшееся отношение к реальности, выработанное на основе прошлого опыта. Стереотипы, безусловно, помогают нам при выработке простых и типичных решений. Но они же нас и ограничивают, отметая различные инновации, при принятии решения системного. Не бойтесь нового, тренируйте свою креативность, старайтесь подходить к ситуации нестандартно.

4. Развивайте способы измерения обратной связи. Одним из основных ограничений в обучении системному мышлению является сложность измерения обратной связи после принятия решения. Сложность связана со значительной отсроченностью результатов в большинстве случаев, а также размытостью причинно — следственных связей. К примеру, если уничтожить жуков, пожирающих урожай, первым полученным результатом будет улучшение урожая, вторым и третьим, возможно, гибель птиц, которые питались этим жуками (и как следствие — увеличение количества жуков в будущем), а также накопление химического вещества в плодах урожая (и как следствие — различные заболевания людей). Обязательно улучшайте способы измерения обратной связи. Думайте заранее, как вы сможете измерить результат, по каким параметрам, какие свойства других объектов системы это может затронуть.

5.

Расширяйте круг интересов. Чем шире ваши интересы, взгляды, кругозор, тем более вариативным становится ваше мышление. При широком круге интересов вы бессознательно будете расширять ваши ментальные карты, что поможет развить системность мышления.

6. Создавайте ситуации неопределенности. Сознательно, в качестве тренировки, создавайте себе ситуации неопределенности и находите как можно больше решений для них. На самом деле, в работе и в любых аспектах жизни не существует ситуаций со стопроцентной определенностью. Всегда существуют факторы, которые могут неожиданно повлиять на ситуацию.

7. Решайте творческие задачи. Это один из лучших и самых действенных способов развить свои творческие способности и системное мышление. Известно, например, что при приеме на работу в компанию Майкрософт, все претенденты на работу проходят этап решения творческих задач. В семье Билла Гейтса с детства решали разные головоломки. Сейчас очень много книг с такими задачками, например: «Как сдвинуть гору Фудзи» (автор Паундстоун Уильям), «Головоломки» (автор Мочалов Л.П.), «Занимательные задачи опыты» (автор Перельман Я.И.) и т.д.

В настоящее время довольно распространен ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Здесь решение математических задач и задач «на сообразительность» часто происходит методом от противного, т.е. сначала устанавливают конечный результат, потом устанавливают основное противоречие и решают задачу. Подробнее можно прочитать в книге «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» (автор Альтшуллер), «Теории решения изобретательских задач» (автор Меерович М.И.).

Развитие системного мышления является довольно сложной задачей, но далеко не безнадежной. Проявите творчество и упорство, и ваши труды будут вознаграждены!

Что такое системное мышление? Это не выдумка, и не пустые, красивые слова, а научное понятие, в основе которого лежат два элемента: системный подход и способ человеческого мышления.

Для того, чтобы понимать, как работает «системное мышление», и как можно его «включать», давайте разберемся, что такое системный подход, а затем познакомимся с типами мышления и соединим эти понятия в одно.

Системный подход к управлению организацией пришел в менеджмент из теории систем еще в конце 50-х годов прошлого столетия. В основе этого подхода лежит простая и здравая идея о том, что любую организацию можно рассматривать как социотехническую систему, и, следовательно, при управлении организацией можно опираться на основные законы функционирования систем.

Давайте проверим это утверждение.

Что такое система? Это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Например, любая организация состоит из отделов, которые взаимодействуют друг с другом и вносят свой вклад в формирование прибыли.

Человек — это тоже система, в свою очередь состоящая из подсистем: кровеносной, нервной, костной, желудочно-кишечной и т. д. Каждая подсистема состоит из органов и тканей, а те состоят, в свою очередь, из клеток и т. д. Если уменьшить масштаб, то каждый из нас является частью системы более высокого уровня — организации, совокупность организаций формирует отрасль народного хозяйства и т. д. Весь наш мир также можно представить как «матрешку» из систем различного уровня: от бозона Хиггса до самой Вселенной.

