Триз примеры задач

Содержание

Основные принципы ТРИЗ

Предыдущая12345678910Следующая

Этот подход обеспечивает эффективный анализ сложных проблемных ситуаций независимо от природы самих систем подобно тому, как математика не зависит от того, что рассчитывают с ее помощью.

Как отмечалось в теме 1.1, долгое время единственным инструментом решения творческих задач — задач, не имеющих эффективных механизмов решения, — был МПиО. В начале века резко возросла потребность в регулярном решении таких творческих задач, что привело к появлению многочисленных модификаций "метода проб и ошибок". Наиболее известные из них — различные варианты таких методов, как "мозговой штурм", "синектика", "морфологический анализ", "метод фокальных объектов", — были кратко рассмотрены в темах 1.3 и 1.4. Суть всех этих методов -повышение интенсивности генерации идей и перебора вариантов.

Но существует и противоречие — можно сэкономить время на генерацию идей, но затратить его еще больше на анализ полученных вариантов и выбор наилучшего. Как показывают прошедшие годы и проведенные в разных странах исследования, количество полученных этими методами идей никак не связанно с качеством решения проблемы.

Еще в сороковых годах Г.С. Альтшуллер поставил задачу иначе: "Как без многочисленного перебора вариантов решения проблемы выходить сразу на сильные решения?11.

Справиться с этой задачей позволяют три принципа, лежащие в основе ТРИЗ

1. Принцип объективности законов развития систем— строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам.

Таким образом, сильные решения — это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.

2. Принцип противоречия— под воздействием внешних и внутренних факторов
возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что
существует система противоречий — скрытых или явных. Системы эволюционируют,
преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей,
явлений и эффектов.

Таким образом, сильные решения — это решения, преодолевающие противоречия.

Действительно, какой бы мы не взяли предмет, сделанный руками человека, — это всегда изобретение. Изобретение в ТРИЗ рассматривается как результат разрешения (преодоления) противоречия: в процессе поиска ответа обнаруживается и формулируется противоречие, которое разрешается на основе определенных приемов. Рассмотрим в качестве примера нож: ножом надо резать, но брать острое лезвие руками нельзя. Тогда человек создал предмет, который с одной стороны -острый, а с другой — тупой, то есть человек соединил в одном предмете два противоречивых свойства («острый» и «тупой»), но на разных его участках. В данном примере противоречие «разрешено» в пространстве.

В ТРИЗ разработаны принципы разрешения противоречий, основными из которых являются следующие:

1. Разделение противоречивых свойств в пространстве.

2. Разделение противоречивых свойств во времени и др.

3. Принцип конкретности— каждый класс систем, как и отдельные представнгели
внутри этого класса, имеет особенности, облегчающие или затрудняющие изменение
конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними —
теми, на которых строится система, и внешними — той средой и ситуацией, в которых
находится система.

Таким образом, сильные решения — это решения, учитывающие особенности конкретных проблемных ситуаций. Методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов приложения этих общих положений к решению конкретных проблем.

Такой подход к изобретательству отражает тот факт, что логическими основаниями эвристики (тема 3.1 из [5]) являются принципы диалектического метода познания (все 16 элементов диалектики формулируются в книге Гегеля «Наука логики»), например:

— вещь (явление) как сумма и единство противоположностей;

борьба, развертывание этих противоположностей, противоречивых

стремлений;

не только единство противоположностей, но и переходы каждого

определения, качества, черты, стороны, свойства в каждое другое (в свою

противоположность?);

переход количества в качество и др.

Таким образом, современная Теория Решения Изобретательских Задач включает: • Механизмы планомерного преобразования размытой, проблемной ситуации в

четкий образ будущего решения.

• Механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений.

• Обширный информационный фонд — концентрированный опыт решения проблем.

Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ)

АРИЗ — комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач. АРИЗ — это своего рода инструмент для мышления, основными составляющими которого являются следующие шаги (этапы):

1. Анализ задачи (переход от ситуации к модели задачи, выявление технического противоречия).

2. Анализ модели задачи (учет имеющихся ресурсов ВПР и их системный анализ).

3. Определение Идеального конечного результата — ИКР и физического противоречия.

4. Мобилизация и применение ВПР.

5. Применение информфонда (приемы, принципы разрешения противоречий, указатели эффектов).

