Сколько денег помещается в банкомат, ит бюджет

Текст: Сергей Горшенин
Опубликовано: "Консультант" №23'2009

В последнее время ИТ департамент становится все более значимым и ресурсоемким структурным подразделением компании. Поэтому логично было бы, чтобы его директор стал не только полноправным, но и весьма активным участником процесса бюджетного планирования.

Антананариву, Мадагаскар — точное время

Понимание руководителем принципов формирования ИТ бюджета и управления им становится важным фактором успешной работы всего отдела. Немаловажной является и эффективность исполнения ИТ бюджета, оцениваемая по качеству выполнения обоснованных требований и заявок основных подразделений фирмы.

При составлении ИТ бюджета стоит не забывать о том, что представленные в нем цифры должны быть понятны финансистам и руководству. Достигается это как за счет соответствия формата ИТ бюджета общим требованиям бюджетного планирования, принятым в компании, так и определения экономической эффективности того или иного проекта. Очевидно, что ИТ бюджет должен быть сбалансированным.

Операционные расходы необходимо планировать с учетом постатейных затрат предыдущих периодов, капитальные – с учетом предполагаемых вложений в новые услуги и модификацию ресурсов на существенные изменения действующих. В доходной части следует предусмотреть плановые поступления от предоставления всех ИТ услуг. Формируя бюджет, необходимо в рамках имеющихся финансовых возможностей обеспечить реализацию одной из главных задач – привести в соответствие планируемые расходы с планами работы ИТ подразделения и основного бизнеса.

Сформулируем главные принципы, которыми следует руководствоваться при подготовке и формировании основного финансового документа отдела информационных технологий:

  • интересы топ-менеджмента в отношении ИТ должны быть ясны и понятны;
  • определена зона ответственности: что непосредственно является объектом управления ИТ-подразделения;
  • сформулированы потребности (ожидания, требования) подразделений компании на планируемый бюджетный год и выстроены их приоритеты;
  • структура финансового документа ИТ отдела должна соответствовать требованиям общекорпоративного бюджета;
  • по планируемым проектам должен быть оценен их экономический эффект.

Структурирование и планирование

Рассмотрим структуру расходов ИТ бюджета. Он должен состоять из двух частей – операционной и инвестиционной. В первой из них затраты планируются на необходимые нужды и связаны непосредственно с текущей деятельностью компании. Инвестиционные расходы направлены на перспективное развитие и, по сути, должны отражать зависимость между вложениями и полученным экономическим эффектом.

Операционная часть формируется с учетом объемов и качества уже предоставляемых услуг и может содержать затраты на следующие статьи:

  • услуги связи;
  • текущее обслуживание и ремонт;
  • закупка оборудования, предназначенного для ремонта;
  • расходные материалы;
  • информационное обеспечение;
  • услуги сторонних организаций;
  • командировочные расходы;
  • обучение персонала отдела информационных технологий;
  • оплата труда сотрудников ИТ подразделения;
  • прочие затраты, связанные с текущей деятельностью.

Инвестиционная составляющая определяет плановые вложения в новые услуги и модификацию имеющихся ресурсов. Оптимально на каждый проект делать отдельный расчет, который является составной частью общего бюджета развития. В инвестиционные, как правило, включают затраты на следующие статьи:

  • программное обеспечение (по видам);
  • разработка специализированного программного обеспечения;
  • построение сегментов локальных сетей;
  • сетевое, компьютерное и офисное оборудование;
  • телекоммуникационные комплексы;
  • заблокировать сайт;
  • вспомогательные технические средства и т.д.

Можно также составлять ИТ бюджет по объектам финансирования. Ими могут быть как подразделения фирмы, так и отдельные проекты и направления деятельности. Все это необходимо включать в общую пояснительную записку, содержащую все расчеты и описания для каждой строки.

Прежде чем приступать непосредственно к определению параметров бюджета, необходимо его планирование, основными положениями которого являются:

  • план оснащения (график приобретения ПК, всегда имейте резерв!);
  • обоснование бюджета (пояснительная записка) с поправочными коэффициентами, учитывающими увеличение (снижение) стоимости оборудования, расходных материалов, услуг на планируемый период;
  • проведение тендеров на закупку средств ИТ для анализа предложений и определения оптимального сочетания цены, функциональности и качества;
  • разбивка годового бюджета на квартальные и месячные.

