Как назывался популярный в СССР фотоаппарат

Советские фотоаппараты

Проникновение фотографии в Россию пробудило изобретательскую мысль отечественных фотографов. Так, московский фотограф А.

Советские фотоаппараты и инвентарь фотографа

Ф. Греков, увлекшийся дагерротипией, начал изготовлять для продажи деревянные камеры-обскуры простейшей конструкции. Вместе с тем он сумел усовершенствовать и саму дагерротипию как процесс, устранив блеск, ухудшавший качество снимков, путем гальванического серебрения медной пластинки, на которой получается дагерротипное изображение. Иодосеребряный слой в этом случае создавал более стойкое изображение, передающее без искажений соотношение светотени объекта съемки. Это новшество в дагерротипии высоко оценил Араго. В 1840 году он сообщил о нем в Парижской Академии наук и продемонстрировал снимки Грекова.

Талантливым изобретателем был Леон Варнерке, по национальности поляк, в юности живший в Петербурге, а в 1863— 1864 годы принимавший активное участие в польском восстании. Его настоящее имя — Владислав Малаховский. В 1881 году за заслуги в области фотографии он был награжден Королевским фотографическим обществом Великобритании «Медалью Прогресса». Варнерке впервые создал катушечный фотоаппарат с роликовой кассетой для фотографирования на съемный бромосеребряный коллодионный слой, нанесенный на желатинированную бумажную ленту.

Первые советские фотоаппараты появились в 30-х годах, но наиболее широкое развитие советское фотоаппаратостроение получило только во второй половине двадцатого века. Не считая экспериментальных образцов, выпущенных небольшими партиями, советская промышленность выпустила уже к 60-м годам более 45 моделей фотоаппаратов. За этот же период были сняты с производства, как устаревшие, 14 моделей, и уже через 15 лет после окончания Великой отечественной войны в продаже находилось более 30-ти моделей фотоаппаратов разного класса.


Для многих в СССР
фотоаппарат был
лучшим другом

Каждой оригинальной модели, существенно отличающейся от других, присваивали то или иное название, которое в большинстве случаев условно. Модернизированные или видоизмененные модели обычно сохраняли свое прежнее название, к которому добавлялся порядковый номер или буква (например, «Любитель-2», «Москва-5», «Зоркий-6», «Киев-4А» и т. д.). Это означает, что аппарат сохранил свой формат и прежние конструктивные особенности, но он незначительно изменен или к нему добавлены какие-то новые устройства.

Из всех условных обозначений только буква «С», прибавленная к названию некоторых аппаратов, имеет конкретный смысл. Она означает что данный аппарат был снабжен синхроконтактом, в отличие от предыдущей модели, на которой этого устройства не было (например, «Зенит» и «Зенит-С»). Однако это еще не означает, что новая модель отличается от прежней только этим. Одновременно с синхроконтактом в аппарат могли быть внесены и другие добавления и изменения.

Все остальные буквенные и цифровые обозначения обычно указывают на хронологическую последовательность конструктивных изменений данной модели. Так, например, название «Москва-5» показывает, что данный аппарат является пятой модификацией аппарата типа «Москва», Однако это не всегда означает, что чем выше порядковый номер модели, тем она технически более совершенна. Бывает и наоборот. Так, модель «Зоркий-6» технически менее совершенна, чем модель «Зоркий-4». Не следует поэтому при оценке фотоаппарата руководствоваться подобными обозначениями как признаком совершенства аппарата. Следует точно знать, в чем заключается разница между данной и предшествующей ей моделями.

В настоящем разделе приводятся подробные описания и основные технические характеристики советских фотоаппаратов. Ассортимент фотоаппаратов в СССР был нестабилен. Он постоянно менялся. Кроме того, одни и те же модели фотоаппаратов часто выпускались в различных модификациях, не предусмотренных техническими условиями на фотоаппарат: с другими объективами, с измененными конфигурациями отдельных деталей и самим их расположением, с добавлением или, наоборот, изъятием той или иной детали, с измененной шкалой скоростей действия затвора, с небольшим изменением внешнего вида аппарата и т. п. Некоторые модели советских фотокамер, как например заркальная фотокамера «Старт» — долгое время одна из лучших по техническому оснащению и конструктивным решениям, сегодня незаслуженно забыты, поэтому им уделено особое внимание.

Фотоаппараты с пружинным механизмом.

Весьма интересную конструктивную разновидность представляли фотоаппараты с пружинным заводным механизмом. При заведенной пружине этот механизм после каждой съемки автоматически переводит пленку на один кадр и взводит затвор, освобождая фотографа от совершения этих операций. Такие фотоаппараты позволяют вести съемки с предельно короткими интервалами. Одним из фотоаппаратов подобного типа является советский аппарат «Ленинград».

Двухформатные фотоаппараты.

Некоторые широкопленочные фотоаппараты снабжены несложным устройством, позволяющим производить на одной и той же пленке съемку в двух разных форматах, например 6X6 и 6X9 см. Устройство это состоит из дополнительной кадровой рамки, которая вставляется в аппарат, и двух наблюдательных окон на задней стенке корпуса камеры. Такими, в частности, являются фотоаппараты «Москва-4» и «Москва-5».

В описание включены также некоторые модели фотоаппаратов, намечаемые к выпуску, но не выпущенные.