6. Изменения и/или замена задачи.

7. Анализ способа устранения физического противоречия.

8. Применение полученного ответа.

9. Анализ хода решения.

ТРИЗ и современность

С самого начала разработки ТРИЗ было ясно — необходимо иметь мощный информационный фонд, включающий прежде всего типовые приемы устранения технических противоречий. Работа по его созданию велась много лет: было проанализировано свыше 40000 изобретений, выявлено 11 принципов и 40 типовых приемов (вместе с подприемами — более 100).

К настоящему времени опробованы и систематизированы 76 стандартов — правил синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающих из законов развития этих систем. Систематизация велась с позиций вепольного анализа. Определились основные классы стандартов:

• стандарты на изменение систем (и изменения в системах);

• стандарты на обнаружение и измерение систем (и в системах);

• стандарты на применение стандартов.

Практика показала, что стандарты — весьма сильный инструмент ТРИЗ. Наметилась перспектива: основная часть задач должна решаться по стандартам, в то время как АРИЗ следует использовать преимущественно для анализа нестандартных задач и получения информации, помогающей формировать новые стандарты. Кроме того, появилась надежда, что при дальнейшем усовершенствовании система стандартов превратится — в отличие от АРИЗ — в инструмент прогнозирования развития технических систем.

В настоящее время теория получила широкое распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ изданы в QUA, Великобритании, Японии, Корее, Франции, Финляндии, Германии, и других странах; стремительно растет количество фирм, занимающихся ТРИЗ-консультациями и обучением.

Как сама теория, так и методология преподавания ТРИЗ непрерывно развиваются. Идеи и методы переносятся на нетехнические области: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, рекламу и Public Relations, решение коммерческих, социальных, социально-технических и педагогических задач, задач системы образования. ТРИЗ-технологии позволяют объединить усилия специалистов разного профиля при разработке и реализации крупных программ, избежать дорогостоящих ошибок.

ТРИЗ — научная технология творчества, направленная на сознательное управление подсознательными творческими процессами.

И как всякая наука, работающая на нечеткой, расплывчатой грани между познанным и непознанным, известным и неизвестным, она сочетает в себе как строго научные подходы, так и определенное искусство. И то, и другое требует усилий и времени на их освоение. Поэтому эффективное использование теории и ее прикладных технологий возможно только после серьезной и длительной подготовки.

В заключение данной темы приведем типовые приемы устранения технических противоречий (печатаются по первоисточнику: Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. "Моск. рабочий", 1973. с.141-177). Некоторые примеры устранения технических противоречий опущены ввиду невозможности дать достаточное пояснение к ним в рамках данных методических указаний.

Типовые приемы устранения технических противоречий

Перечень типовых приемов — это своего рода настольный справочник изобретателя, но справочник особого рода: изобретатель должен рассматривать его как основу, которую необходимо самостоятельно пополнять по новым техническим и патентным публикациям.

I. Принцип дробления

а) Разделить объект на независимые части.

б) Выполнить объект разборным.

в) Увеличить степень дробления объекта.

Дробление — одна из ведущих тенденций в развитии современной техники. Приведем небольшой пример: для обеспечения быстрой и удобной замены сплошной режущей кромки у ковша одноковшового экскаватора последняя выполнена из отдельных съемных секций.

П. Принцип вынесения

Отделить от объекта "мешающую" часть ("мешающее" свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство). Например, в США запатентованы самые различные способы отпугивания птиц от аэродромов (механические чучела, распыление нафталина и т.д.). Наилучшим оказалось громкое воспроизведение крика перепуганных птиц, записанное на магнитофонную ленту. Отделить птичий крик от птиц — решение конечно, необычное, но характерное для принципа вынесения.

Ш. Принцип местного качества

а) Перейти от одной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия)
к неоднородной.

б) Разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции.

в) Каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее работе.

Например, с целью уменьшения образования трещин в зернах риса, рис перед сушкой разделяют по крупности на фракции, которые сушат раздельно с дифференцированными режимами.

Принцип местного качества отчетливо отражается в историческом развитии многих машин: они постепенно дробились, и для каждой части создавались наиболее благоприятные местные условия.

Первоначально паровой двигатель представлял собой цилиндр, выполнявший одновременно функции парового котла и конденсатора.