В следующей части статьи мы рассмотрим практические примеры составления ИТ бюджета

Часть 2

Введение

Тема работы «Методические подходы к оцениванию обоснованности проектов бюджетов».

В работе рассмотрены существующие методические подходы к оцениванию бюджетных показателей, представленные в научных трудах и нормативно-правовых актах, предложены авторские (оригинальные) подходы относительно этого вопроса, приведены результаты оценки обоснованности бюджетных показателей сведенного, государственного и местных бюджетов за 2004–2009 гг.

Налаживание механизма эффективного управления в бюджетном менеджменте невозможно без введения системы оценивания обоснованности проектов бюджетов. Не секрет, что распорядители бюджетных ресурсов заинтересованы получить как можно больший объем бюджетных средств, но не всегда имеют соответствующие стимулы к эффективному их использованию. Поэтому в практике бюджетного проектирования необходимо установить четкие, понятные процедуры анализа и оценки бюджетных программ и запросов на этапе их формирования и определения соответствия общегосударственным приоритетам. Следовательно, в таких условиях очень важно разработать и применять на практике методологию оценки обоснованности проектов бюджетов исходя из конкретных целей и задач социально-экономической политики, реалий хозяйственной жизни, общественных представлений о направлениях дальнейшего развития и др. Этим определяется актуальность исследования.

Отметим, что в настоящее время не выработана согласованная позиция в отношении оптимальных объемов бюджетных доходов и расходов в условиях рынка, которые в принципе и невозможно установить из-за большого разнообразия исторических, национальных, социально-экономических и других условий развития каждой из стран и их территорий. Например, совсем не случайно в рекомендациях Всемирного банка по управлению государственными расходами речь идет не об оптимизации объемов (доходов и расходов), а о принципах эффективного управления государственными финансами, к которым отнесены финансовая (налоговая и бюджетная) прозрачность; стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов; эффективная и справедливая система межбюджетных отношений; консолидация бюджета и бюджетного процесса; бюджетирование, ориентированное на результат, и др. Понятно, что степень выполнения предложенных критериев эффективного управления государственными расходами можно оценить на основе определения и анализа некоторых показателей, но эти показатели каждая страна должна установить самостоятельно, с учетом национальных особенностей.

Украинские ученые сделали немало в этом направлении. Так, авторы фундаментальной монографии «Финансово-монетарные рычаги экономического развития» представили подход, базирующийся на оценке бюджетного обеспечения выполнения функций государства. Исследователи предложили, в частности, применять сравнительный метод, принимая во внимание самые важные показатели по финансированию выполнения государственных функций в других странах и Украине, а также сравнение приоритетов бюджетной политики Украины и стран ЕС. Украинская исследовательница И. Запатрина доказала возможность проведения оценки с учетом определения степени соответствия расходов на развитие общегосударственным приоритетам, а также внесла обоснованные предложения по совершенствованию и уточнению показателей результативности и эффективности в бюджетном процессе. Украинские ученые А. Скрипник и Т. Паянок предложили оригинальный подход к оценке обоснованности проектов бюджетов, базирующийся на расчете факторов рисков их выполнения. Приведены несколько формул, позволяющие установить риск определения фискальной эффективности отдельных налогов, риск получения запланированного дохода, инфляционный риск и др. Г. Лебеда доказал подход, основанный на анализе степени ориентации бюджетной политики (параметры которой определены в конкретных показателях доходной и расходной частей проекта бюджета) на формирование динамики и пропорций экономического роста. В рамках данного подхода особое внимание уделяется оценке бюджетных доходов, расходов, дефицита, долга с точки зрения влияния на создание конкретных макроэкономических эффектов. Б. Карпинский и А. Герасименко предложили методологию определения показателей сбалансированности. На их взгляд, финансовая система, в состав которой входят бюджеты разных уровней, должна быть сбалансирована. Они представили критериальную модель установления пределов разбалансированности финансовой системы определенной территории (страны, региона).

Российские ученые А. Шаститко и М. Овчинников предлагают подход, опирающийся на методологию анализа бюджетирования, ориентированного на результат. По их мнению, в этом контексте целесообразно применять инструментарий экономической теории трансакционных расходов, элементы которого были разработаны О. Уильямсоном. Другой россиянин В. Сенчагов разработал методологию оценки, которая опирается на комплексное использование информационно-аналитических процедур, с дальнейшим анализом динамики и структуры прогнозируемых явлений.