По настоящему достоверной информации в настоящее время уже не существует. Поэтому старайтесь при необходимости проверять информацию на этом сайте и в других источниках!!!

Читаем по теме: миниатюрные фотоаппараты, малоформатные фотоаппараты, крупноформатные фотоаппараты, специальные фотоаппараты, история развития фототехники.

КАК СОЗДАВАЛАСЬ КНИГА

  Волею судьбы эта уникальная книга, посвященная фотоаппаратостроению в СССР, появилась в Беларуси. Ее авторы — Сергей Кочергин, Виктор Суглоб и Гри­горий Шатерник. Душой творческого коллектива стал Виктор Суглоб — профессиональный фотограф и кол­лекционер. Вместе с Григорием Шатерником он создал единственный в Беларуси частный музей-галерею "Мир фото".

Какие фотоаппараты выпускались в СССР

Уникальная личная коллекция Виктора Суглоба составляет более 1000 фотокамер, из них редчайшие — экспериментальный фотоаппарат "Зенит-ЕТм", "Ви­зит", исключительно редкая камера "Алмаз-102-250", а также "Зенит-АМ" (БЕЛОМО), "Зенит-11" (из серии 4,5, 6,11), "Фотоснайпер" (БЕЛОМО).

  Авторы посвятили почти 10 лет поиску и описа­нию советской фототехники. Это было время поездок и встреч с коллекционерами из Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова, знакомств с кон- -структорами и людьми, собиравшими фототехнику.

  Так разыскивался материал для книги и попол­нялась одна из самых крупных коллекций советских и российских фотоаппаратов на территории СНГ, а мо­жет быть, и всей Европы.

  Еще в 1990-е годы Виктор Суглоб познакомился с французским фотографом Valia Ouvrier. Впервые v встретились они на лыжном курорте в Минераль­ных Водах. Когда-то Valia Ouvrier учился в СССР, и по-русски говорил прекрасно. Он рассказал Виктору о своем друге и единомышленнике Jean Loup Princelle и посвятил в грандиозные планы. Французы готовили к выходу книгу "300 Leica copies". Виктор, человек от­зывчивый и увлекающийся, предложил свою помощь. Как итог — в книгу, появившуюся на свет в 1990 году, включен ряд материалов, предоставленных Виктором Суглобом.

Когда он в следующий раз встретился с Jean Loup Princelle в Париже, тот рассказал об очередном замыс­ле: готовился к изданию каталог "MADE IN USSR. The authentic guide to Russian and soviet cameras" ("СДЕ­ЛАНО В СССР. Достоверный справочник по русским и советским камерам"). Виктор снова предложил свое содействие.

  Порой поиск материалов в СНГ напоминал детектив. Так, только благодаря своему другу Виктору Сирошу Суглоб смог попасть на харьковский завод, выпускаю­щий "ФЭДы". С руководством о посещении предпри­ятия договорились, а охрану почему-то предупредить не успели. И вот идет Виктор по территории завода и несет два фотоаппарата для пересъемки. Ни дать ни взять — шпион. На него набросилась охрана. Из­била, заломала руки, и только потом поступил звонок "сверху". Что ж, бывает — производство-то секретное.

  Это знаменитое в советское время предприятие было основано на базе колонии беспризорников известным педагогом Антоном Макаренко. Виктору Суглобу уда­лось познакомиться с одним из бывших воспитанников колонии, впоследствии конструктором фотоаппара-тов "ФЭД-2", "ФЭД-2 стерео", "Заря" (1, 2, 3) Дмитрием 

Умрихиным. Конструктор поделился воспоминания­ми. Во время войны завод был эвакуирован в сибир­ский город Бердск. Среди заводчан находились и такие, которые не хотели идти на фронт. Чтобы откупиться от военкомата, они предлагали высокому начальству взятку в виде кабаньего или лосиного мяса, а в прида­чу — фотоаппарат, вынесенный с производства. Часто на нём гравировалась дарственная надпись.

 Один из таких фотоаппаратов Дмитрий Умрихин подарил музею "Мир фото". Это "ФЭД" 1943 года вы­пуска с литерами "МИК".

В 1995 году книга Jean Loup Princelle была издана и имела мировой успех у коллекционеров и любителей фотографии. Во втором издании, вышедшем в 2004 году, автор написал, что книга посвящается "…моим русским друзьям, помогавшим мне не щадя сил…".

"Если этим занимаются в Париже, почему бы и нам в Минске не издать свой каталог для коллекционеров? — подумал Виктор. — Тем более что когда-то в Белоруссии производился каждый четвертый фотоаппарат СССР". Дело оставалось за малым — нужны были единомыш­ленники. И такие люди вскоре нашлись.

Вторым членом будущего авторского коллектива стал партнер Виктора по бизнесу Григорий Шатерник, который вначале сомневался в успехе предстоящей ра­боты. Но случай, произошедший в Москве на Новом Арбате, убедил его. В небольшом киоске, где продава­лись раритетные фотоаппараты, лежала и книга Jean Loup Princelle. Продавец бойко сообщил, что прекрасно знает авторов, в том числе и Суглоба. Виктор достал па­спорт. Продавец оплошал. Но на Григория наличие кни­ги на Новом Арбате произвело сильное впечатление.

