арабские символы | VK

Арабский алфавит

Арабский алфавит, арабское письмо, арабица — алфавит, используемый для записи арабского языка и (чаще всего в модифицированном виде) некоторых других языков, в частности фарси, пушту, урду и некоторых тюркских языков. Состоит из 28 букв и используется для письма справа налево. По-арабски называется хуруф (حُرُوف [ḥurūf]— мн.ч. от حَرْف[ḥar̊f]).

Каждая из 28 букв, кроме буквы алиф, обозначает один согласный. Буквы алиф, вав и йа также используются для обозначения долгих гласных: алиф — для обозначения долгого «а», вав — для обозначения долгого «у», йа — для обозначения долгого «и». Начертание букв меняется в зависимости от расположения внутри слова (в начале, в конце или в середине). Заглавных букв нет. Все буквы одного слова пишутся слитно, за исключением шести букв (алиф, даль, заль, ра, зайн, вав), которые не соединяются со следующей буквой.

# в конце в середине в начале отдельно название транскрипция числовое значение
1 ـا ا أَلِف‎

[ạảlif‎]

алиф

[ạ]

1
2 ـب ـبـ بـ ب بَاء‎

[bāʾ‎]

ба

[b]

2
3 ـت ـتـ تـ ت تَاء‎

[tāʾ‎]

та

[t]

400
4 ـث ـثـ ثـ ث ثَاء‎

[tẖāʾ‎]

са

[tẖ]

500
5 ـج ـجـ جـ ج جِيم‎

[jīm‎]

джим

[j]

3
6 ـح ـحـ حـ ح حَاء‎

[ḥāʾ‎]

ха

[ḥ]

8
7 ـخ ـخـ خـ خ خَاء‎

[kẖāʾ‎]

ха

[kẖ]

600
8 ـد د دَال‎

[dāl‎]

даль

[d]

4
9 ـذ ذ ذَال‎

[dẖāl‎]

заль

[dẖ]

700
10 ـر ر رَاء‎

[rāʾ‎]

ра

[r]

200
11 ـز ز زَاى

[zāy̱]

зайн

[z]

7
12 ـس ـسـ سـ س سِين‎

[sīn‎]

син

[s]

60
13 ـش ـشـ شـ ش شِين‎

[sẖīn‎]

шин

[sẖ]

300
14 ـص ـصـ صـ ص صَاد‎

[ṣād‎]

сад

[ṣ]

90
15 ـض ـضـ ضـ ض ضَاد‎

[ḍād‎]

дад

[ḍ]

800
16 ـط ـطـ طـ ط طَاء‎

[ṭāʾ‎]

та

[ṭ]

9
17 ـظ ـظـ ظـ ظ ظَاء‎

[ẓāʾ‎]

за

[ẓ]

900
18 ـع ـعـ عـ ع عَيْن‎

[ʿaẙn‎]

ʿайн

[ʿ]

70
19 ـغ ـغـ غـ غ غَيْن‎

[gẖaẙn‎]

гайн

[gẖ]

1000
20 ـف ـفـ فـ ف فَاء‎

[fāʾ‎]

фа

[f]

80
21 ـق ـقـ قـ ق قَاف‎

[qāf‎]

каф

[q]

100
22 ـك ـكـ كـ ك كَاف‎

[kāf‎]

кяф

[k]

20
23 ـل ـلـ لـ ل لاَم‎

[lạam‎]

лям

[l]

30
24 ـم ـمـ مـ م مِيم‎

[mīm‎]

мим

[m]

40
25 ـن ـنـ نـ ن نُون‎

[nūn‎]

нун

[n]

50
26 ـه ـهـ هـ ه هَاء‎

[hāʾ‎]

ха

[h]

5
27 ـو و وَاو‎

[wāw‎]

вав

[w]

6
28 ـي ـيـ يـ ي يَاء‎

[yāʾ‎]

йа

[y]

10

Абджад

До перехода к индийским цифрам для обозначения чисел использовались буквы, и до сих пор они могут использоваться в качестве цифр при нумерации абзацев или параграфов текста.