Для эффективного использования бюджетных средств, как отмечают И. Чугунов и И. Запатрина, целесообразно оценивать и сравнивать отдельные расходы по их важности для общества, осуществить переход к трехлетнему формированию бюджета, как это делается, в частности, в Российской Федерации и ряде других стран, усовершенствовать механизм подготовки и утверждения порядков использования средств бюджетных программ и субвенций на выполнение инвестиционных проектов, установить четкие критерии выбора соответствующих объектов, которым будет предоставляться бюджетное финансирование, распределять средства в разрезе административно-территориальных единиц с учетом степени эффективности использования бюджетных средств в предыдущие годы, соответствующих показателей социально-экономического развития. Несмотря на это, в отечественной научной литературе очень слабо разработаны методологические проблемы проведения оценки обоснованности проектов бюджетов (бюджетных показателей), из-за чего становится невозможным научно обоснованное оценивание проектов государственного и местных бюджетов в процессе их рассмотрения, принятия и выполнения. Поэтому целесообразно предложить и ввести в практику методические подходы к оцениванию обоснованности бюджетных показателей в процессе разработки и рассмотрения проектов бюджетов, что и является целью работы.

Методические подходы к оцениванию обоснованности проектов бюджетов

Методология оценки обоснованности проектов бюджета опирается на применение разных методов анализа. В литературе чаще всего упоминаются следующие: методы принятия управленческих решений, балльной оценки, экономического анализа, эконометрические методы, метод экспертных опросов и др. Мы согласны с мнением И. Чугунова и И. Запатриной, что введение показателей оценивания в реальную практику бюджетного менеджмента требует совершенствования не только механизмов составления, рассмотрения и утверждения бюджетов, но и управления экономическим развитием государства или сообществ в целом. При этом целесообразно усовершенствовать механизм усиления положительного влияния государства или органов местного самоуправления на экономическое развитие путем перехода от управления расходами к управлению соответствующими (запланированными) результатами как составляющей бюджетного проектирования.

С методологической точки зрения, оценка обоснованности проектов бюджета может быть предварительной(сделанной до одобрения проекта бюджета), текущей(сделанной в процессе выполнения бюджета) или окончательной (сделанной после выполнения бюджета). Каждый из данных видов оценки имеет важное значение в бюджетном менеджменте. Предварительная оценка применяется в процессе установления показателей проектов бюджетов на будущие периоды. Текущая оценка необходима для обоснования изменений и дополнений к бюджету текущего периода, а также для установления тенденций и трендов, которые, вероятно, будут иметь место в будущем периоде. Окончательная оценка необходима для определения результативности и эффективности деятельности финансовых органов, распорядителей бюджетных средств, других участников бюджетного процесса, для дальнейшего использования в научном поиске, в процессе совершенствования методологии бюджетного проектирования и др.

Предварительные оценки обоснованности проектов бюджета предусматривают изучение обоснованности отдельных статей доходной и расходной частей проекта соответствующего бюджета. Общую предварительную оценку обоснованности проекта государственного бюджета на следующий год можно дать исходя из показателей, составленных в соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Украины, в которой установлен перечень конкретных документов, прилагаемых к проекту закона о государственном бюджете Украины. На базе этих показателей можно осуществить обобщенную оценку бюджетной политики будущего периода путем анализа запроектированных показателей, а следовательно – и оценить обоснованность будущего бюджета с точки зрения его соответствия государственным приоритетам и реалиям социально-экономического положения в стране.

При оценке обоснованности проекта бюджета какого-либо уровня целесообразно провести анализ учета требований к отдельным параметрам финансовой безопасности. Н. Ермошенко предложил следующие параметры финансовой безопасности государства, которые должны быть учтены при формировании государственного бюджета: расходы государственного бюджета в целом – не более 20% ВВП, дефицит государственного бюджета – не более 3% ВВП, уровень перераспределения ВВП через сводный бюджет – не более 40% ВВП, темп роста государственного долга относительно темпов роста ВВП – не более 1%, внутренний долгие более 30% ВВП, внешний государственный долг – не более 70% объема экспорта и не более 25% ВВП, расходы на обслуживание и погашение внешнего государственного долга – не более 18% объема экспорта.

Предложения по этому вопросу сделаны также российским ученым В. Сенчаговым, отечественными научными работниками А. Барановским и С. Марченко.