Состоявшееся в 1998 году знакомство с Сергеем Кочергиным, серьезно увлеченным историей фотоап- паратостроения в СССР обладателем крупной коллек­ции советских фотоаппаратов, стало отправной точкой в принятии решения о создании подробного каталога.

Вот что сказал Виктор о Сергее Кочергине: "Он словно золотоискатель просеивает тонны непроверен­ной информации, чтобы найти золотую крупицу объ­ективного факта". Без его педантичной и скрупулезной работы могло и не быть данного каталога.

Так сформировался авторский коллектив. С этого момента начались активный сбор информации и поиск малосерийных и редких моделей.

В 2007 году при очередной встрече с Jean Loup Princelle и Valia Ouvrier Виктор сообщил им о собран­ном материале и планируемом к изданию каталоге фо­тотехники советского периода (1929-1991 гг.). Фран­цузы поддержали этот проект и отказались от третьего издания своей книги.

Интересен эпизод поиска редкой белорусской каме­ры "Ракурс-670". Виктор обзванивал людей, которые хоть что-то могли знать о ней. И вот на 13-й день на­шелся человек, участвовавший когда-то в сборке фото­аппарата, были у него и фотографии данной модели.

Советские фотоаппараты

Проникновение фотографии в Россию пробудило изобретательскую мысль отечественных фотографов. Так, московский фотограф А. Ф. Греков, увлекшийся дагерротипией, начал изготовлять для продажи деревянные камеры-обскуры простейшей конструкции. Вместе с тем он сумел усовершенствовать и саму дагерротипию как процесс, устранив блеск, ухудшавший качество снимков, путем гальванического серебрения медной пластинки, на которой получается дагерротипное изображение. Иодосеребряный слой в этом случае создавал более стойкое изображение, передающее без искажений соотношение светотени объекта съемки. Это новшество в дагерротипии высоко оценил Араго. В 1840 году он сообщил о нем в Парижской Академии наук и продемонстрировал снимки Грекова.

Талантливым изобретателем был Леон Варнерке, по национальности поляк, в юности живший в Петербурге, а в 1863— 1864 годы принимавший активное участие в польском восстании. Его настоящее имя — Владислав Малаховский. В 1881 году за заслуги в области фотографии он был награжден Королевским фотографическим обществом Великобритании «Медалью Прогресса». Варнерке впервые создал катушечный фотоаппарат с роликовой кассетой для фотографирования на съемный бромосеребряный коллодионный слой, нанесенный на желатинированную бумажную ленту.

Первые советские фотоаппараты появились в 30-х годах, но наиболее широкое развитие советское фотоаппаратостроение получило только во второй половине двадцатого века. Не считая экспериментальных образцов, выпущенных небольшими партиями, советская промышленность выпустила уже к 60-м годам более 45 моделей фотоаппаратов. За этот же период были сняты с производства, как устаревшие, 14 моделей, и уже через 15 лет после окончания Великой отечественной войны в продаже находилось более 30-ти моделей фотоаппаратов разного класса.


Для многих в СССР
фотоаппарат был
лучшим другом

Каждой оригинальной модели, существенно отличающейся от других, присваивали то или иное название, которое в большинстве случаев условно. Модернизированные или видоизмененные модели обычно сохраняли свое прежнее название, к которому добавлялся порядковый номер или буква (например, «Любитель-2», «Москва-5», «Зоркий-6», «Киев-4А» и т. д.). Это означает, что аппарат сохранил свой формат и прежние конструктивные особенности, но он незначительно изменен или к нему добавлены какие-то новые устройства.

Из всех условных обозначений только буква «С», прибавленная к названию некоторых аппаратов, имеет конкретный смысл. Она означает что данный аппарат был снабжен синхроконтактом, в отличие от предыдущей модели, на которой этого устройства не было (например, «Зенит» и «Зенит-С»). Однако это еще не означает, что новая модель отличается от прежней только этим.

Одновременно с синхроконтактом в аппарат могли быть внесены и другие добавления и изменения.

Все остальные буквенные и цифровые обозначения обычно указывают на хронологическую последовательность конструктивных изменений данной модели. Так, например, название «Москва-5» показывает, что данный аппарат является пятой модификацией аппарата типа «Москва», Однако это не всегда означает, что чем выше порядковый номер модели, тем она технически более совершенна. Бывает и наоборот. Так, модель «Зоркий-6» технически менее совершенна, чем модель «Зоркий-4». Не следует поэтому при оценке фотоаппарата руководствоваться подобными обозначениями как признаком совершенства аппарата. Следует точно знать, в чем заключается разница между данной и предшествующей ей моделями.

В настоящем разделе приводятся подробные описания и основные технические характеристики советских фотоаппаратов. Ассортимент фотоаппаратов в СССР был нестабилен. Он постоянно менялся. Кроме того, одни и те же модели фотоаппаратов часто выпускались в различных модификациях, не предусмотренных техническими условиями на фотоаппарат: с другими объективами, с измененными конфигурациями отдельных деталей и самим их расположением, с добавлением или, наоборот, изъятием той или иной детали, с измененной шкалой скоростей действия затвора, с небольшим изменением внешнего вида аппарата и т. п. Некоторые модели советских фотокамер, как например заркальная фотокамера «Старт» — долгое время одна из лучших по техническому оснащению и конструктивным решениям, сегодня незаслуженно забыты, поэтому им уделено особое внимание.