Пока всё просто и логично. Но отдельного внимания требует приставка социо-, которая обусловлена тем, что в организации работают люди. Вот здесь и начинаются все сложности. Дело в том, что способ мышления нашего мозга очень неохотно вписывается в теорию систем.

В 2002 году лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман убедительно показал в своей работе, что мы используем две системы мышления:

1.Эвристическую, которая основана на нашем предыдущем опыте, требует минимум усилий и выдает решение практически моментально, но с весьма приблизительной точностью.

2.Логическую, которая обладает высокой точностью, но требует размышлений, энергии, времени и усилий для поиска правильного ответа.

Легко прочувствовать на себе, как они взаимодействуют.

Ответьте на вопрос: сколько будет 2 × 2 =?

Вы быстро и уверенно ответили на этот вопрос: = 4. Это знание пришло вам в голову автоматически и без усилий. Более того, поиск решения не ощущался как действие. У вас даже не было выбора: решать или не решать эту задачу. Более того, поиск решения не ощущался Вами как действие — просто так случилось. Это пример эвристического мышления.

Следующая задача: 17 × 24 =?

Точное решение в голову не пришло, а сами вы ощутили, что у вас есть выбор: решать этот пример в принципе или нет?

Кстати, если вы до сих пор этого не сделали, то стоит сейчас попробовать и, хотя бы частично, вычислить результат. Сейчас вы получили опыт медленного логического мышления. Сначала вы извлекли из памяти выученную в школе когнитивную программу умножения, а затем применили ее, причем для вычисления пришлось напрячься. Вы ощутили нагрузку на память из-за большого объема материала, поскольку нужно было одновременно следить за тем, что вы уже сделали и что собираетесь сделать, и при этом не забыть промежуточный результат.

Весь процесс был работой разума: целенаправленной, трудоемкой и упорядоченной — это образец логического мышления.

Способность к автоматическому принятию решения действительно помогает нам оптимизировать своё существование. Представьте, как невыносимо было бы жить на свете, если бы каждый раз, когда мы хотим заварить чашку кофе, пришлось бы детально продумывать план этого простого действия.

Однако беда системы № 1 в её приблизительной точности: поэтому в случаях, когда нам необходимо решать новую, неизвестную ранее задачу, система № 1 зачастую выдает весьма приблизительный, а то и ошибочный результат.

Давайте проведем самый известный эксперимент, предложенный Д.

Канеманом.

Итак, позвольте представить вам Линду. Ей 31 год, она не замужем, откровенная и очень умная. В университете изучала философию и в студенческие годы уделяла много внимания вопросам дискриминации и социальной справедливости, а также участвовала в демонстрациях против использования ядерного оружия.
Теперь, пожалуйста, определите вероятность того, что:

Линда — учительница начальной школы.
Линда работает в книжном магазине и занимается йогой.
Линда — активистка феминистского движения.
Линда — социальный работник в психиатрии.
Линда — член Лиги женщин-избирательниц.
Линда — кассир в банке.
Линда — страховой агент.
Линда — кассир в банке и активистка феминистского движения.

Если затраты энергии для выполнения этой работы превышают те, что готов выделить Ваш мозг, или, попросту, если вам лень, просто ответьте на вопрос — похожа ли Линда больше на кассира или на кассира — активистку феминистического движения?

Если Вы считаете, что Линда — кассир-феминистка, то Ваше мнение совпадает с мнением 89%, участвовавших в этом эксперименте, и…оно ошибочно. Ибо множество кассиров-феминисток полностью включено во множество кассиров, поскольку каждая кассир-феминистка — кассир. Следовательно, вероятность того, что Линда — кассир-феминистка, обязана быть меньше вероятности того, что она — кассир.

Не переживайте, если ошиблись. Это только подтверждает то, как мы с вами устроены. В конце концов, поставьте себя на место мозга.