Счетный алфавит, в котором буквы следуют в порядке возрастания числового значения, называется абджад или абджадийа (أَبْجَدِيَّة[ạảb̊jadīãẗ]) — по первому слову мнемической фразы для запоминания порядка следования букв.

Дополнительные знаки

Кроме этих 28 букв в арабском письме используются еще три дополнительных знака, не являющихся самостоятельными буквами:

# в конце в середине в начале отдельно название транскрипция
1 هَمْزَة‎

[ham̊zaẗ‎]

хамза

[ʾ]

[ạ̉]

[ạ̹]

ـﺆ

[w̉]

ـﺌـ

[ỷ]

2 تَاء مَرْبُوطَة

[tāʾ mar̊būṭaẗ]

та марбута

[ẗ] / [h]

3 أَلِف مَقْصُورَة‎

[ạảlif maq̊ṣūraẗ‎]

алиф максура

[y̱] / [a]

  1. Хамза (гортанная смычка) может писаться как отдельная буква, либо на букве-«подставке» (алиф, вав или йа). Способ написания хамзы определяется её контекстом в соответствии с рядом орфографических правил. Вне зависимости от способа написания, хамза всегда обозначает одинаковый звук.
  2. Та-марбута («завязанная та») является формой буквы та, хотя графически является буквой ха с двумя точками сверху. Служит для обозначения женского рода. Она пишется только в конце слова и только после огласовки фатха. Когда у буквы та-марбута нет огласовки (например, в конце фразы), она читается как буква ха, в остальных случаях — как т. Обычная форма буквы та называется та мафтуха (تاء مفتوحة‎‎, «открытая та»).
  3. Алиф-максура («укороченный алиф») является формой буквы алиф. Она пишется только в конце слова и сокращается до краткого звука а перед алиф-васла следующего слова (в частности, перед приставкой «аль»). Обычная форма буквы алиф называется алиф мамдуда (ألف ممدودة, «удлиненный алиф»).

Огласовки

Огласовки, харака, харакат (حَرَكَات [ḥarakāt] — мн.ч. от حَرَكَة [ḥarakaẗ‎‎]) — система надстрочных и подстрочных диакритических знаков, используемых в арабском письме для обозначения кратких гласных звуков и других особенностей произношения слова, не отображаемых буквами. Обычно в текстах огласовки не проставляются. Исключением являются Коран, случаи, когда это необходимо для различения смысла, детские и учебные книги, словари и т. д.

Гласные

Когда за согласным звуком следует гласный (краткий или долгий), над/под согласным ставится знак-огласовка, соответствующая следующему гласному. Если этот гласный долгий, то он дополнительно обозначается буквой алиф, вав или йа (т.н. харф мад — буква удлинения). Если после согласного звука нет гласного (перед следующим согласным либо в конце слова), то над ним ставится огласовка сукун.

  • Фатха (فَتْحَة[fat̊ḥaẗ]) — черта над буквой, условно обозначает звук «а»: َ
  • Дамма (ضَمَّة[ḍamãẗ]) — крючок над буквой, условно обозначает звук «у»: ُ
  • Кясра (كَسْرَة[kas̊raẗ]) — черта под буквой, условно обозначает звук «и»: ِ
  • Сукун (سُكُون[sukūn]) — кружок над буквой, обозначает отсутствие гласной: ْ

Русские обозначения звуков «а, и, у» условны, т.к. соответствующие огласовки могут также обозначать звуки «э», «о», или «ы».