Фотоаппараты с пружинным механизмом.

Весьма интересную конструктивную разновидность представляли фотоаппараты с пружинным заводным механизмом. При заведенной пружине этот механизм после каждой съемки автоматически переводит пленку на один кадр и взводит затвор, освобождая фотографа от совершения этих операций. Такие фотоаппараты позволяют вести съемки с предельно короткими интервалами.

История советского фотоаппарата

Одним из фотоаппаратов подобного типа является советский аппарат «Ленинград».

Двухформатные фотоаппараты.

Некоторые широкопленочные фотоаппараты снабжены несложным устройством, позволяющим производить на одной и той же пленке съемку в двух разных форматах, например 6X6 и 6X9 см. Устройство это состоит из дополнительной кадровой рамки, которая вставляется в аппарат, и двух наблюдательных окон на задней стенке корпуса камеры. Такими, в частности, являются фотоаппараты «Москва-4» и «Москва-5».

В описание включены также некоторые модели фотоаппаратов, намечаемые к выпуску, но не выпущенные.

По настоящему достоверной информации в настоящее время уже не существует. Поэтому старайтесь при необходимости проверять информацию на этом сайте и в других источниках!!!

Читаем по теме: миниатюрные фотоаппараты, малоформатные фотоаппараты, крупноформатные фотоаппараты, специальные фотоаппараты, история развития фототехники.

Германия дала нам марки Leica, Zeiss, Voiglander и Rollei. В Швеции есть Hasselblad. В Японии — Canon, Nikon, Pentax, Sony и Olympus. Если вы фотограф, вам известны эти марки. Скорее всего, у вас есть камера или линзы одного или нескольких из этих производителей. Но в мире камер есть и темная лошадка: Россия и бывшие страны Советского союза производили и производят хорошие камеры. Интригующе! Эта продукция может принести невероятную пользу.

В этом уроке я приведу краткую историю камер, опишу главные доступные сейчас марки, а также расскажу об объективах.

Фотография ниже сделана на фотоаппарат Зоркий 4К. Не волнуйтесь, я расскажу ниже, что это такое.

Краткая история

Сперва я уточню, что слово «российский» я использую для обозначения всего разнообразия камер, производившихся в России и СССР, а затем в странах бывшего СССР после его распада в 1991 году. Слово это использую для удобства, не вдаваясь в большие подробности.

Итак, большая часть производства российских камер появилась после Второй Мировой Войны. Германия — центр производства фототехники — раскололась на части. Одна из них была под контролем России. Множество немецких компаний принудили отказаться от своих патентов и разработок. Поэтому в России начали производить копии известных немецких камер или их аналоги. Некоторые из них были великолепны, другие — наоборот, из-за недостаточного контроля качества.

Преимущества знакомства с российскими камерами

Первое, что заметно на рынке этих камер, что в первую очередь привлекает в них — это цена. Они невероятно доступны. Камера марки Leica 1960 года может стоить 600$, Зоркий или ФЭД того же периода — 80$. То же относится и к объективам.

Сначала я хотел приобрести камеру с дальномером, но Leica, Contax, Zeiss и даже новая Voigtlander очень дороги. Поискав в интернете, я наткнулся на широкий выбор камер, о которых я раньше даже не слышал. Так началось мое знакомство российской фототехникой.

Я всегда ищу пользу и выгоду. Хочу заявить: некоторые из российских фотоаппаратов — лучшие в мире! Фотография, представленная ниже, сделана с помощью Ломо ЛК-А.

Марки

Существует множество типов и марок российских камер и объективов. Все они — пленочные. Но продолжайте читать, любители цифровых технологий. Многие люди пользуются объективами из России с адаптерами для своих цифровых камер, потому что объективы эти уникальны.

Помните: марка — не то же самое, что производитель. Несколько марок, которые я приведу ниже, произведены одним предприятием. Иногда одно предприятие производит только одну марку.

Зенит

Зенит — 35 миллиметровая SLR камера; о Зените слышали многие. Зенит производится на Красногорском Механическом заводе имени С.А.Зверева, как и некоторые другие марки, о которых я расскажу. Позже эта марка перешла к БелОМО. Информацию о ней трудно найти на английском, но купить продукцию можно.

Старые Зениты очень тяжелые и очень просто сделаны. В России большое внимание уделяют простоте ремонта, предпочитая ее первоначальному качеству. Не могу говорить за всех, но, по моему мнению, надежность многих камер представляет большую проблему. У Зенита много вариантов, самый известный — Зенит Е, произведен в 12 миллионах экземпляров. Позже для Зенита использовали крепление для объективов Pentax-E.

Зоркий

Зоркий, особенно модель 4К — мой любимая камера из России. Классический дизайн и очевидная высокая надежность делают Зоркий победителем в моем списке. Он также производился на КМЗ и изначально представлял собой непосредственную копию Leica II, вплоть до событий Второй Мировой Войны, о которых шла речь выше. Но Зоркий продолжали производить и разработали его собственные уникальные разновидности.

Как и Leica, Зоркий — это дальномерные камеры. Первые Зениты SLR были подобием Зоркого. Его больше не производят, но купить можно в интернете всего за 30$. При съемке слышен неповторимый звук из-за резинового затвора; большинство камер в то время были с тканевым затвором.

