Стандарт SCORM и его применение

Стандарты SCORM для дистанционного обучения

Когда на горизонте показался двадцать первый век и всемирная паутина стала обыденностью, стало ясно, что многие люди вовсе не прочь обучаться дистанционно, без отрыва от рабочих и домашних дел. Действительно, если есть доступ к сети, зачем всё бросать и ехать за тридевять земель ради пополнения знаний, ведь оные можно эффективно получать посредством компьютера.

«Sharable Content Object Reference Model», сокращённо SCORM, — это, говоря упрощённо, такие книжки, в которых описаны стандарты дистанционного обучения.

Откуда взялись стандарты SCORM

Начнём, как обычно, с истории. Предвидя увеличение скорости обмена данными в интернете, в 1999-м (аккурат в конце минувшего столетия) американская инициативная группа «Advanced Distributed Learning» (ADL) принялась всерьёз чесать репы, решая проблему: ранее электронные учебные материалы то оформлялись на HTML, то работали на JavaScript, то вообще непонятно как.

Ни единого для всех API, ни возможности интеграции с другими системами. Каждое учебное заведение творило что хотело, чихая на какую-либо совместимость с высокой ветки. Подобную анархию пора было прекращать.

И вот где-то к 2001-му году удалось допилить до приличного состояния стандарты SCORM, основанные на XML. (Сей универсальный формат был выбран, дабы не возникало вопросов по поводу вышеупомянутой совместимости материалов.)

В 2002-м контора ADL решила, что SCORM пора делать официальным. Однако «Институт инженеров по электротехнике и электронике» (IEEE) сподобился удостоверить стандарты только в 2003-м. Зато сразу два: IEEE 1484.11.1 и IEEE 1484.11.2 (где оставили старый добрый JavaScript).

«SCORM 2004» дополнили плюшками, а в 2006-м году Министерство обороны США (вот кто за всем этим стоял!) велело всё электронное обучение привести к рамкам обсуждаемых стандартов.

Суть вкратце

Представьте себе электронный пакет учебных материалов, всяческих файлов с графикой, аудио, видео, текстами, *css, *js и так далее. Дабы связать всё это в единое целое, используется формат XML. В корневой папке находится файл с метаданными, описанием порядка компонентов, ссылками на конкретные файлы etc.

Если учебный пакет нужно переслать по сети, то содержимое упаковывается в ZIP-архив, в корне которого должен лежать файл .

Блоки материалов делятся на два типа: и Sharable Content Object (сокращённо SCO) и Asset.

Asset — это «пассивные» данные, которые просто лежат себе в папках и являются пред светлые очи только по вызову. Один или несколько файлов, описанных как единый блок. Звук, HTML-страница, картинка, какой-нибудь ролик. Собственно говоря, они ничего и не могут делать самостоятельно, даже если бы очень захотели.

SCO — «активные» данные. Они что-то откуда-то получают методом , передают посредством — взаимодействуют с управляющим сервером. Как минимум, вызывают стандартные методы для запуска чего-либо и для завершения.

Взаимодействие осуществляется через объект в окне браузера. Точнее, не в самом родительском окне, а либо в iFrame, либо во всплывающем (вот и JavaScript пригодился с его ).

Взаимодействие описано в части «Run-Time Environment» (RTE). Есть ещё раздел «Sequencing and Navigation» (SN), предписывающий способы осуществления навигации по материалам.

Город Антананариву, столица Мадагаскара

Ну и «Conformance Requirements» со списком вообще всех требований.

Что из этого вышло

Посмотрели разработчики учебных систем на явившийся миру стандарты SCORM и узрели в них свет рациональности и практичности.

Поэтому изготовили множество продуктов, совместимых со SCORM. Например, таких как WebTutor, SharePointLMS, AcademLive, SABA и прочих, коммерческих и свободных, на разных движках, на разный вкус и цвет.

Как с этим жить разработчику

Вряд ли в конституции страны, где вы живёте, предусмотрена обязанность непременно соблюдать стандарты, разработанные под чутким руководством Министерства обороны США.

Если системе обучения, которую вы вознамерились создать, не нужна совместимость с другими аналогичными изделиями, то можете спокойно делать всё по-своему, как считаете нужным. Вас за это не будет бомбить НАТО.

В общем, стандарты не являются обязательными и, говоря сухим канцелярским языком, носят рекомендательный характер. Особенно если не планируете использовать чужие учебные пакеты.

К тому же, неисповедимы пути прогресса — в обозримом будущем учебные системы могут даже на HTML 5 основываться, а то и вовсе на чём-нибудь совершенно новом.

Автор: vanilinkin, специально для xBB.uz, 19.12.2011


Предыдущие публикации:


Последнее редактирование: 2011-12-19 12:45:06

Метки материала: scorm, стандарты scorm, дистанционное обучение, scorm для дистанционного обучения, интернет-образование, it, информационные технологии, ит, hi tech, высокие технологии, high tech, интернет и www, всемирная паутина, интернет сеть, инет, internet, интернет

Оставьте, пожалуйста, свой комментарий к публикации

SCORM

Sharable Content Object Reference Model (SCORM) – стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

История

Инициативная группа ADL начала разработку SCORM в 2003 году. В декабре 2004 года Министерство обороны США предписало, чтобы все разработки в области электронного обучения (E-learning) соответствовали стандарту SCORM.

Первые версии SCORM (1.0, 1.1, 1.2) были тестовыми, сейчас они не поддерживаются ADL. На их основе была разработана версия SCORM 2004.

Разделы SCORM 2004

Overview

Вводная часть стандарта. Здесь содержатся общие положения и идеи SCORM.

Content Aggregation Model (CAM)

Эта часть стандарта описывает структуру учебных блоков и пакетов учебного материала. Пакет может содержать курс, урок, модуль и т.п. В пакет входят xml-файл (Manifest), где описана структура пакета, и файлы, составляющие учебный блок. Manifest включает:

  • метаданные (свойства компонентов учебного материала)
  • организацию учебного материала (в каком порядке расположены компоненты)
  • ресурсы (ссылки на файлы, содержащиеся в пакете)
  • sub-Manifest (xml-файл может содержать под-Manifest)

Блоки учебного материала, входящие в пакет, могут быть двух типов: Asset и Sharable Content Object (SCO). Asset – элемент материала, это может быть текст, картинка, звуковой файл, flash-объект и т.п. SCO – это набор из нескольких Asset. Кроме того, SCO должен поддерживать как минимум запуск и завершение.

Run-Time Environment (RTE)

Эта часть стандарта описывает взаимодействие SCO и системы обучения (Learning Management System, LMS) через программный интерфейс приложения (Application Program Interface, API).

Антананариву — Столица Мадагаскар

Требования SCORM RTE позволяют обеспечить совместимость SCO и LMS, чтобы каждая система дистанционного обучения могла взаимодействовать со SCO таким же образом, как и любая другая, соответствующая стандарту SCORM. LMS должна обеспечивать доставку требуемых ресурсов пользователю, запуск SCO, отслеживание и обработку информации о действиях учащегося.

Sequencing and Navigation (SN)

Эта часть стандарта описывает, как должна быть организована навигация и предоставление компонентов учебного материала в зависимости от действий учащегося. Требования SCORM SN позволяют упорядочивать учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями.

Conformance Requirements

Эта часть содержит полный список требований, проверяемых ADL, на соответствие стандарту SCORM.

Ссылки

Раздел: XML • Форматы файлов

.

Добавить комментарий

Закрыть меню