Узлы связи артиллерийского дивизиона

Стационарный узел связи СУС Р-142НСА-С

Назначение:

Стационарный узел связи СУС Р-142НСА-С предназначен для обеспечения связи и управления должностным лицам пунктов управления

Основной состав:

  • Выносной приемопередающий модуль (ВПМ) оборудован радиостанциями Р-168-100КА, Р-168-100У (2 комплекта), блоком фильтров В-168БАФ-100У, аккумулятором 24 В.
  • Рабочее место радиотелефониста оборудовано промышленной рабочей станцией с выносными пультами от радиостанций, коммутационной аппаратурой и системой электропитания.
  • Рабочее место должностного лица оборудовано телефонным аппаратом.


Режим работы:

Средства связи СУС обеспечивают:

  • образование двух симплексных УКВ радиоканалов с использованием двух радиостанций Р-168-100У;
  • образование одного симплексного КВ радиоканала с использованием радиостанций Р-168-100КА;
  • симплексную телефонную связь в КВ и УКВ радиосетях;
  • симплексную маскированную радиосвязь в КВ и УКВ радиосетях;
  • образование дуплексного УКВ радиоканала телефонной связи с использованием радиостанций Р-168-100У.

Кабели, соединяющие ВПМ и рабочее место радиотелефониста, позволяют установить ВПМ на предельное расстояние до 200 м.

Каталог продукции

Схемы каблирования многоквартирных жилых домов Вариант 1

Продукты и решения для волоконно- оптических распределительных сетей

Оптический кабель из муфты поступает в домовой кросс (КД). Для обеспечения эффективного обслуживания сети, а также для снижения затрат на начальном этапе подключения абонентов, целесообразно использовать единый домовой кросс. Домовой кросс обычно выполняется на базе
пылевлагозащищенного антивандального шкафа и устанавливается в подвале здания или на техническом этаже. Деление оптической мощности происходит внутри домового кросса, где размещаются разветвители 1(2)x32. Далее из кросса выходят межэтажные оптические кабели и
расходятся по разным подъездам. В качестве межэтажного используется ОК со свободным сердечником, состоящим из одиночных волокон – Acome HPC1628 (см. раздел «Оптические кабели для межэтажной прокладки»). Данный кабель позволяет выделить абонентское оптическое
волокно из сердечника и смонтировать его с абонентским пигтейлом в этажной распределительной коробке (коробка этажная, КЭ). В данном примере межэтажный ОК содержит 24 одноволоконных модуля (стандартная конструкция).

Город Антананариву, столица Мадагаскара

Применение кабелей HPC1628 с волокном G.657 позволяет минимизировать размеры этажных распределительных кроссов для размещения их непосредственно в стояках. В квартире абонента устанавливается абонентская розетка ШКОН-ПА-1 с адаптером SC/APC. Для подключения абонента следует использовать специальные абонентские пигтейлы в жесткой оболочке 3,0 мм с волокном G.657 соответствующей длины. Абонентский пигтейл изнутри подключается к адаптеру абонентской розетки, а свободный конец кабеля прокладывается на лестничную площадку, где сращивается с волокном межэтажного кабеля с помощью сварки или механического соединителя. Абонентское оборудование (ONT) в квартире через оптический шнур подключается к абонентской розетке.

Пятиэтажный дом, 80 квартир, 4 подъезда, 4 квартиры на этаже

Кросс домовой в стандартном шкафу 19”

1 — Абонетский кросс 1U
2 — Планарный разветвитель 1×32
3 — Несущая 1U для максимум 6-ти разветвителей 1х32
4 — Линейный кросс  1U

Кросс домовой в шкафу типа КПВ

1 — Зона абонентских кроссов
2 — Зона линейных кроссов
3 — Зона разветвителей

 

Rencontres Du Film Court Antananarivo

Тактико-специальные требования к подвижному узлу связи

При определении требований к узлу связи необходимо учитывать два положения:

— узлы связи[2] — важнейшие элементы системы связи;

— на узлах связи пунктов управления (ПУ) выполняются задачи по обеспечению связи, то есть должны выполняться требования к связи, как процессу передачи информации (сообщений).

С этих позиций к УС ПУ можно предъявить следующие требования:

— постоянная готовность к немедленной передаче (приему) информации (обеспечению переговоров) в заданные сроки с требуемой достоверностью и безопасностью;

— обеспечение максимальных удобств пользования средствами связи и автоматизации должностным лицам ПУ;

— высокие живучесть, разведзащищенность и надежность;

— возможность широкого маневра средствами, каналами и видами связи;

— удовлетворение требований ЭМС всех РЭС, развернутых в составе УС.

Полевые узлы связи должны быстро развертываться (свертываться), в короткие сроки устанавливать связь и обеспечивать бесперебойное ее действие т.е. обладать высокой мобильностью.

Требование постоянной готовности УС к немедленной передаче (приему) информации (обеспечению переговоров) в заданные сроки с требуемой достоверностью и безопасностью охватывает несколько составляющих:

— своевременное установление запланированных связей;

— обеспечение своевременного прохождения сообщений (ведения пере­говоров) с требуемой достоверностью и безопасностью;

— пропускную способность УС, рассчитанную на передачу (прием) заданного потока сообщений (переговоров).