Вы — мозг, и у вас есть выбор: система № 1 — быстрая, не требующая усилий, но не очень точная, или система № 2 — точная, но медленная и потребляющая прорву энергии. Что бы вы выбрали по умолчанию?

Правильно! Мозг выбирает первую, эвристическую систему мышления: как в компьютере, когда стоит галочка «использовать по умолчанию». Эта система не требует усилий для получения ответа, а мы на биологичесоком уровне запрограммированы эволюцией на сохранение энергии и оптимизацию её использования.

Ведь мозг при своем относительно малом удельном весе (мозг взрослого человека весит чуть больше 1,5 кг) потребляет до 25% энергии организма, львиная часть которой приходится на работу префронтальной коры, отвечающей за осознанное мышление. Именно поэтому, если можно не думать — мозг будет не думать.

Но в управленческой деятельности мы часто сталкиваемся с ситуациями, в которых не можем удовлетвориться приблизительной точностью. При решении проблем нам необходимо включить в работу систему № 2 — логическое мышление.

Необходимо включить функцию «думать»!

Приведу пример из собственного опыта. В нашей программе «Системное мышление», которая проходит в рамках курса подготовки кадрового резерва Корпоративного Университета «Металлоинвест» Оскольского электрометаллургического комбината (ОЭМК), большое внимание было уделено правилам формулирования проблемы. Казалось бы, простая задача -каждый знает проблемы на своих участках работы. Однако, в практической части формулировании своей производственной проблемы в соответствии с правилами, начали проявляться барьеры мышления. Такие барьеры мешают сотрудникам «безоценочно» осознать то, что собственно не устраивает нас в текущем состоянии системы. В Металлоинвесте работают профессионалы высокого уровня и поэтому, не взирая на трудности, участники программы справились с задачей, правда в некоторых случаях не без помощи тренера. В этом и есть основная тренерская работа — помочь участникам сделать шаг за рамки привычного и обыденного.

В результате, мы должны подбирать именно те методики и инструменты, которые подстрахуют нас от соскальзывания в область мышления по первой, эвристической системе — программа, сконцентрированная на прикладном аспекте системного мышления и на его использовании для решения организационных проблем.

Права на материал принадлежат компании «Амплуа». При перепечатке ссылка на источник обязательна.

.

Деструктивное НЛП. Конструктор для начинающего невротика.

Вадим Сысуев

Человек может сам программировать свой мозг, он может пользоваться заимствованными программами.

В любом случае, если программы сложны, и выдают нежелательные результаты, есть повод задуматься об эффективности кода.

Программа может оставлять "незакрытые файлы" — незаконченные дела, большое количество которых может привести к психическому или соматическому нездоровью.

Если связи между понятиями просты и линейны, волны возбуждения проходят по нейронной структуре просто и однократно. Если на пути волны попадаются участки торможения, участки с обратными связями, нелинейные мыслительные конструкции, то однократный процесс возбуждения может породить самостоятельный колебательный процесс, либо лавинообразное изменение какого — либо параметра системы.

Ниже мы приводим список нелинейных мыслительные конструкций, которые самостоятельно или в комбинации с другими "программными" блоками, могут породить неустойчивую к возбуждению структуру.

Мозг может содержать мыслительные конструкции, которым почти нет аналогов в природе — эквиваленты отрицательной вязкости и упругости, отрицательной инертности и аккумуляции, а также структуры, специфичные только для мышления.

Комплексные эквивалентности.

Отождествление классов объектов.

Эти мужчины как дети.

Все женщины — интриганки.

Американцы — веселые парни.

Артисты — интересные люди.

Универсальные квантификаторы.

(зоны общей иррадиации)

Все меня все игнорируют.

Каждый делает что хочет.

100% успех.

Только для начинающих.

Социальные и личные "Табу".

Зоны торможения могут стать центрами реверберации в коре головного мозга. Запретный плод притягателен и сладок именно по этой причине.

Неприлично держать руки в карманах, узнавать о величине заработка и спрашивать женщин об их возрасте.