Шадда

ّ — шадда (شَدَّة[sẖadãẗ]), или ташдид, представляет собой W-образный знак над буквой и обозначает удвоение буквы. Она ставится в двух случаях: для обозначения удвоенного согласного (то есть сочетания вида X-сукун-X), либо в сочетаниях из долгой гласной и согласной, обозначаемых одной и той же буквой (таких сочетаний два: ӣй и ӯв). Огласовка удвоенного согласного фатхой или даммой изображается над шаддой, кясрой — под буквой или под шаддой

Мадда

ٓ — мадда (مَدَّة[madãẗ]), представляет собой волнистую линию над буквой алиф и обозначает комбинацию хамза-алиф либо хамза-хамза, когда по правилам написания хамзы она пишется с подставкой алиф. Правила арабской орфографии запрещают следование в одном слове двух букв алиф подряд, поэтому в случаях, когда возникает такая комбинация букв, она заменяется буквой алиф-мадда.

Васла

Васла (وَصْلَة[waṣ̊laẗ]) представляет собой знак, похожий на букву сад.

Антананариву, Мадагаскар — точное время

Ставится над алифом в начале слова (ٱ) и обозначает, что этот алиф не произносится, если предыдущее слово заканчивалось на гласный звук. Буква алиф-васла встречается в небольшом количестве слов, а также в приставке «аль» (ال).

Танвин

Танвин (تَنْوِين[tan̊wīn]) — удвоение в конце слова одной из трёх огласовок: ً    или ٌ    или ٍ   . Образует падежное окончание, обозначающее неопределённое состояние.

Надстрочный алиф

ٰ — знак в форме буквы алиф над текстом, обозначает долгий звук а̄ в словах, где обычный алиф не пишется по орфографической традиции. Сюда относятся в основном имена собственные, а также несколько указательных местоимений. При полной огласовке надстрочный алиф ставится также над буквой алиф-максура, чтобы показать, что она читается как долгий а̄. Надстрочный алиф — очень редкий знак, и кроме как в Коране, он обычно не употребляется. В Коране же надстрочный алиф встречается иногда даже в тех словах, в которых по правилам пишется обычный алиф.

Цифры

В большинстве арабских стран используются индо-арабские цифры, которые сильно отличаются от известных нам арабских цифр. При этом цифры в числе пишутся, как и у нас, слева направо.

Арабские цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Индо-арабские цифры ٠ ١ ٢ ٣ ٤ ٥ ٦ ٧ ٨ ٩

Исламская символика

Строго говоря, исламская символика, как таковая не существует, поскольку эта религия максимально лаконична в употреблении каких-либо изображений и совершенно в них не нуждается.

Однако существует определенная атрибутика, обрядовость, свод правил, что тоже является своеобразным символом.

Ислам (по-арабски буквально — «покорность», предание себя воле Божьей) — одна из наиболее распространенных религий мира.

Ее последователи —- мусульмане — составляют большую часть (от 80 до 98% ) населения в таких странах, как Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан, население Аравийского полуострова и значительной части Индии и Северной Африки.

Мусульманство исповедуют люди, проживающие на Северном Кавказе, в Татарстане и в республиках Средней Азии. Общая численность мусульман в мире составляет около 500 млн. чел.

Ислам возник в VII в. н. э. в Хиджазе (Западная Аравия). Основатель этой религии — пророк Мухаммед. Это был выдающийся человек, талантливый писатель и оратор, обладавший безусловными задатками лидера. В своей единственной программной книге Коран он записал диалоги человека (себя) с являвшимся ему в видениях ангелом, который изъяснял ему принципы жизни, угодные Аллаху (т. е. Господу Богу). Примечательно, что к этому Мухаммед пришел уже в сорокалетнем возрасте, осознав свое место в мире и сознательно избрав путь, изобиловавший опасностями. Отстаивая свое учение в языческой среде, он подвергся изгнанию, воевал и с мечом в руках привел свое войско к победе. Его последователи завоевали половину мира от Индии до Испании.