Своевременность установления запланированных связей обеспечивает готовность узлов связи к обмену сообщениями в заданные сроки, а следовательно, и способность узлов связи выполнять задачу по обеспечению связи в интересах управления силами МЧС в соответствии с оперативной обстановкой.

В общем виде в качестве показателя оценки своевременности установления запланированных связей может быть применена вероятность того, что на УС заданное количество связей будет установлено за время, не превышающее требуемого (нормативного), т.е.

Pсву = P(tуст < tдоп).

Вероятность установления связей за нормативное время должна быть:

— для направлений связи 1-ой категории важности не ниже 0,99;

— для 2-ой категории — не ниже 0,95;

— для 3-й категории — не ниже 0,9.

Количественные значения требований по своевременности установления отдельных связей определяются одиночными нормативами выполнения задач по специальной подготовке.

Своевременное установление запланированных связей достигается:

— совершенствованием выучки личного состава узловых подразделений;

— систематическими тренировками по приведению узлов связи в различные степени готовности;

— совершенствованием способов распределения и сокращением времени приема(набора) каналов и установления связей;

— заблаговременной подготовкой на важнейших информационных направле­ниях нескольких видов связей, а также резерва средств связи и каналов;

— применением дистанционно управляемых кроссов на ОУС и УС ПУ;

— четкой организацией управления узлами связи и оперативно-технической службы на них.

Своевременность прохождения всех видов сообщений характеризует способность УС обеспечить передачу заданных потоков информации по управлению силами МЧС в установленные сроки с требуемой достоверностью и безопасностью. Количественно данное требование принято оценивать вероятностью своевременной передачи сообщений, под которой понимают вероятность того, что время прохождения документальных сообщений и обеспечения переговоров не превышает нормативного срока, т.е.

P = P(tпдси оп < tдоп).

Требования по вероятности своевременной передачи потоков информации составляют: для сообщений первого приоритета — 0,95; второго — 0,9; третьего — 0,85.

Контрольные сроки прохождения документальных сообщений (криптог­рамм, телеграмм, радиограмм) в системе связи представлены на плакате. Здесь же приведены нормативы обработки документальных сообщений на боевых постах УС.

Присвоение категории срочности телеграмме и пароля телеграфному переговору осуществляется в зависимости от важности и срочности сообщения, подлежащего передаче по средствам связи.

Категории телеграфных переговоров определяют право приоритетного представления средств связи в зависимости от занимаемой должности.

В целях обеспечения своевременной передачи (приема) наиболее важных телеграфных сообщений установлены категории срочности: "Моно­лит","Воздух","Ракета","Самолет" и "Обыкновенная".

— К категории срочности «Монолит» относятся распоряжения Генерального штаба по централизованному боевому управлению ВС РФ.

— Категорию срочности «Воздух» составляют другие распоряжения Генерального штаба: сигналы и распоряжения видов Вооруженных Сил, военных округов, групп войск, флотов, оперативных объединении и соединении о приведении их в высшие степени боевой готовности, отмобилизовании и другие особо важные распоряжения по управлению войсками; сигналы и распоряжения по оповещению при ракетной и авиационной опасности, радиационном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении; донесения и запросы о начале боевых действии или нарушении государственной границы РФ вооруженными силами иностранных государств.

— К категории срочности «Ракета» относятся оперативные директивы, боевые приказы и боевые распоряжения; донесения о приведении войск в установленные степени боевой готовности, боевые донесения, оперативные и разведывательные сводки.

— Категорию срочности «Самолет» составляют распоряжения и донесения по вопросам мобилизации; об обнаружении и уничтожении средств ядерного нападения и ядерно-минных заграждений противника; донесений о действиях средств воздушного нападения, воздушных, морских десантов противника и распоряжения по борьбе с ними; распоряжения и донесения об опасных явлениях природы и других стихийных бедствиях; заявки, распоряжения и донесения о полетах особо важных летательных аппаратов, о внеплановых вылетах, об обеспечении безопасности полетов; метеоданные; донесения и сводки по применению родов войск (сил) и по всем видам обеспечения.

— К категории «Обыкновенная» относятся все другие сообщения.

В тактическом звене управления время передачи и доведения сообщений (приказов) боевого управления должно быть не более 30 с при вероятности своевременной передачи 0.9, а время передачи подтверждений донесений о получении и выполнении их не должно превышать 1.5 мин с вероятностью 0.8.

При ведении телефонных переговоров установлены: сигнал "Монолит", пароли "Воздух","Самолет","Связь-авария", а также категории "Вне всякой очереди", "В первую очередь","Во вторую очередь".

Сообщения должны передаваться не только в срок, но и с требуемой достоверностью[3] и безопасностью[4].

Достоверность связи достигается:

— использованием для передачи сообщений каналов связи лучшего качества;

— передачи сообщений одновременно по нескольким независимым каналам связи;

— повторением передачи сообщений; передачей сообщений способом обратной проверки;

— применением аппаратуры повышенной достоверности;

— поддержанием технических характеристик и электрических параметров средств связи в пределах эксплуатационных норм.