ФЭД

ФЭД — дальномерный фотоаппарат, также изначально бывший копией Leica II. Но у ФЭД было свое предприятие, производившее технику еще до начала Второй Мировой войны. История его очень интересна: основано оно было на территории современной Украины и в тридцатые годы двадцатого века производило ограниченную серию камер для секретных агентов Сталина.

У ФЭД и у Зоркого крепление для объектива М39, известное как резьбовое соединение Leica или LTM. Теоретически,и для ранних Leica, и для ФЭД, и для Зоркий подходят одни и те же объективы. Я говорю теоретически, так как контроль качества в СССР был настолько слабым, что иногда камера и объектив просто не подходили друг другу.

Москва

Москва — также продукция Красногорского Механического Завода. Москва отличается от вышеописанных фотоаппаратов, так как использует среднеформатную пленку. На такую камеру очень хорошо снимать, если пленка среднеформатная. Многие модели Москвы имеют дальномер и позволяют снять негатив размером 6х9см. Такой тип фолдинг-камеры был очень популярен, производили его многие компании, так появились знаменитые Zeiss Nettar и Kodak Autographic.

Самая большая проблема таких фотоаппаратов — мехи. Эта деталь очень хрупкая, независимо от производителя. Жара, влажность длительное использование портят их. Проверить на наличие дыр и потертостей мехов можно светом вспышки в темной комнате.

Москва — мобильный и легкий в использовании фотоаппарат, а некоторые фотографии в формате 6х9 см побьют своим разрешением многие цифровые камеры. Складная камера — моя любимая вещь для съемки на среднеформатную пленку.

Горизонт

Горизонт — один из немногих пленочных фотоаппаратов, умеющий делать то, что цифровые камеры только имитируют и делают это плохо. Горизонт — камера с вращающимся объективом, произведено много его моделей. Он делает панорамные фотографии: объектив вращается и сканирует кадр через щель. Результаты потрясающие.

Вариантов этой камеры больше 120, но КМЗ сейчас производит всего 2 модели. В США доступны Горизонт Компакт и Горизонт Перфект.

Сканеры в СССР — как всё начиналось

Модели более старые сделаны из металла и имеют те же качества, как и другие камеры (преимущество простоты над качеством). Современные модели изготовлены из пластика, но более надежны.

ЛОМО

Предприятие ЛОМО пользовалось популярностью благодаря Ломографическому обществу, которое продавало большое разнообразие камер по всему миру. Предприятие ЛОМО все еще существует в Санкт-Петербурге, но производит в основном военное и медицинское оптическое оборудование.

Камеры марки Ломо, такие как ЛК-А, часто производились в Китае Ломографическим обществом, работающим близко с самим ЛОМО. Самые популярные камеры — Ломо Компакт-Автомат и Любитель, двухобъективный зеркальный фотоаппарат. Обе модели производятся Ломографическим обществом.

Мне кажется, Ломо Компакт-Автомат — забавная, качественная и уникальная камера. С ее помощью можно добиться профессиональных результатов, но почти полностью пластмассовая конструкция немного пугает.

Киев

Киев — марка фотоаппаратов, производившихся объединением «Арсенал» в Киеве, Украина. Это объединение просуществовало 245 лет, пока тихо не закрылось в 2008 году. Камеры и объективы до сих пор продаются через старого дистрибьютора, но, похоже, это старые запасы, а не производство новых.

Существуют три важных модели фотоаппаратов Киев. Первая — Киев-88, среднеформатный зеркальный фотоаппарат, смодулированный после первых Hasselblad. Киев-60 тоже среднеформатная зеркалка, но выглядит как большая традиционная зеркальная камера. Наконец, Киев-4 — 35-милиметровый дальномерный фотоаппарат, но это скорее копия Contax, чем копия Leica.

«Киев» производил много других 35-миллиметровых зеркальных фотоаппаратов с дальномерами. Киев-88 особенно страдает от недостаточного контроля качества и часто продается компаниями предварительно отремонтированным за 500$. Говорят, фотоаппараты марки Киев изготавливались как предварительно собранные модели, над которыми еще нужно было хорошо поработать: это не те готовые изделия для потребителей прямо из коробки, к которым мы привыкли.

Объективы

Существует очень много российских объективов. Почти каждое предприятие в России, производившее камеры, производило и собственные объективы. Хотя ими пользуются в основном поклонники фотопленки, объективы со специальными адаптерами покупают и для цифровых зеркальных фотоаппаратов. Низкая цена и часто превосходное качество объективов делают их чудесной альтернативой тратам на дорогие аналоги.

КМЗ производил объективы Юпитер для своих дальномерных фотоаппаратов, самые известные — Юпитер 8 (50мм f/2). Также для Зенита существовали объективы Гелиос, самый невероятный из них — Гелиос 40 (85мм f/1.5). ФЭД делал Индустар. Индустар 22/50, разборный объектив, держащий марку перед соперниками.

Наконец, киевский «Арсенал» производил Арсат. Их 35миллиметровый f/2.8 шифт-объектив — очень недорогая альтернатива современным шифт-объективам. Фотография ниже сделана с использованием Индустар.

Надеюсь, сегодня вы узнали что-то новое. Но как любитель камер из России, прошу вас, не рассказывайте о них всем своим друзьям, чтобы они не бросились покупать и не подняли бы тем самым цены.