Позор иметь гомосексуальные связи, заниматься онанизмом, иметь гражданский брак.

Порицается супружеская измена, наркомания, алкоголизм.

Запрещается воровать, ругаться матом, свистеть в доме, сметать крошки ладонью.

Человек сам может сформировать свои личные ограничения:

Нельзя кричать на людей.

Нельзя лгать.

Нельзя обижаться.

Рекурсивные мысли.

Негативные рекурсивные эмоции — токсичны, они имеют свойство разрастаться и отравлять сознание.

Злость на самого себя. Человек злится на самого себя, поэтому злится на себя злящегося, злится на себя злящегося на себя злящегося и т.д.

Жалость к себе.

Страх за себя.

Печаль, тоска.

Самообвинение.

Низкая самооценка.

Обида. Кого бы человек ни признавал обидчиком, он обидел себя сам. По большей части человек сам обижает себя, он сам источник чувства обиды. Это подтверждает наличие возвратной частицы "ся" в слове "обиделся". Человек не имеет прямых методов воздействия на чувства другого, он может манипулировать, но прямой доступ к эмоциям имеет только "хозяин" тела. Обида неявно рекурсивна, тем не менее, такое же токсичное чувство как перечисленные негативные рекурсивные эмоции.

Самонаказание — негативный рекурсивный процесс, неустойчивый, с возможностью перехода в самоуничтожение.

Подобные состояния можно оперативно аннигилировать с помощью позитивной рекурсии обратного знака. Долговременный эффект оказывает рефрейминг "негативная эмоция — есть благо".

Когда негативная эмоция распространяется на себя, испытывающего негативные эмоции, то в основе ее лежит интроверсия и нарциссизм человека. Экстраверты, очевидно, менее предрасположены к рекурсивной депрессии в силу того, что обратная связь у них осуществляется через других людей, которые в меньшей степени подвержены влиянию человека, испытывающего по отношению к ним отрицательные эмоции. Так злость на другого человека только тогда может стать рекурсивной, когда она вызывает такую реакцию у партнера, что злость на него усиливается. Из экстравертов такая рекурсия скорее случается у холериков, которые более чувствительны к обратной связи, нежели сангвиники, да и те недолго страдают негативными эмоциями из-за того, что обратная связь через других людей неоднозначна. Поэтому правильное поведение окружающих может предотвратить истерические приступы, механизм которых очень похож на рекурсивный.

Экстраверты склонны к неоправданному оптимизму, который формируется по циклическому принципу. Позитивные эмоции более вирулентны и скорее инфицируют окружающих вызывая рекурсивные последующие волны оптимизма у экстравертов.

Если использовать рекурсивный паттерн для выработки естественных эндорфинов, это вполне может заменить обезболивающее.

Ваш покорный слуга, как истинный экспериментатор, ничтоже сумняшеся испробовал метод на себе. Установкой было "приятно чувствовать боль и подтвердить такую замечательную теорию". Далее была взята большая швейная игла. Сама игла и место прокола кожи было тщательно протерто спиртом. Игла вошла в кожу предплечья (вдали от вен и артерий) абсолютно без боли и вышла через сантиметр. Отсутствие боли превзошло ожидания.

Возможно, анальгетиком явилось желание доказать теорию, что тоже интересный факт, не лишенный практической ценности.

Действия были похоже на действия наркомана, с небольшим отличием, наркотик был абсолютно естественным. Чувство эйфории было достаточно сильным. Передозировка, по-видимому в таком случае не грозит.

При лечении зубов можно внушить себе "Быть терпеливым к боли — это приятно".

Или: "Я — тот, кто спокойно смотрит на меня со стороны". Рекурсия, при этом, вызывает лавинообразную диссоциацию, при которой любые ощущения, в том числе и боль невозможны.

Когда человек хвалит сам себя — это явный рекурсивный процесс. Все его ресурсы заняты в этот момент. Команда, отданная тихим голосом, если не будет замечена — упадет в подсознание.