Показателями обоснованности проекта бюджета также могут служить:

– доля налоговых поступлений в общем объеме бюджетных поступлений (в развитых странах этот показатель достигает 80–90%);

– доля расходов на развитие в общем объеме бюджетных расходов;

– соотношение роста ВВП и бюджетных доходов;

– соотношение роста доходов и расходов бюджета на одного жителя и др.

При оценке обоснованности расходной части необходимо проанализировать реалистичность и обоснованность показателей финансирования реализации соответствующих бюджетных программ. Таким образом, оценку показателей бюджета целесообразно связать с показателями, определяемыми с использованием программно-целевого метода планирования бюджетов.

К системе показателей, характеризующих эффективность бюджетной программы, ведущие ученые относят прежде всего следующие:

– показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые результаты реализации программы (проекта) его непосредственными участниками;

– показатели бюджетной эффективности, отражающие последствия осуществления проекта для государственного, областного или местного бюджетов;

– показатели экономической эффективности, выходящие за рамки прямых финансовых интересов участников бюджетного процесса.

На практике возникают осложнения при оценке обоснованности расходов, выделяемых на те программы (проекты), которые не предполагают получение видимых экономических эффектов, – речь идет, прежде всего, о так называемых социальных расходах (здравоохранение, образование, социальная реабилитация и др.), расходах на безопасность и оборону, а также на управление. В практике оценивания обоснованности этих видов расходов целесообразно, на наш взгляд, использовать сравнительный метод, когда сопоставляются нормативы обеспеченности общественным благом перед началом выполнения программы и после.

Город Антананариву, столица Мадагаскара

Например, при строительстве новой школы можно установить, что повысится уровень обеспеченности населения определенной территории школьными помещениями. Но решение о строительстве можно принимать лишь в том случае, если нынешний уровень указанной обеспеченности не отвечает нормативу.

С целью повышения аналитических возможностей оценивания обоснованности расходной части проектов бюджетов разного уровня на финансирование разных «некоммерческих» (прежде всего социальных) программ необходимо, на наш взгляд, значительно усовершенствовать систему показателей и критериев результативности, эффективности и качества.

Страницы: следующая →

12Смотреть все


Похожие страницы:

  1. Управление проектами (5)

    Лекция >> Менеджмент

    … единый бюджет маркетинга проекта. 8.6. Бюджет маркетинга проектаБюджет маркетинга проекта — обязательная и неотъемлемая составляющая проекта. В … использования обоих этих подходов, позволяет проект-менеджеру более обоснованно проводить переговоры, …

  2. Оценка эффективности и риска инвестиционных проектов

    Реферат >> Финансы

    … заключаются: в обосновании целесообразности инвестиционного проекта; в выборе оптимального проекта из возможных альтернатив … инвестиционных проектов предприятия.[3] Предложен подход, при котором процесс оценивания инвестиционных проектов рассматривается …

  3. Понятие и классификация инвестиционных проектов

    Бизнес-план >> Банковское дело

    … кредита и т.д.; бюджетпроекта. В бюджетепроекта включаются затраты и … Методическиеоценивание соответствующих затрат и определение графика осуществления проектапроекта включает предварительное технико-экономическое обоснованиепроекта … два подхода к …

  4. Проект организации предприятия по производству комплектов постельного белья на примере предпри

    Реферат >> Маркетинг

    … деятельности; — оценивание. Для обработки … федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов РФ … и учебно-методической поддержки, пропаганда … коммерческая. Цели проекта: — обоснование экономической эффективности открытия … , специфический подход к каждому …

  5. Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

    Книга >> Педагогика

    … к научно обоснованному представлению о нем) и проект (конкретные нормы … ситуации предполагают разные методическиеподходы к построению урока … учащихся В итоге оценивания учащихся возникает проблема … бухгалтерии. 24.2. Бюджет школы Бюджет школы — материальная …

Хочу больше похожих работ…

Бюджет движения денежных средств. Образец.


Руководитель небольшого бизнеса вполне может вести бюджет самостоятельно. ПРОВЕРЕНО! Если заниматься ведением бюджета регулярно, не реже одного или двух раз в неделю, то начинаешь «чувствовать» свое предприятие и, как следствие, умело балансировать между осмотрительностью и деловым азартом.

Постараемся подойти к такому важному вопросу, как изучение процесса бюджетирования по старинке. Так устав Смольного института настоятельно требовал, «чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения, а облегчать всякими способами усвоение знаний.