Вода заливалась непосредственно в цилиндр. Огонь обогревал цилиндр, вода закипала, пар поднимал поршень, после чего жаровню с огнем убирали, а цилиндр поливали холодной водой. Пар конденсировался, и поршень под действием атмосферного давления шел вниз. Позднее изобретатели догадались отделить паровой котел от цилиндра двигателя. Это позволило существенно сократить расход топлива. Однако отработанный пар по прежнему конденсировался в самом цилиндре, что вызывало огромные тепловые потери. Нужно было сделать следующий шаг — отделить от цилиндра конденсатор. Эту идею выдвинул и осуществил Джеймс Уатт.

Предыдущая12345678910Следующая

ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач

Активируйте PRO-подписку, чтобы проходить курс эффективнее

Когда-то созданная в СССР Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) почти потеряла свою известность в 90-е годы прошлого века. Но сейчас технологии ТРИЗ снова набирают популярность в науке, промышленности и даже в гуманитарных дисциплинах. Сегодня «советскую теорию изобретательства» Генриха Альтшуллера изучают в университетах разных стран мира, и постепенно она снова возвращается в отечественную научную и образовательную деятельность.

Пройдя предложенные в данном тренинге занятия по ТРИЗ, вы сможете получить базовые знания решения изобретательских задач. Вы узнаете о составляющих элементах, методах, приёмах, программах теории Альтшуллера, познакомитесь с примерами использования ТРИЗ. И самое главное, наши уроки научат вас применять навыки эффективного изобретательства в вашей деятельности.

Содержание

  1. Что такое ТРИЗ?
  2. Применение ТРИЗ
  3. Как этому научиться?
  4. Уроки по ТРИЗ
  5. Режим занятий

Что такое ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является набором алгоритмов и методов, созданных советским изобретателем Генрихом Альтшуллером и его последователями, для совершенствования творческого процесса ученых.

ТРИЗ – не является только теорией о творчестве, хотя она и содержит рекомендации по совершенствованию творческого процесса. Теория Альтшуллера направлена на решение так называемых изобретательских задач. Изобретательская задача – сложная задача, для решения которой необходимо выявить и разрешить противоречия, лежащие в глубине задачи, т.е. выявить первопричину (корень проблемы) и устранить эту причину. Для этого нужны специальные умения и технологии, которые и будут рассмотрены в уроках нашего online-курса.

Применение ТРИЗ

Главной задачей ТРИЗ, по мнению автора этой теории, является помощь ученым-изобретателям быстро находить решение творческих задач из различных областей знаний. ТРИЗ позволяет решать многие творческие задачи. В соответствии с мнением людей, которые изучили теорию Альтшуллера, знание ТРИЗ даёт следующие преимущества (по информации книги «Основы ТРИЗ»):

  • Умение выявить суть задачи;
  • Умение правильно определить основные направления поиска, не упуская многие моменты, мимо которых обычно проходишь;
  • Знание, как систематизировать поиск информации по выбору задач и поиску направлений решений.
  • Научиться находить пути отхода от традиционных решений;
  • Умение мыслить логически, алогически и системно;
  • Значительно повысить эффективность творческого труда;
  • Сократить время на решение;
  • Смотреть на вещи и явления по-новому;
  • ТРИЗ даёт толчок к изобретательской деятельности;
  • ТРИЗ расширяет кругозор.

Некоторые люди утверждают, что Теория решения изобретательских задач может быть полезна только в точных науках. Отчасти это правда: теория создавалась и была заточена именно под техническое применение. Но знание ТРИЗ, несомненно, поможет применение в гуманитарных науках и в бизнесе, в силу того, что основа методики ТРИЗ универсальна для любых творческих задач.

Как этому научиться

Если вы пытались разобраться в ТРИЗ самостоятельно, то наверняка столкнулись с рядом проблем.

  • Во-первых, учебные материалы ТРИЗ нужно адаптировать под сегодняшние задачи, в том числе не только технические, но и гуманитарные.
  • Во-вторых, методики ТРИЗ, изложенные во множестве учебников, слабо структурированы для процесса изучения этой теории.

Данный тренинг, состоящий из нескольких уроков-конспектов, направлен на изложение основ ТРИЗ и возможностей применения этой теории для решения любой творческой задачи.