Безопасность связи достигается:

— применением засекречивающей аппаратуры связи, соблюдением правил ее эксплуатации;

— предварительным шифрованием и кодированием информации, использованием таблиц позывных и документов скрытого управления войсками;

— ограничением круга лиц, допускаемых к ведению переговоров по разрешенным к применению открытым каналам связи, применением эффективных способов паролирования и аппаратуры имитозащиты;

— проверки подлинности полученных сообщений путем обратной передачи принятого текста;

— строгим соблюдением правил установления связи, ведения переговоров;

— выполнением требований режима секретности при обработке и хранении информации в автоматизированных системах управлений, на узлах, станциях и аппаратных связи.

Обеспечение своевременности прохождения сообщений на узлах связи достигается:

— постоянной готовностью связей к передаче(приему) сообщений;

— увеличением количества каналов и связей, повышением их скорости и эффективности использования;

— сокращением времени обработки сообщений в экспедиции, в телеграфных аппаратных;

— внедрением абонентского телеграфа на узле, использованием факсимильной связи и передачи данных;

— повышением оперативности распределения потоков документальных сообщений и организацией эффективного контроля за прохождением информации;

— внедрением аппаратуры быстродействия, устройств накопления и распределения информации;

— сокращением объемов сообщений(документов) путем их формализации; применением аппаратуры повышения достоверности;

— выполнением спецтребований при развертывании(оборудовании) узлов связи;

— четкой организацией оперативно-технической службы и организацией боевого дежурства.

Пропускная способность УС характеризуется его возможностью осуществлять обмен заданным количеством сообщений за единицу времени.

Одним из факторов, в значительной мере определяющих пропускную способность, а, следовательно, и постоянную готовность узла связи к немедленной передаче (приему) информации (обеспечению переговоров) в заданные сроки с требуемой достоверностью и безопасностью — устойчивость функционирования направлений связи.

 


Назначение, состав, организационно-техническое построение

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 14Следующая ⇒

и возможности УС ПУ мсп (тп). Основные документы ОТС

В полку, как правило, создаются (развертываются) узлы связи командного пункта, тылового пункта управления и наблюдательного пункта (как элемента КП) (слайд).

Организационно-техническое построение узлов связи ПУ полка основано на принципе объединения однотипных средств связи и автоматизации управления войсками в отдельные элементы по их функциональному предназначению в системе связи (слайд).

Узел связи командного пункта (УС КП) является основным в системе связи части и старшим по отношению к узлам связи других пунктов управления. Он предназначен для обеспечения связи с командиром и штабом соединения, подчиненными, приданными и взаимодействующими командирами и штабами, а также обеспечения внутренней связи на командном пункте.

При работе командира полка и назначенных им лиц на наблюдательном пункте часть средств связи УС КП выделяется для работы в составе узла связи наблюдательного пункта.

Узел связи КП мсп (тп) развертывается силами и средствами взвода связи КП роты связи полка, а также подразделениями связи начальников родов войск. Обязанности начальника узла связи КП исполняет командир роты связи.

В состав узла связи командного пункта полка могут входить следующие элементы (слайд):

· группа командно-штабных машин со средствами связи и автоматизации;

· комплексная аппаратная связи;

· телефонная станция;

· отдельная радиостанция средней мощности;

· регламентно-техническая группа.

Кроме этого, территориально на УС КП размещается отделение ФПС, на основе которого организуется обменный пункт, и РРС (ННС мсд), которые подчиняются начальнику узла связи по вопросам размещения на местности, охраны и обороны.

При поступлении на вооружение КАС, оснащенных коммутаторами, ТФС исключается из состава УС КП.

Схема организационно-технического построения УС КП мсп представлена на рис.1. Она отражает функциональное взаимодействие перечисленных выше элементов узла связи (слайд).

Рассмотрим более подробно назначение, состав и оборудование каждого из них.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.Организационно-техническая структура УС КП мсп

Группа командно-штабных машин со средствами связи и автоматизации предназначена для обеспечения связи должностным лицам пункта управления полка непосредственно с их рабочих мест на месте и в движении (слайд).

На УС КП могут развертываться до 7-ми КШМ и МБУ. Все КШМ и МБУ имеют прямое целевое предназначение. Командно-штабные машины типа Р-149БМР из состава роты связи полка закреплены за командиром полка, НШ, НР. НИС, Нс РХБЗ и НС выделяется одна КШМ. В интересах заместителя командира полка по воспитательной работе выделяется КМ БТР-80К. КШМ Р-149БМР из состава взвода управления НА и МБУ ППРУ-1М отделения управления НПВО образуют пункты управления НА и НПВО полка.

Для управления радиостанциями КШМ, работающими в засекреченном режиме, экипажи КШМ прокладывают линии ДУ и устанавливают телефонные аппараты на рабочие места должностных лиц. Для управления радиостанциями, работающими в открытом режиме, линии ДУ прокладываются на выносной щиток абонентских линий коммутатора П-193М2 из состава телефонной станции.