Вероучение, которое создал Мухаммед, оказалось поистине уникальным. Напрасно доктринеры упрекают ислам в том, что часть имеющихся в Коране легенд взята из иудейской веры, чуть ли не переписана из Торы. Действительно, и легенда об Адаме и Еве (у мусульман Хавва), и образ Авраама представляют общие мотивы. Но подобные же мотивы имеются и в ассиро-вавилонских мифах, и есть все основания считать, что они общечеловеческие.

Запрет на изображения в исламе является запретом изображать существа одушевленные, но не все вообще. Этот запрет не касается изображений природы, произведений архитектуры, предметов и пр. «Остерегайтесь изображений — будь то бога или человека — и не рисуйте ничего, кроме деревьев, цветов и неодушевленных предметов», — говорил Магомет согласно хадисам (устным традициям). Это является основой богатейших мусульманских орнаментов.

Универсальность ислама является причиной того, что значительное количество последователей его с веками не уменьшается, но все увеличивается. Примечательно, что отдельные вспышки религиозного фанатизма не охватывают целые народы, но остаются уделом нескольких сект и вызывают осуждение у подавляющего числа мусульман

Собственно религиозная структура ислама состоит из двух частей: Иман — вера (в истинность ислама) и Дин (ре­лигиозная практика — совокупность религиозных обрядов, религиозной морали, традиций и т. д.), детали которых определены Кораном, сунной (сборником традиционных установлений) и решениями официальных религиозных авторитетов. Суть Имана сводится к единобожию, вере в пророческую миссию Мухаммеда и предшествовавших ему пророков, в ангелов, в откровение, ниспосланное в Коране, в день «страшного суда».

Традиционный ислам продолжает играть весьма заметную роль в различных сферах социальной жизни мусульманских стран. Для жителей этих стран ислам — не только государственная религия, но и важнейший компонент национальной культуры, во многом определяющий нормы поведения, быта, отношения к другим народам и событиям в мире.

Столпы веры

Ислам опирается на пять «столпов веры»:

символ веры — произнесение шахада вслух, точно, с полным пониманием его смысла и искренним убеждением в его истинности;

ежедневное пятикратное богослужение (по-араб.

«садах», по-перс. «намаз»), основным компонентом которого является уставная молитва, сопровождаемая и завершаемая обширным (хотя и могущим быть измененным во время войны или в иных чрезвычайных обстоятельствах) набором ритуальных омовений, молитвенных поз и жестов; 3) пост (саум) в месяц рамадан (наряду с ним допускаются добровольные посты в любое время года);

обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака);

паломничество в священный город Мекку (необязательное, но желательное).

Для ислама характерен обширный ритуальный комплекс обрядов, поддерживающий не только веру во всемогущего бога, но и мусульманскую солидарность во всем мире, призванный объединять «правоверных» одной идеей и одним действием. Исключительное значение ислам придает обычаю и традиции как главному средству социального контроля и обеспечения высокой степени единомыслия (особое значение в этом плане имеет пятничный намаз в мечети, во время которого читается молитва за власть предержащую и за всю мусульманскую общину), основанного на чувстве гордости за принадлежность к руководимому богом «сообществу правоверных» — умме.

Важнейшие праздники ислама: праздник разговения (ураза-байрам), праздник жертвоприношения (курбан-байрам), мирадж (связанный с мифом о вознесении Мухаммеда на небо), маулид (день рождения Мухаммеда) и др. В последние десятилетия существенное значение приобрела и такая религиозная обязанность, как джихад (или газават) — «вой­на за веру», «священная война».

Символ веры (шахад — Shahadahthe)

Иман предполагает, что в мусульманине должно жить прежде всего внутреннее убеждение в истинности веры (итикад). Мусульманин подтверждает свою принадлежность к вере посредством краткого символа: «Нет бога, кроме Аллаха (единого бога), и Мухаммед — пророк его». Этой формулы нет в Коране, но она — основа мусульманского са­мосознания.