Вопрос "О чем ты сейчас думаешь?" может вызвать рекурсию и вы не получите ответа.

Примеры рекурсивных фраз:

Добываем руду, выплавляем из нее сталь, делаем экскаваторы, чтобы добывать больше руды.

У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса — он ее убил.

Под камень схоронил, на камне написал: "У попа была собака …"

Ай, люли-люли-люли гости к Машеньке пришли. На лавочку сели, сели и запели: "Ай, люли-люли-люли …"

GNU (GNU is Not Unix)

Как хороша и добра эта фраза! Как она весела и жизнерадостна!

Приятные эмоции — это хорошо!

Жизнь — хороша. Жить — хорошо.

От добра добра не ищут.

Однозначно позитивное или негативное восприятие событий чревато рекурсивным углублением либо в легкомысленный оптимизм, либо в депрессию. Нахождение как плюсов так и минусов стабилизирует состояние. В процессе терапии вполне допустима, и желательна такая "крамола":

Голова болит — чему-нибудь легче.

"Больной перед смертью потел? Хорошо".

"Вам плохо? Это хорошо".

Язва вместо прободнения удачно продолжилась геморроем.

Идеальные анализы настораживают.

Самая вредная еда оказывается самой вкусной.

Чем хуже, тем лучше.

Браки на грани развала — самые устойчивые.

Порядочный человек — это тот, кто делает гадости без удовольствия.

Если движешься в том направлении, в котором твой страх растет, ты на правильном пути. (к инфаркту)

Эмоциональный диполь.

"Хорошо, когда плохо". "Плохо, когда хорошо". В целом — эмоционально нейтральные фразы.

Коллапс якорей — это техника сближения представления эмоционально противоположных событий, например травмирующего и приятного воспоминания. Два полярных воспоминания объединяются в диполь.

У подобного диполя нет заряда, присущего его составляющим, но есть ориентация, и он создает эмоционально-ориентированное поле. Например, последовательность "покой — стресс" не эквивалентна последовательности "стресс — покой", поскольку этот диполь взаимодействует с предпочитаемой нами временно'й ориентацией этих состояний.

По абсолютному эмоциональному заряду диполь можно сравнить со смесью соли и сахара. Это не щелочь и кислота, они не аннигилируют. Возьмите одну часть соли и десять частей сахара, смешайте и положите на язык. У этой смеси есть вкус, но это уже третий вкус, его нельзя назвать ни сладким, ни соленым.

Если круг, одна сторона которого белая, другая черная, вращать вокруг его диаметра, то он будет выглядеть серым. Если одна сторона красная, другая синяя, то он будет выглядеть фиолетовым и это — третий цвет.

"Проиграть в наших условиях может быть достойнее, чем выиграть".

Парадоксы.

Нераспознанные как таковые, могут занять единицу внимания подсознания. Фраза "Все мужчины — лжецы", в устах мужчины, говорит о некотором программном противоречии, рассогласованности в структуре нейронов, если она не осознана как парадокс. И, скорее всего, является задачей, решение которой отложено, и если эта задача не будет решена, она будет вытеснена в подсознание.

Я плохо разбираюсь в людях.

Никогда не говори никогда. — А я никогда и не говорю.

Чтобы чудо сохранить нужно чудо утратить.

Если я вру — не сойти мне с этого места.

Оксюмороны.

Сочетание противоположных по значению слов.

Черная белизна.

Они умрут, но выживут.

Я вообще, самый скромный в мире человек.

Я застенчивый человек, я не могу сказать вам "пойдите к черту".

Борьба за мир

Мать — девственница.

Каннибал — вегетарианец.

Циклические мысли.

Жила была бабка у самой речки. Захотелось бабке искупаться в речке. Купила бабка мыло, купила мочало, эта песня хороша — начинай сначала.

Сепулятор — это прибор для сепуления. (см сепуление)

Сепуление — это процесс, который производится сепулятором.

Я должен пытаться сделать "А" до тех пор, пока не получится.


Добавить комментарий

Закрыть меню