КАСпредназначена для образования радиорелейных и проводных каналов, засекречивания каналов тональной частоты, их коммутации, а также для обеспечения обмена данными и оперативной информацией в документированном виде (слайд).

В качестве КАС узла связи КП полка развертывается аппаратная П-227БР из состава роты связи полка. Она размещается в центре узла связи на удалении до 100 м от рабочих мест должностных лиц КП полка (от ГКШМ узла связи).

 

СОСТАВ КАС (слайд).

Радиорелейная станция Р-415В…………………………1

Радиостанция Р-163-50У…………………………………..2

Радиостанция Р-163-10B…………………………………..1

Аппаратура передачи данных………………………….3/1

Вычислительный комплекс "Пахра" ("Багет")….1

ПЭВМ "NOTEBOOK"………………………………………1

С использованием радиорелейной станции Р-415В от П-227БР организуется радиорелейная линия с узлом связи КП соединения емкостью два канала тональной частоты. По одному из каналов обеспечивается телефонная засекреченная связь. Для обеспечения переговоров по телефонному засекреченному каналу связи в укрытие (рабочую палатку), где работают должностные лица командного пункта, от П-227БР прокладывается абонентская линия и устанавливается телефонный аппарат засекреченной связи типа АТ-3031. Второй канал ТЧ радиорелейной линии в П-227БР коммутируется на узловой комплект аппаратуры передачи данных Т-235-3. По нему обеспечивается вид связи передача данных с узлом связи КП дивизии. Этот канал передачи данных является резервным. Основной канал передачи данных с УС КП соединения организуется в П-227БР по радиостанции Р-163-50У и Т-235-3. Скорость передачи данных в этом канале равна 16 кбит/с.

На КП мсп развертывается сеть обмена данными с использованием проводных линий связи и радиосети обмена данными полка на радиостанциях Р-163-50У. Она предназначена для обмена данными между должностными лицами КП полка и их выхода в сеть обмена данными дивизии. Основным способом развертывания и функционирования сети обмена данными полка является радиосеть обмена данными. Она организуется на радиостанциях Р-163-50У, аппаратуре Т-235-3 из состава П-227БР и Т-235-1У из состава командно-штабных машин Р-149БМР. Скорость передачи сообщений в канале связи этой р/сети — 16 кбит/с.

В целях обеспечения мероприятий радиомаскировки обмен данными на КП полка может быть организован по проводным линиям связи. Для этого от аппаратной П-227БР развертывается кабелем П-274М линия связи и устанавливается распределительная коробка (РК). К распределительной коробке подключается проводная линия от КШМ. К проводным линиям в КШМ и КАС подключается аппаратура ПД Т-235-1У и Т-235-3 соответственно. Такой способ организации сети обмена данных называется “многоточкой”. Обмен данными в “многоточке” осуществляется со скоростью 16 кбит/с.

Помимо выполнения основных функций по засекречиванию и коммутации, в аппаратной размещается пункт управления связью полка.

 

Телефонная станция оборудуется в укрытии (палатке) и предназначена для обеспечения открытой телефонной связи по проводным линиям связи с ТПУ, НП, подчиненными, приданными и взаимодействующими подразделениями, а также организации внутренней телефонной связи на командном пункте. В состав ТФС входят два коммутатора П-193М2 из состава взвода связи КП. На рабочие места командира, начальника штаба и офицеров пункта управления устанавливаются 2-3 телефонных аппарата типа ТА-57 (ТА-88) (слайд).

 

Отдельная радиостанция средней мощности предназначена для образования телефонных и слуховых телеграфных радиоканалов. Телефонный канал засекречивается аппаратурой Т-230-1А из состава радиостанции и в режиме ВТА по абонентской линии сдается на рабочее место командира полка (слайд).

Регламентно-техническая группа предназначена для проведения ремонта средств связи и автоматизации, транспортной базы и оказания помощи в проведении регламентных работ подразделениям связи (слайд).

В ее состав входят аппаратные технического обеспечения АТО-28 – для зарядки аккумуляторных батарей и АТО-30 – для ремонта средств связи.

 

Отделение ФПС предназначено для приема, обработки и доставки почтовых отправлений, поступающих в адрес подразделений личного состава и исходящих от них (слайд).

Отделение фельдъегерско-почтовой связи развертывает обменный пункт, как правило, при въезде на КП полка, на удалении 150-200 м от аппаратной П-227БР.

Там же находятся и связные (посыльные) от подчиненных подразделений.

 

РРС ННС мсд(Р-415-3А или Р-419 из состава роты связи обс мсд) предназначена для образования каналов на линиях прямой радиорелейной связи от УС КП (ЗКП) мсд с УС КП мсп, а также РРЛ взаимодействия с соседними полками (при наличии свободных полукомплектов). Один из каналов ТЧ, образованных РРС, засекречивается установленной в РРС аппаратурой Т-230-1А и сдается в режиме ВТА на рабочее место командира полка. Второй канал ТЧ – резервный.