Намаз (салах — Salahthe)

Установлен в I веке хиджры (622 г.). Пять раз в день мусульманин становится на колени на специальный коврик и, обратившись лицом на Восток (к Мекке), кладет земные поклоны до земли, молясь Аллаху и излагая свои просьбы. Намаз совершается на рассвете, в полдень, во второй половине дня, при закате солнца и в начале ночи. Каждой молитве предшествует обязательное омовение (водой или песком). Молящиеся читают (на арабском языке) отрывки из Корана. По пятницам полуденная молитва совершается в мечети (пятничный намаз).

Запрещено совершать молитву в семи местах: местах скопления мусора, местах убоя скота, среди могил, посреди дороги (где проходит много людей), в бане, местах постоянного нахождения верблюдов (или других животных), а также на крыше «Каабы» (хадис от Ибн Сумара).

Благотворительность (Az-Zakahthe)

Мусульманин обязан предоставлять небольшой процент от своего дохода на помощь бедным.

Пост в месяце рамадан

В течение месяца рамадан нельзя целый день употреблять какую-либо пищу до тех пор, пока солнце не скроется за горизонтом. По преданию, около 609 г. в одну из ночей месяца рамадан Мухаммеду, нередко проводившему многие часы в аскетических бдениях на горе Хира (близ Мекки), явился архангел Гавриил (Джебраил) и, начал открывать ему части хранящейся на небе под престолом аллаха книги (арабский Коран), от имени аллаха возложив на Мухаммеда обязанность сообщать своим соотечественникам повеления все­вышнего.

Паломничество (хадж — Al-Hadjthe)

Паломничество в святой город Мекку. Мекка — место рождения пророка и местоположение Каабы, храма, который на много столетий старше, чем ислам. Кааба — кубической формы здание со стороной приблизительно 10 метров и высотой около 15 метров, расположенное в центре прямоугольного двора.

В наружной стене Каабы, у восточного угла, имеется ниша с черным камнем (древним фетишем Кыбла), который является метеоритом, прилетевшим в незапамятные времена и включенным в основу одной из стен.

Antananarivo

Он — наиболее святая цель, которую знает мусульманин. По крайней мере однажды в своей жизни каждый сторонник ислама должен пойти в Мекку и поклониться Каабе. Паломник обходит вокруг этого здания семь раз и затем целует черный камень. Возле Каабы бьет святой источник Земзем. До ислама Кааба была святилищем языческих племен хиджаза. По преданию, вокруг неё стояли 300 идолов, которым поклонялись различные племена. Ислам признал святость Каабы. После 630 года идолы были уничтожены (по другой легенде они все рухнули в одночасье в момент рождения пророка). После установления ислама Кааба стала главным храмом и местом паломничества исключительно мусульман.

Аллах

Как ни одна другая религия, ислам придает исключительное значение всемогуществу Бога — единого, вечного, «творца, дающего жизнь и смерть».

Бог в исламе не только ревнивый и карающий, но и справедливый, и милосердный, что дает возможность не одному лишь «доброму мусульманину» (т. е. тому, кто искренне верит в истинность шахада и совершает вытекающие из него обряды), но и порочному надеяться на райское блаженство, тогда как немусульманам суждены вечные адские муки.

Омовение

Чистота — неотъемлемая часть ислама. В то время как просвещенные христианские рыцари и дамы могли не мыться годами, в засушливых странах Востока омовение лица, рук и ног (хотя бы песком за неимением воды) трижды в день перед молитвами было обязательным (и остается сейчас) как важнейший ритуал возвращения человека к первоначальной чистоте. Этот обряд символизирует скорее внутреннее, а не внешнее очищение.

Восток

В исламской мысли Восток — источник жизни и духовного просветления; повернуться к востоку означает повернуть свой дух в сторону этого духовного центра.

Чалма

Полотнище ткани, обернутой вокруг головы; ее носят обычно поверх шапки, фески или тюбетейки, реже (например, в Индии и Пакистане) без другого головного убора. Чалма имела обрядовое значение: мусульманину, умершему в пути, она служила саваном. У разных народов чалма отличается по цвету, качеству материи, величине, способу обертывания, указывая не только на национальную, но и на социальную принадлежность владельца (например, зеленую чалму носили лица, побывавшие, в Мекке, белую — остальные мусульмане).