Фототехника в России производилась с совершенно другими приоритетами, нежели у большинства компаний. Найдите ту технику, которая будет работать, а это случается чаще, чем кажется — и она будет работать вечно.

Даже если вы откажетесь от пленки в пользу цифровых технологий, объективы — прекрасная идея, и, по доброй русской традиции, всегда можно взять дело в свои руки и отремонтировать их при поломке. Попробуйте!

Если и есть производители, не выпускающие цифровой техники,
то им недолго осталось претендовать на роль производителей…

Гарри Сиикала, Canon. 1)

Цифровой фотоаппарат

Цифровой фотоаппарат — фотоаппарат, использующий электронные средства фиксации изображения — различного типа светочувствительные сенсоры — с последующей оцифровкой и программной обработкой полученной информации.

Разрабатывались ли на КМЗ цифровые фотоаппараты?

Вопрос о желательности начала разработки цифровой потребительской фототехники поднимался уже с начала, а достаточно регулярно — с середины девяностых годов XX века, но в отсутствии серьёзной поддержки, далее планов, как правило, дело не шло.

Из года в год в планах значились два предполагаемых «проекта»: ЗЕНИТ-DS и ЗЕНИТ-DC:

ЗЕНИТ-DS

ЗЕНИТ-DS павильон, по замыслу, представлял собой цифровую фотографическую установку «высокого» разрешения стационарного типа (в комплекте с персональным компьютером, DS = Digital Stationary) — фактически видеокамеру с системой оцифровки и ввода изображения в компьютер.

В 1993 году одним зеленоградским предприятием по заказу отделения фототехники НТЦ КМЗ был разработан пилотный лабораторный образец фотоаппарата DS чёрно-белого 2) изображения, представляющий собой матрицу с объективом, тестовую систему обработки изображения на микропроцессоре Z80 (фирмы Zilog) в отдельном корпусе со стационарным электропитанием и интерфейсом к персональному компьютеру. Программа получения изображений работала в операционной системе MS DOS, использовался собственный формат графических файлов без сжатия. После передачи лабораторного образца в НТЦ предметного развития этой темы далее не последовало.

А.Е. Юдин — руководитель лаборатории электроники отделения фототехники НТЦ КМЗ.
Фото сделано прототипом цифровой фотокамеры DS
в феврале 1997 года

ЗЕНИТ-DS всегда планировался первым, так как было понятно, что даже если, несмотря на все сложности, что-то и удастся создать, то это «что-то», основанное на сугубо отечественной элементной базе, будет достаточно громоздким для носимого использования. Поэтому, ЗЕНИТ-DS был фактически запланирован как тестовый макет для последующих работ по уменьшению конструктива в рамках другой задачи — создания компактного ЗЕНИТа-DC.

ЗЕНИТ-DC

ЗЕНИТ-DC электрон, по замыслу, представлял собой цифровой компактный фотоаппарат (DC = Digital Compact), с не очень ясным обликом, конкретизация которого откладывалась на неопределённое будущее. Планируемые, довольно общего плана характеристики аппаратов, год из года постоянно менялись, пытаясь отслеживать стремительное развитие этого вида техники в мире.

К концу 1990-х годов стало окончательно ясно, что чисто отечественное производство цифровой фототехники из-за развала радиоэлектронной промышленности России — уже невозможно, равно как бессмысленно продолжать ожидать помощи от Государства (на НИОКР по проектам DS и DC государственные органы долгое время обещали дать финансирование). Выход из сложившейся ситуации виделся теперь уже только в сотрудничестве с зарубежными фирмами и только на взаимовыгодной основе, т.к. финансовых возможностей покупки лицензий и технологий у предприятия не было (не говоря уже о том, что продажа подобных технологий российскому производителю практически была нереальна, см. примечание 2).

Проекты начала 2000-х годов

С декабря 2002 года в Научно-техническом центре велась работа по созданию блоков объективов для цифровых фотокамер (блок — объектив с приводами: диафрагмы, фокусировки и зумирования) в кооперации с болгарскими разработчиками электроники, закончившаяся в начале 2004 года. Было создано два блока: для матриц на 3 и 5Мп. Блоки экспонировались на выставке Photokina-2004. На базе этих компонентов планировалось, с добавлением полученной по кооперации электронной начинки, создание двух цифровых компактных камер. Последние предлагаемые названия их были: «Зенит-603» (603DF) и «Зенит-605» (605DF).

Зенит-605, дизайн-проект

Последним проектом, который разрабатывался в отделении фототехники НТЦ по ноябрь 2004 года, был цифровой зеркальный фотоаппарат, названный «ЗЕНИТ-408» (ЗЕНИТ-408DF или 408DC). Конструктивно основанный на базе серийных плёночных фотоаппаратов 12-й линии со шторным затвором, он должен был нести 8 Мп полноразмерную (24×36 мм) составную матрицу иностранного 3) производства. Присоединение объектива M42×1/45,5 позволяло использовать всю накопленную фотолюбителями массу резьбовой сменной оптики и приспособлений для зеркальных камер, давая ей новую жизнь.

ЗЕНИТ-408, дизайн-проект 4)

Все работы по цифровой фототехнике были прекращены по решению Совета директоров на ноябрьском и декабрьском заседаниях Совета 2004 года. В начале 2005 года отделение фототехники НТЦ КМЗ было ликвидировано, а к середине года — закрыта или перепрофилирована на выпуск нефототехнической продукции и вся производственная база завода (за исключением выпуска панорамных камер).