Узел связи НП мсп полка предназначен для обеспечения связи командиру и назначенным должностным лицам при выездах в отдельные периоды боя для непосредственного руководства подразделениями, выполняющими наиболее ответственные задачи, а также при перемещении с одного пункта управления на другой (слайд).

Он выделяется из состава УС КП и включает следующие элементы:

· группу командно-штабных машин:

· телефонную станцию

 

Рис.2.Организационно-техническая структура УС НП мсп

Назначение ГКШМаналогично назначению подобного элемента УС КП полка. Однако необходимо учитывать тот факт, что состав группы КШМ зависит от конкретных условий обстановки. На НП полка постоянно работают заместитель командира полка с небольшой группой офицеров штаба. В их распоряжение выделяется КМ БТР-80К. В отдельные периоды боя на НП может прибывать командир полка с начальниками родов войск и служб. Данные должностные лица прибывают на НП со своими КШМ. Поэтому количество КШМ в группе может быть от 1 до 4-5. Начальник УС должен учитывать это обстоятельство при выборе места развертывания ГКШМ.

Телефонная станция предназначена для обеспечения открытой телефонной связи с КП полка, батальонами первого эшелона и обеспечения внутренней связи на НП. Телефонная станция в составе коммутатора П-193М2 располагается в укрытии на удалении до 20 м от ГУ.

Режим работы средств связи УС НП определяется решением командира или начальника штаба полка в соответствии со складывающейся обстановкой.

Узел связи НП полка развертывается силами и средствами, выделяемые из взвода связи КП роты связи. Обязанности начальника УС НП исполняет командир данного взвода.

 

Узел связи тылового пункта управления (УС ТПУ) предназначен для обеспечения связи заместителям командира полка по тылу и по вооружению с тыловым пунктом управления старшего штаба, с пунктом управления своего полка, с тыловыми пунктами управления подчиненных частей и командирами подразделений тыла и технического обеспечения (слайд).

Узел связи ТПУ развертывается силами и средствами взвода связи ТПУ роты связи полка.

Антананариво

Обязанности начальника УС ТПУ исполняет командир данного взвода.

В состав УС ТПУ входят следующие элементы:

· группа командно-штабных машин;

· телефонная станция.

 

Рис.3.Организационно-техническая структура УС ТПУ мсп

Группа КШМпредназначена для обеспечения радиосвязи заместителям командира полка по тылу и по вооружению с ТПУ соединения, командиром и штабом полка, с командирами подчиненных подразделений тыла и технического обеспечения.

В состав ГКШМ входят две командно-штабные машины Р-149 БМР (одна из них при необходимости может выделяться в резерв связи).

Телефонная станция в составе коммутатора П-193М2 образуется в укрытии (палатке, блиндаже) и предназначена для обеспечения открытой телефонной связи по проводным линиям связи с ТПУ соединения, КП полка, тыловыми и техническими подразделениями, внутренней связи на ТПУ, а также дистанционного управления радиостанциями КШМ, работающими в открытом режиме.

 

Более подробно размещение на местности УС ПУ полка мы рассмотрим на следующих занятиях.

 

Таким образом, из рассмотренного учебного материала видно, что УС ПУ полка не полностью равнозначны по составу и объему решаемых задач. Следовательно, и их боевые возможности будут различны. Возможности узлов связи зависят, в основном от их предназначения в системе связи, выполняемыми задачами, распределением офицеров управления полка и определяется возможностями средств и комплексов связи, развертываемых на узле связи.

 

Основные документы ОТС.

 

Важное место в процессе боевого применения узлов связи занимает организация оперативно-технической службы (ОТС).

 

Оперативно-техническая служба является ведущей службой на УС и организуется в соответствии с объемом и сложностью решаемых данным узлам связи задач, особенностями его организационно-технического построения, составом, наличием и подготовкой личного состава.

Одной из основных задач ОТС является организация и обеспечение четкого несения дежурства на узлах связи и их элементах.

 

В состав дежурной смены УС КП мсп (тп) входят (слайд):

· дежурный по УС;

· дежурные по элементам УС;

· начальники дежурных расчетов боевых постов;

· номера дежурных расчетов боевых постов.

Личный состав УС несет дежурство в составе дежурных смен и дежурных расчетов боевых постов. На боевых постах наряду с основными средствами связи и вспомогательным оборудованием должны быть в наличии необходимая оперативно-техническая документация и средства служебной связи.

Основными документами ОТС начальника узла связи (ДУС) являются (слайд):

· рабочая карта,

· схема-приказ узлу связи,

· график состояния связи,

· схема вызова,

· схема охраны и обороны,

· журнал несения дежурства,

· справочные документы,

· соответствующие инструкции.

Основными документами начальников элементов узлов связи являются:

· схема-приказ элементу (аппаратной) УС,

· схема вызова,

· справочные документы,

· инструкции должностным лицам,

· аппаратный журнал (для аппаратной).

Важнейшим документом ОТС является схема-приказ. Схема-приказ узлу связи разрабатывается командиром роты связи на основании распоряжения по связи штаба дивизии, решения на организацию связи НС полка и подписывается командиром роты связи.