Цель данного курса — структурировать материал, разложить все элементы ТРИЗ по полочкам, объединить все в единую систему. Главная идея занятий и уроков данного раздела сайта 4brain – сделать ТРИЗ доступным для всех. Обучение Теории решения изобретательских задач должно быть понятным и увлекательным. Ключевая задача наших занятий — дать базу знаний, а также ссылки на необходимые материалы для углубления в различные области ТРИЗ.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Cтатистика На весь экран

Уроки ТРИЗ

Теория изобретательства, созданная Генрихом Альтшуллером, а позже дополненная его учениками и последователями сформировала свою достаточно строгую структуру. Классическая структура ТРИЗ, которая приводится на большинстве специализированных сайтах и книгах, выглядит следующим образом:

  • Законы развития технических систем.
  • Алгоритмы решения изобретательских задач: алгоритмы, приемы и методики.
  • Методы анализа ТРИЗ: вепольный анализ, ФСА, диверсионный анализ, системный анализ и другие.
  • Методы творческого развития личности и коллективов.
  • Информационный фонд состоящий из многочисленных таблиц, приложений, списков, помогающих в техническом творчестве.

Занятия данного онлайн-курса направлены на освоение именно этих базовых частей «теории изобретательства». Каждый урок соответствует определенной составляющей ТРИЗ. План занятий выглядит следующим образом:

Урок 1. Введение в ТРИЗ. Первый урок данного раздела является введением в основы классической Теории решения изобретательских задач, и главные вопросы: как и когда возникла ТРИЗ, каковы ее цели и какие проблемы она решает, в каких областях применяется. Система методик ТРИЗ имеет свои исторические и технические предпосылки, которые и будут описаны в данном уроке.

Урок 2. Законы развития систем. Одной из предпосылок ТРИЗ является то, что существуют объективные законы развития и функционирования систем, опираясь на которые можно строить изобретательские решения. Другими словами многие технические, производственные, экономические и другие системы развиваются по одним и тем же правилам и принципам, которые будут рассмотрены в данном занятии.

Урок 3. Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ). Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ) являются, пожалуй, самым популярным и действенным элементом теории Альтшуллера. Алгоритмы ТРИЗ представляют собой подробное и достаточно трудоемкое описание последовательности изобретательского процесса, которое может взять на вооружение человек, занятый творческой деятельностью. Сразу стоит отметить, что важно не только знание, но и понимание алгоритмов, а также практика работы с ними. Главный вопрос этого урока: какие алгоритмы используются в ТРИЗ для поиска наиболее подходящих решений и как с ними эффективно работать.

Урок 4. Методики анализа ТРИЗ. Важным элементом ТРИЗ является набор методов анализа объекта изобретательской деятельности и его внешней среды. Многие из этих методов появились в результате переосмысления уже существующих теорий, и были переложены на процесс изобретательства. В данном уроке будут коротко описаны методики анализа, необходимые в процессе изобретательской деятельности, и их применение в рамках Теории решения изобретательских задач.

Урок 5. Методы творческого развития. Развитие творческого потенциала личности и креативных способностей коллектива является отдельным направлением, которое исследуется представителями Теории изобретательских задач. В данном уроке приводится описание только ТРИЗ-технологий развития творческого потенциала личности, групп, детей, учащихся и учителей.

Урок 6.

Информационный фонд ТРИЗ. И наконец, важнейшей составляющей ТРИЗ является целый Фонд накопленных знаний об изобретательстве. Этот фонд собирался десятилетиями и содержит: статьи и конспекты уроков, книги и учебники, видео-лекции, игры, задачи и упражнения, приемы и стандарты, а также различные интернет- и программные ресурсы. Поместить всю эту информацию на нашем сайте будет сложно, да и, пожалуй, бессмысленно. Но структурировать систему знаний фонда ТРИЗ все-таки можно, и именно этому посвящен данный урок.

Авторы уроков:Евгений Буянов+ и Сергей Крутько+.

Сколько времени займет обучение?

В целом в ТРИЗ нет специальных развивающих упражнений, которые нужно использовать для развития навыка успешного решения изобретательских задач. Хотя в ТРИЗ и есть отдельное направление по развитию креативного воображения и изобретательству в творческих коллективах, на нашем сайте данному направлению посвящен отдельный раздел «Творческое мышление».