В 2006–2007 годах несколько раз поднимался вопрос о возобновлении работ по потребительской фототехнике, в начале июня 2007 года такое решение было принято, некоторые работы начались, однако, уже по прошествии многих лет, всё по-прежнему остается достаточно неопределённым…

К потребительской фототехнике, конечно же, нельзя отнести наблюдательный прибор с гироскопической стабилизацией изображения и возможностью фотофиксации ЦФР — это сугубо специальная фототехника.
На выставке Photokina в Кёльне в сентябре 2010 года был продемонстрирован другой специальный фотоаппарат — совместный с итальянской фирмой Silvestri панорамный Horizon-D-L3. Однако, приостановленный в середине года проект однообъективного зеркального ЗЕНИТа-Z1 (функциональный макет 6) которого был публично показан во время заводского «Дня открытых дверей» на праздновании Дня Победы 9 мая 2010 года) в экспозицию включён не был.

Горизонт D-L3, показанный на Photokina-2010

ЗЕНИТ-Z1, функциональный макет

Текущее состояние дел

На вопрос «Разрабатывались ли после 2014 года в ПАО Красногорский завод им. С.А. Зверева цифровые фотокамеры и каково текущее состояние дел?» — ответ короток и прост: нет. Все анонсы, планы и т.п., связанные с разработкой цифровых фотоаппаратов, которые появлялись в СМИ начиная с ноября 2014 года и позже, к разработкам Красногорского завода прямого отношения не имели и не имеют.
Сказанное также относится и к представленной в сентябре 2018 года на выставке Photokina перелицованной компанией SmirnovDesign дальномерной цифровой камере Leica-M (typ 240) под названием «Zenit-M» 7). В данном случае российская сторона фактически выступает только как покупатель фотокамер немецкого производства, маркированных товарным знаком предприятия.

Зоркий-M, дизайн-предложение КМЗ, один из вариантов графического оформления

Примечания:

1) — Эпиграф цитируется по еженедельнику «Компьютерра» № 14 (439) от 16.04.2002 г., стр. 19. Harri Siikala на момент цитаты — маркетинг-менеджер фото- и видеопродукции Canon North-East Oy.
2) — Изначально вопрос о цветном изображении ставился только теоретически, т.к. срок действия основного патента по конструкции цветной матрицы (т.н. «матрица Байера», патент США 3.971.065) к тому времени ещё не истёк, а каких-либо возможностей лицензирования не было — данные технологии продолжали и далее, несмотря на прекращение деятельности КОКОМа в 1994 году, входить в перечни товаров и технологий, не подлежащих экспорту в Россию.
3) — Израильского.

4) — Очень часто увидевшие эскиз ЗЕНИТа-408 недоумевают: зачем камере курок, ведь она же цифровая, там же нет плёнки?.. То, что это обстоятельство не освобождает от необходимости взводить затвор — почему-то забывается…
Цифровой Epson R-D1 5) — тоже с ручным взводом затвора…

5) — Дальномерный цифровой фотоаппарат Epson R-D1 был анонсирован в марте 2004 года. Производство продолжалось до 2007 года. Фотография фотокамеры взята с сайта www.dpreview.com.

6) — Образцы ЗЕНИТа-Z1 были экспериментальными работающими макетами, лишь выглядевшими как «нормальные» фотоаппараты, для чего были заключены в условные корпуса.
(Что касается Горизонта-D-L3, то образцы этого панорамного фотоаппарата, имевшие корпуса, выполненные методом т.н.

Фотоаппараты СССР

трёхмерного прототипирования, в появившихся сразу же после окончания выставки интернет-откликах по странной причине были названы «неработающими пластмассовыми» или даже «деревянными» моделями…)
7) — Такой же по начертанию индекс («ЗЕНИТ-М», но буква «М» — кириллическая) первоначально носил проект фотоаппарата ЗЕНИТ-15 (БЛ3.822.066, 1969 год), а также один из вариантов модернизации ЗЕНИТа-Е.

Ссылки по теме:

Введение в цветовые пространства — проект «Вопросы цифровой фотографии»
Из доклада В. Потелова, Технического директора КМЗ на заседании Совета директоров 24.11.2004 г.

Сделано в Европе, или Очередной клип неизвестного автора — статья С. Леонова в журнале «Компьютерра» № 48 (473) от 10.12.2002 г., стр. 44.

КАК СОЗДАВАЛАСЬ КНИГА

  Волею судьбы эта уникальная книга, посвященная фотоаппаратостроению в СССР, появилась в Беларуси. Ее авторы — Сергей Кочергин, Виктор Суглоб и Гри­горий Шатерник. Душой творческого коллектива стал Виктор Суглоб — профессиональный фотограф и кол­лекционер. Вместе с Григорием Шатерником он создал единственный в Беларуси частный музей-галерею "Мир фото". Уникальная личная коллекция Виктора Суглоба составляет более 1000 фотокамер, из них редчайшие — экспериментальный фотоаппарат "Зенит-ЕТм", "Ви­зит", исключительно редкая камера "Алмаз-102-250", а также "Зенит-АМ" (БЕЛОМО), "Зенит-11" (из серии 4,5, 6,11), "Фотоснайпер" (БЕЛОМО).