Образец схемы-приказ УС КП полка представлен на (слайде)

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Читайте также:


Общая динамика развития инфраструктуры связи в целом и ее вклад в развитие экономики

Инфраструктура связи является одним из важнейших ресурсов социально-экономического развития. Доступность современных услуг связи на всей территории страны во многом определяет темпы экономического роста, качество жизни населения, эффективность государственного управления, охраны правопорядка и обеспечения национальной безопасности.

На протяжении последних пяти лет связь является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в Российской Федерации. Темпы ее роста значительно опережают общие темпы роста национальной экономики и составляют в среднем более 30 процентов в год. В 2005 году объем отрасли вырос на 32 процента по отношению к предыдущему году и превысил 700 млрд. рублей. Как следствие, доля отрасли в структуре ВВП неуклонно увеличивается и к концу 2005 года составила около 3,7 процентов.

Динамика развития отдельных сегментов отрасли и уровень доступности современных услуг связи на территории страны

Динамичный рост происходит во всех сегментах электросвязи: фиксированной, мобильной, телерадиовещании, а также в почтовой связи. По темпам развития отрасли связи Россия сегодня занимает лидирующие позиции в мире.

Развитие сетей электросвязи в 2005 году осуществлялось в соответствии с «Концепцией развития рынка телекоммуникационных услуг в РФ на период до 2010 года».

Тенденция стабильного роста в сегменте фиксированной связи подтверждает стабильность спроса на эти услуги со стороны населения. В первую очередь это связано с продолжением телефонизации удаленных и труднодоступных населенных пунктов и ростом жилищного строительства. За последнее десятилетие уровень проникновения фиксированной связи в России увеличился в 2 раза и сегодня составляет около 30 телефонных номеров на 100 человек. В 2005 году построено и введено в эксплуатацию более 12 тыс. км. магистральных и внутризоновых линий передачи, из них более 11 тыс. км. волоконно-оптических линий передачи и более 1 300 км. радиорелейных линий передачи. Число нетелефонизированных населенных пунктов и очередников на установку телефонов каждый год значительно сокращается. За 2005 год число заявок на установку телефона снизилось с 3,4 до 2,3 млн. Число удовлетворенных заявлений на установку телефона по льготным категориям граждан составило почти 100 тыс. шт. При этом повышается качество инфраструктуры фиксированной электросвязи. Так, цифровизация первичной сети составила в 2005 году 97,5 процентов. Уровень цифровизации местной телефонной сети вырос с 55,5 процентов в 2004 году до 62,5 процентов в 2005. Количество цифровых окончаний широкополосного доступа также выросло с 3,2 млн. штук до 5 млн.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2005 г. № 131-р был утвержден перечень восстанавливаемых объектов электрической и почтовой связи по ФЦП «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)» на 2005 год с финансированием в объеме 210 млн. рублей.

В рамках Программы восстановлены 40 объектов электросвязи и почтовой связи, в том числе, увеличена емкость АТС, проложено более 175 км волоконно-оптических линий передач.

Наиболее динамично развивающимся сегментом является мобильная связь. По темпам развития мобильной связи Россия сегодня занимает лидирующие позиции в мире. Однако сейчас можно говорить о некотором первичном насыщении рынка. Число абонентов мобильной связи на сегодняшний день достигло 130 миллионов. Мобильным телефоном пользуются девять из десяти россиян, а в крупных мегаполисах число подключенных мобильных телефонов превысило число жителей. Услуги мобильной связи доступны населению практически на всей заселенной территории страны. Обостряющаяся конкуренция заставляет операторов расширять спектр предлагаемых услуг и снижать тарифы.

Количество пользователей сети Интернет в 2005 году составило почти 22 млн. человек. Каждый шестой житель России пользуется услугами всемирной сети, при этом в Москве – каждый второй. Плотность пользователей Интернет на 100 человек населения составляет более 15 процентов.

Полностью завершена реструктуризация организаций федеральной почтовой связи и образован национальный оператор, объединяющий более 40 тысяч почтовых отделений, которые на протяжении почти 15 лет были юридически самостоятельны и не имели централизованного скоординированного стратегического управления. Масштабная организационная работа была проведена за весьма небольшой промежуток времени. За полтора года было создано перспективное предприятие, занявшее 40 место в рейтинге самых крупных отечественных субъектов экономической деятельности. Деятельность предприятия основана на единых принципах управления, учета и стандартов в работе. Рост продаж услуг в этом сегменте подтверждает, что ФГУП «Почта России» прошло через период организационных преобразований и сейчас успешно развивается. Объем услуг, оказываемых на базе почтовых отделений, в 2005 году составил более 42 млрд. рублей. Доходы от оказания непосредственно почтовых услуг увеличились по отношению к 2004 году на 28 процентов и составляют 13,3 млрд. рублей (34 процента в общих доходах предприятия).

Рост доходов в сегменте почтовой связи во многом связан с развитием новых услуг, оказываемых населению на базе почтовых отделений. Так, в рамках проекта «КиберПочт@» в 2005 году количество пунктов коллективного доступа (ПКД) увеличилось в 3 раза по сравнению с 2004 годом и достигло 10 000 (свыше 12 600 рабочих мест). Прирост числа посетителей ПКД в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 18,4%.