Поэтому обучение ТРИЗ связано с изучением и запоминанием алгоритмов и методик, а также их совершенствованием и практическим применением.

ТРИЗ можно обучаться всю жизнь, постоянно шлифуя свои собственные алгоритмы. А вот ознакомиться с базовыми методами можно за 1-2 недели интенсивного или за 1 месяц умеренного изучения.

И как написано в книге «Основы ТРИЗ»:

…хотелось бы предостеречь от складывающегося иногда мнения, что стоит только познакомиться с ТРИЗ – и мгновенно повысится эффективность Вашей работы.

Все не так просто. Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Довести применение ТРИЗ до автоматизма требует еще больших усилий. Но надеюсь, вас это предостережение не остановит.

Желаем вам успехов в освоении ТРИЗ!

Перейти к первому уроку =>

1 Введение в ТРИЗ →

1Когнитивистика

Похожие главы из других работ:

Анализ организации учебной деятельности студентов группы БУП-311

2.1 Общая характеристика и методы исследования проблемы

Организационной базой, на основании которой выполнена курсовая работа, студенты 3 курса группы БУП-311, факультета Управление персоналом, СГУПС, г. Новосибирск. Данная группа состоит из 21 человека вместе со старостой…

Использование элементов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике

1.1.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

В 1946 году в СССР началась работа над созданием научной технологии творчества. Новая технология получила название ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Первая публикация по ТРИЗ относится к 1956 году [8]…

Использование элементов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике

1.2. Развитие творческой личности и ТРИЗ

Каждый инструмент оказывает обратное действие на человека, использующего этот инструмент. ТРИЗ-инструмент предназначен для тонких, дерзких, высокоорганизованных мысленных операций. Решение одной задачи еще не меняет стиля мышления…

Использование элементов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике

1.3. ТРИЗ — рабочий инструмент диалектики

ТРИЗ использует законы материалистической диалектики [5] для организации творческой деятельности. Механизмы ТРИЗ позволяют инструментализировать эти глобальные законы развития в применении к частным задачам изобретательского творчества…

Использование элементов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике

1.6. Принципы дидактики в ТРИЗ-педагогике

Люди постепенно осознают, что запомнить всю информацию, которая обрушивается ежедневно на человека, невозможно, да и не нужно. Поэтому нужно менять приоритет в образовании [13]. Знания должны уступить способам деятельности и творчества…

Использование элементов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике

1.7. ТРИЗ и образовательная сфера

Темпы развития современной цивилизации, в отличие от древних времен и средневековья, очень высоки. Человечеству приходится за единицу времени решать гораздо больше проблемных задач, чем раньше…

Использование элементов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике

1.8. Этапы развития ТРИЗ-педагогики

ТРИЗ-педагогика оформилась как самостоятельное педагогическое направление в конце 80-хх гг. XX века. Основы TPИЗ педагогики заложил Г. С. Альтшуллер, который увидел, что созданная им наука не только помогает решать проблемные задач…

Использование элементов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике

1.10. Термин «ТРИЗ-педагогика»

Куда лучше совсем не думать о постижении истины, чем пытаться делать это, не имея метода. Рене Декарт В последние годы в российской педагогике активно разрабатывается подход, получивший название «личностно-ориентированное обучение»…

Обучение чтению детей в начальных классах

Глава 2. Цель. Задачи. Методы и организация исследования. Характеристика детей

При воспитании детей в дошкольном учреждении следует большое внимание уделять развитию правильной речи ребенка, подготовке его к обучению в начальной школе…

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида

2.2 Методы исследования и их характеристика

Для решения поставленных задач использовались следующие…

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология

Глава I. Концептуальные основы ТРИЗ в педагогической науке

В 1940-х годах Г.С Альтшуллер разработал Теорию решения изобретательных задач для помощи инженерам в решении технических проблем. Далее им было решено использовать основы ТРИЗ в преподавании точных наук…

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология

1.1 ТРИЗ как педагогическая технология

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) — это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой…

ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы: Цель первого этапа — научить ребенка находить и различать противоречия…

Формирование патриотизма у российской молодёжи

3.8 Методы сбора информации, характеристика инструментария

Методы сбора информации: o контент-анализ Характеристика инструментария: o печатные и электронные изданий российской прессы; o программа обработки данных…

Добавить комментарий

Закрыть меню