Мечеть

Мечеть — культовое мусульманское сооружение для коллективного вознесения пятничной молитвы и отправления основных праздников. В VII—VIII веках сложился тип прямоугольной в плане мечети с окруженным галереями двором и многостолпным молитвенным залом. Мечети обычно украшались резьбой по камню или дереву, узорной кирпичной или каменной кладкой, поливной керамикой, инкрустацией, мозаикой, росписью. Современные мечети строятся из новейших строительных материалов, но большей частью сохраняют традиционную планировку. Рядом с мечетями обычно устанавливаются минареты для созывания правоверных на молитву.

Минарет

Минарет (от араб, «манара», букв, «маяк») — башня для призыва мусульман на молитву, ставится рядом или включается в здание мечети.

Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи, поздние — внутри башни.

Призывы муэдзинов, часто усиленные динамиками, звучат с минаретов 5 раз в день, что придает непередаваемую самобытность мусульманским городам.

 

Коран

Коран (от араб, «кур’ан», букв, «чтение») — главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме «пророческих откровений» в Мекке и Медине между 610—632 гг. и положивших начало религиозному учению ислама. Как «слово аллаха» Коран был провозглашен недостижимым идеалом совершенства арабского языка и стиля.

Большинство современных исследователей арабской литературы в Европе и в странах Востока высоко оцени­вают поэтический строй Корана, особенно короткие, полные поэтического вдохновения рифмованные «откровения» раннего («мекканского») периода.

Миниатюрные кораны на цепочке носят на шее в качестве талисмана.

Число восемь

В исламе престол, управляющий миром, поддерживают восемь ангелов, соответствующих восьми направлениям и восьми группам букв арабского алфавита.

В связи с этим в восточных орнаментах приветствуются и восьмиконечные звезды.

 

Звезда и полумесяц

Строго говоря, несмотря на всю распространенность, полумесяц не является символом ислама и стал применяться в архитектуре мечетей около 1000 лет назад. Религиозное подтверждение необходимости его отсутствует. Одной из предполагаемых причин появления полумесяца на минаретах мечети является приверженность мусульман лунному календарю и стремление выделить мечеть среди других зданий.

Полумесяц и звезду можно скорее принять за символ турецкой Османской династии. Впервые он стал считаться символом после взятия турками Константинополя (нынешнего Стамбула) в 1453 году. Тогда, после долгой осады, султан Мухаммед II увидел в небе необычное оптическое явление — перевернутый полумесяц со звездой вверху. Он счел это добрым предзнаменованием, и действительно, штурм следующим утром принес успех.

Вообще же в исламе рогатая луна или полумесяц со звездой обозначают богатство и верховную власть. Поэтому они присутствуют в государственных флагах ряда исламских государств: Пакистан, Тунис и др.

Ислам и спиртное

В исламе запрещено употреблять все, что опьяняет, одурманивает. Об этом сказано в Коране: «Все, что опьяняет, запретно, и все, что опьяняет в большом количестве, запретно и в малом количестве».

Ислам и свинина

В исламе запрещено употреблять следующие виды мяса и мясопродуктов и того, что имеет в своем составе такие мясопродукты, как: свинина; мертвечина, даже если животное умерло только что; кровь, которая течет в жилах животных; мясо хищных животных и то мясо, которое ел хищный зверь; мясо животных, убитых ударом, или удушением, или удавлением, или падением. Сюда же входит и мясо животных, убитых ударом электрического тока. Не разрешается также употреблять мясо животных, заколотых без упоминания имени Всевышнего при закалывании; мясо животных, которых привели в качестве жертвы кому-то, кроме Аллаха Всевышнего.

.

Добавить комментарий

Закрыть меню