Наибольшее увеличение показателей произошло в доходах от оказания финансовых услуг. Рост в этом сегменте составил 34 процента, 70 процентов которых составляют доходы от денежных переводов. Доходы от оказания финансовых услуг составляют 47% в общих доходах предприятия. Федеральный оператор почтовой связи стал также одним из ведущих игроков на рынке внутренних денежных переводов. Услуга «КиберДеньги» является одной из самых важных с точки зрения ее доходности, и дальнейшее развитие этого направления является одним из главных приоритетов Почты России.

В 2005 году количество почтовых переводов выросло почти в два раза и достигло 130 млн. шт. по сравнению с 74,4 млн. шт. в прошлом году. Всего Почта России перевела более 216 млрд. руб., а доходы от оказания услуги составили 4,8 млрд.

Антананариву, Мадагаскар — точное время

руб. По сравнению с 2004 годом увеличение доходов произошло на 35% за счет увеличения объема пересылаемых переводов на 98 процентов.

Доходы от выплаты пенсий и социальных пособий в 2005 году составили 11,3 млрд. руб., что на 37% выше уровня 2004 года. ФГУП «Почта России» осуществляет доставку пенсий 23,1 млн. пенсионерам или почти 60% от их общей численности.

Начиная с 2005 года, ФГУП «Почта России» с успехом осуществляется доставка денежных компенсаций в виде денежных выплат взамен предоставляемых льгот через организации федеральной почтовой связи и обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, маркированными почтовыми конвертами «Воинская корреспонденция», приобретаемыми за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Подразделениями предприятия производится доставка и выплата федеральных ежемесячных денежных выплат 10,7 млн. получателям. Из общего количества получателей пенсий и социальных пособий, обслуживаемых почтой, 41,6% проживает в сельской местности, в отдаленных и труднодоступных районах.

В 2005 году увеличены размеры инвестиций по сравнению с 2004 годом более чем в 5 раз до 2,3 млрд. руб. (финансирование проекта строительства автоматизированного сортировочного центра (АСЦ) в г.Москве, реконструкция отделений почтовой связи (ОПС), приобретение вычислительной и оргтехники, транспортных средств). В 2005 году началось строительство первого АСЦ в Московском регионе, подписан контракт с Siemens AG на строительство второго АСЦ в Северо-Западном регионе России. В 2006 году планируется в Московском регионе полностью завершить строительство и до конца года запустить инвестиционные проекты по строительству современных зональных сортировочных центров в г. Минеральные воды, Воронеж и Тюмень.

В рамках Федеральной космической программы России национальным оператором — ФГУП «Космическая связь» — в 2005 году завершен также первый этап реализации программы восполнения и развития спутниковой группировки для обеспечения устойчивости функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания. По итогам года ФГУП «Космическая связь» вошло в десятку ведущих международных операторов спутниковой связи. В соответствии с графиком работ в прошлом году были осуществлены запуски на геостационарную орбиту и введены в эксплуатацию два спутника серии «Экспресс-АМ» для обслуживания Сибирского и Дальневосточного регионов страны. С запуском в июне 2005 года космического аппарата нового поколения «Экспресс-АМ» и вводом его в эксплуатацию выполнена государственная задача по обеспечению устойчивости функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания в стране, обеспечены условия для развития цифрового телевидения во всех пяти вещательных зонах Российской Федерации, имеющийся спутниковый ресурс позволяет одновременно передавать не менее 600 телевизионных и радиопрограмм в цифровом формате.

Одновременно с восполнением космической группировки, проводились мероприятия по развитию наземного сегмента спутниковой связи. В настоящее время сеть распространения государственных общероссийских ТВ программ модернизируется для передачи программ в цифровом формате. В результате выполнения всех запланированных объемов модернизации спутниковая система «Москва-Ц» обеспечит распространение цифрового пакета из 4-6 государственных общероссийских ТВ программ в цифровом формате для 5 зон вещания на территории России. Имеющиеся технические средства телерадиовещания обеспечивают охват 99 процентов населения России одной и более телевизионными программами, 97 процентов – двумя и более программами и 74 процента — тремя и более программами.

Такой рост отрасли связи стал возможен благодаря проведению последовательной государственной политики, направленной на формирование современной нормативной правовой базы в отрасли и повышение доступности современных услуг связи на всей территории страны.

В рамках реализации Федерального закона «О связи» в 2005 году Министерством разработаны необходимые подзаконные акты, направленные на развитие добросовестной конкуренции на рынке связи и обеспечение равных прав для всех операторов связи. В настоящее время принято 36 из подготовленных 39 подзаконных актов.

Формализованы и упрощены процедуры лицензирования, распределения ограниченного ресурса, межоператорского взаимодействия и подтверждения соответствия. Установлены равные и прозрачные правила для всех игроков на рынке: уточнен статус операторов связи, занимающих существенное положение на рынке, тем самым созданы барьеры для диктата монополистов; детально регламентированы вопросы присоединения сетей связи и их взаимодействия; более четко прописаны отношения собственности на средства и сети связи.