  Авторы посвятили почти 10 лет поиску и описа­нию советской фототехники. Это было время поездок и встреч с коллекционерами из Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова, знакомств с кон- -структорами и людьми, собиравшими фототехнику.

  Так разыскивался материал для книги и попол­нялась одна из самых крупных коллекций советских и российских фотоаппаратов на территории СНГ, а мо­жет быть, и всей Европы.

  Еще в 1990-е годы Виктор Суглоб познакомился с французским фотографом Valia Ouvrier. Впервые v встретились они на лыжном курорте в Минераль­ных Водах. Когда-то Valia Ouvrier учился в СССР, и по-русски говорил прекрасно. Он рассказал Виктору о своем друге и единомышленнике Jean Loup Princelle и посвятил в грандиозные планы. Французы готовили к выходу книгу "300 Leica copies". Виктор, человек от­зывчивый и увлекающийся, предложил свою помощь. Как итог — в книгу, появившуюся на свет в 1990 году, включен ряд материалов, предоставленных Виктором Суглобом.

Когда он в следующий раз встретился с Jean Loup Princelle в Париже, тот рассказал об очередном замыс­ле: готовился к изданию каталог "MADE IN USSR. The authentic guide to Russian and soviet cameras" ("СДЕ­ЛАНО В СССР. Достоверный справочник по русским и советским камерам"). Виктор снова предложил свое содействие.

  Порой поиск материалов в СНГ напоминал детектив. Так, только благодаря своему другу Виктору Сирошу Суглоб смог попасть на харьковский завод, выпускаю­щий "ФЭДы". С руководством о посещении предпри­ятия договорились, а охрану почему-то предупредить не успели. И вот идет Виктор по территории завода и несет два фотоаппарата для пересъемки. Ни дать ни взять — шпион. На него набросилась охрана. Из­била, заломала руки, и только потом поступил звонок "сверху". Что ж, бывает — производство-то секретное.

  Это знаменитое в советское время предприятие было основано на базе колонии беспризорников известным педагогом Антоном Макаренко. Виктору Суглобу уда­лось познакомиться с одним из бывших воспитанников колонии, впоследствии конструктором фотоаппара-тов "ФЭД-2", "ФЭД-2 стерео", "Заря" (1, 2, 3) Дмитрием 

Умрихиным.

Фотоаппараты СССР (22 фотографии)

Конструктор поделился воспоминания­ми. Во время войны завод был эвакуирован в сибир­ский город Бердск. Среди заводчан находились и такие, которые не хотели идти на фронт. Чтобы откупиться от военкомата, они предлагали высокому начальству взятку в виде кабаньего или лосиного мяса, а в прида­чу — фотоаппарат, вынесенный с производства. Часто на нём гравировалась дарственная надпись.

 Один из таких фотоаппаратов Дмитрий Умрихин подарил музею "Мир фото". Это "ФЭД" 1943 года вы­пуска с литерами "МИК".

В 1995 году книга Jean Loup Princelle была издана и имела мировой успех у коллекционеров и любителей фотографии. Во втором издании, вышедшем в 2004 году, автор написал, что книга посвящается "…моим русским друзьям, помогавшим мне не щадя сил…".

"Если этим занимаются в Париже, почему бы и нам в Минске не издать свой каталог для коллекционеров? — подумал Виктор. — Тем более что когда-то в Белоруссии производился каждый четвертый фотоаппарат СССР". Дело оставалось за малым — нужны были единомыш­ленники. И такие люди вскоре нашлись.

Вторым членом будущего авторского коллектива стал партнер Виктора по бизнесу Григорий Шатерник, который вначале сомневался в успехе предстоящей ра­боты. Но случай, произошедший в Москве на Новом Арбате, убедил его. В небольшом киоске, где продава­лись раритетные фотоаппараты, лежала и книга Jean Loup Princelle. Продавец бойко сообщил, что прекрасно знает авторов, в том числе и Суглоба. Виктор достал па­спорт. Продавец оплошал. Но на Григория наличие кни­ги на Новом Арбате произвело сильное впечатление.

Состоявшееся в 1998 году знакомство с Сергеем Кочергиным, серьезно увлеченным историей фотоап- паратостроения в СССР обладателем крупной коллек­ции советских фотоаппаратов, стало отправной точкой в принятии решения о создании подробного каталога.

Вот что сказал Виктор о Сергее Кочергине: "Он словно золотоискатель просеивает тонны непроверен­ной информации, чтобы найти золотую крупицу объ­ективного факта". Без его педантичной и скрупулезной работы могло и не быть данного каталога.

Так сформировался авторский коллектив. С этого момента начались активный сбор информации и поиск малосерийных и редких моделей.

В 2007 году при очередной встрече с Jean Loup Princelle и Valia Ouvrier Виктор сообщил им о собран­ном материале и планируемом к изданию каталоге фо­тотехники советского периода (1929-1991 гг.). Фран­цузы поддержали этот проект и отказались от третьего издания своей книги.

Интересен эпизод поиска редкой белорусской каме­ры "Ракурс-670". Виктор обзванивал людей, которые хоть что-то могли знать о ней. И вот на 13-й день на­шелся человек, участвовавший когда-то в сборке фото­аппарата, были у него и фотографии данной модели.

Добавить комментарий

Закрыть меню