Для начала предлагаем скачать образец Бюджета движения денежных средств (далее по тексту «Бюджет»). В отличии от Бюджета доходов и расходов этот инструмент делает акцент не на планируемую прибыль, а на возможность практически контролировать денежный поток.

Скачать Бюджет движения денежных средств. Образец.

 

Данный бюджет подойдет для небольшого производственного предприятия, предприятия, занимающегося оптовой торговлей или строительно-монтажными работами. Это тот случай, когда доходы и затраты лучше вести по заказам или проектам.

Бюджет выполнен в электронных таблицах Excel. Excel прост в использовании и освоении, гибок в настройках, не требует специальных знаний по информационным технологиям и широко распространен (хотя и требует известной дисциплины и аккуратности в работе). В состав файла входят два листа: Лист «Бюджет движения ДС»и Лист «Реестр платежей».

Лист «Бюджет движения ДС» включает в себя ячейки с формулами (окрашены в различные цвета) с данными о фактических поступлениях и затратах и пустые ячейки (белого цвета) для планируемых данных. Ячейки с формулами защищены от случайных изменений. Исходными данными для ячеек с формулами служит аналитика Листа «Реестр платежей».

Начинать работу с Бюджетом движения денежных средств следует с Листа «Бюджет движения ДС». В колонку «Проект» необходимо занести данные о заказах или проектах.

Антананариву — Столица Мадагаскар

Можно корректировать статьи расходов разделов «Постоянные затраты», «Финансовая деятельность», «Инвестиционная деятельность».

Затем необходимо заполнить колонки с планируемыми данными, при этом в разделе «ПОСТУПЛЕНИЯ минус ОПЛАТЫ» оплаты за ТМЦ, услуги и т.д. по проектам надо проставить со знаком «минус».

Теперь в строке «Начало Банк» хорошо видны кассовые разрывы (отрицательные значения).

Переходим к Листу «Реестр платежей». В расширенной версии Бюджета в реестр платежей можно вносить планируемые к оплате документы в две очереди.

Для того, чтобы фактические данные по поступлениям корректно отражались на Листе «Бюджет движения ДС», необходимо не только выбрать «Проект»,

но и в колонке «Вид расходов» выбрать «Оплата от заказчика». Сумму прихода надо проставить со знаком «минус».

Аналогично, при оплате за товар, материалы, услуги, которые можно прямо отнести на проект, необходимо не только выбрать «Проект», но и в колонке «Вид расходов» выбрать «Оплата поставщику».

Наименование статей общехозяйственных затрат можно изменять, но для этого следует перейти на Лист «Бюджет движения ДС».

Работать можно с несколькими расчетными счетами, кассой, подотчетными суммами, при этом наименование банков можно изменить в строках 672-678, а в колонке «Сальдо» проставить первоначальные входящие остатки.

Начинать работу по разнесению фактических оплат лучше с сравнения Текущего сальдо таблицы с Входящим остатком выписки банка. Аналогично, заканчивать работу сравнением с Исходящим остатком выписки банка. Это хорошая привычка, она позволяет контролировать себя.

Итак, Бюджет готов.

Через неделю работы, процесс внесения фактических данных и корректировки планируемых будет занимать совсем немного времени. А Вы сможете полностью сосредоточиться на развитие своего дела, привлечении новых клиентов, повышении объема продаж и иными важными и полезными делами.

Если необходимо разблокировать защищенные ячейки с формулами, ОБРАЩАЙТЕСЬ К НАМ — мы пароль предоставим. Защита ячеек таблицы установлена нами исключительно для целей защиты от случайной, непреднамеренной порчи формул, ссылок и т.п. Согласитесь, что было бы очень неприятно потерять часть функциональности у таблицы с рабочими данными (еще обиднее заметить это слишком поздно).

Такой Бюджет хорошо сочетается с удобным Табелем учета рабочего времени в разбивке по проектам и категориям сотрудникови его легко приспособить для целей веденияраздельного учета ГОЗ.

Бюджет может быть первым шагом в освоении навыков разработки финансовой стратегии. Вникнув в специфику бизнеса, разложив по полочкам все затраты, можно без особого труда перейти к более серьезным аналитическим процедурам.

Для этого надо внедрить управленческий учет и систему планирования и контроля.

Если ваш бизнес можно отнести к категории «средний», либо он включает в себя несколько подразделений или юридических лиц, вам могут понадобиться услуги консультанта:

Добавить комментарий

Закрыть меню