С вводом в действие с 1 января 2006 г. Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи российский телекоммуникационный рынок вступил в фазу практической реализации стратегии демонополизации рынка услуг дальней связи. На сегодняшний день выданы лицензии на услуги междугородной и международной телефонной связи 20 операторам связи, среди которых крупнейшие компании отрасли. Уже в скором времени потребитель сможет выбирать, услугами каких компаний связи пользоваться при междугородних и международных звонках. Данный шаг направлен на дальнейшее развитие конкуренции на рынке связи и будет способствовать снижению действующих тарифов на услуги дальней связи и повышению качества предоставляемых услуг.

С 1 января 2006 года также вступили в действие Правила оказания услуг подвижной связи, которые регламентируют отношения между абонентами и операторами связи при заключении и расторжении договоров на оказание услуг подвижной связи.

В 2005 году началась реализация предусмотренного федеральным законом «О связи» механизма универсального обслуживания, под которым понимается предоставление населению на всей территории страны гарантированного государством набора минимально необходимых услуг связи. К универсальным услугам связи относятся услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа. В каждом населенном пункте будет установлен как минимум один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным службам, а время доступа пользователя к таксофону (без использования транспорта) не будет превышать 1 час. Предусмотрена возможность приема входящего телефонного сообщения на таксофон за счет вызывающего абонента, что позволит повысить экономическую доступность универсальных услуг связи в удаленных поселениях, а также повысить доходы операторов универсального обслуживания. В населенных пунктах с населением не менее 500 человек будет организован пункт коллективного доступа к сети Интернет.

Выбор операторов универсального обслуживания будет определяться по результатам конкурса на право оказания универсальных услуг связи, проводимого в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Учитывая, что тарифы на универсальные услуги связи устанавливаются с целью обеспечения доступности цен на универсальные услуги связи, операторы универсального обслуживания могут нести убытки, причиняемые оказанием универсальных услуг связи. Источниками компенсации убытков операторов являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) всех операторов сети связи общего пользования в создаваемый для этих целей резерв. Средства данного резерва формируются и расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом (возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи).

В 2005 году Правительством Российской Федерации было принято пять постановлений, регламентирующих вопросы реализации системы универсального обслуживания в нашей стране. В настоящее время утвержден план проведения конкурсов на право оказания универсальных услуг связи. При его разработке принимались во внимание доступность услуг связи на территории субъекта Российской Федерации, плотность населения и географические особенности местности. Уже подведены первые итоги конкурсов на право оказания универсальных услуг связи по всем субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа.

При этом внедрение универсальной услуги на территории округа планируется завершить уже к концу 2006 года. Итоги проведения конкурсов уже подведены также по 28 субъектам в различных федеральных округах. Проведение конкурсов на всей территории Российской Федерации предполагается осуществлять поэтапно с завершением во втором квартале 2007 года. Решить задачу телефонизации населенных пунктов в полном объеме предполагается в 2008 году.

Существующие ограничения для развития инфраструктуры связи

Однако, несмотря на достигнутые результаты, по уровню развития и доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры для населения и организаций Российская Федерация значительно отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся стран.

Развитие инфраструктуры связи происходит неравномерно, существуют серьезные диспропорции в уровне доступности современных информационно-коммуникационных услуг для отдельных групп населения и отдельных регионов. Качество и надежность инфраструктуры связи во многих случаях являются недостаточными для оказания услуг, отвечающих современным требованиям. Широко применяются морально и технически устаревшие средства связи. Существующие темпы модернизации инфраструктуры связи и предоставления на ее базе современных услуг связи не позволяют обеспечить полное удовлетворение растущих потребностей населения и организаций. Недостаточный уровень развития и доступности инфраструктуры связи становится важным препятствием на пути социально-экономического развития страны.

Несмотря на динамику развития рынка услуг связи в Российской Федерации, достигнутую в результате последовательной реализации государственной политики по устранению административных ограничений и стимулированию развития конкуренции, существующие инфраструктурные барьеры, с одной стороны, и невозможность перевода на полностью рыночные условия деятельности операторов связи в сегментах, имеющих принципиально важное значение для достижения социально-политической стабильности, безопасности страны и эффективности государственного управления, с другой, не позволяют обеспечить поддержку необходимых темпов социально-экономического развития страны.

Инфраструктура связи без решения данных проблем уже в ближайшем будущем станет серьезным тормозом для успешного развития страны и ее полноценной интеграции в мировое сообщество как равноправного партнера. Учитывая сложившееся отставание в этой сфере, а также то, что значительная часть инфраструктуры находится под непосредственным государственным управлением, невозможно обеспечить ее эффективное и ускоренное развитие за счет использования только рыночных механизмов.

Государственная поддержка требуется в приоритетном порядке для решения следующих задач:

  • проведение конверсии радиочастотного спектра;
  • внедрение цифрового телевизионного вещания;
  • создание системы обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112»;
  • создание единой системы навигационно-временного обеспечения;
  • развитие спутниковой связи;
  • модернизация инфраструктуры почтовой связи.

Добавить комментарий

Закрыть меню