Музыка на виниловых пластинках

Почему лучше слушать музыку на виниловых пластинках

Почему виниловая пластинка?

Почему желательно оригинал с первого отжима или пресса?

Зачем мне оригинал за 1000$, если есть переиздание за 20$?

Собирать винил? Я же не коллекционер…

Зачем мне первый пресс, мне бы музыку послушать

Винил?? Это уже не актуально, это сложно, отнимает много времени!

А что, разве сейчас еще кто-то слушает винил?

Я слушаю музыку только с CD или с компьютера! Виниловая пластинка – там треск и шум, я с детства помню!

И множество подобных вопросов, которые я слышал и слышу от большинства покупателей почти каждый день…  Суть вопросов, обрисовывающих основную проблему, одна:

Люди не хотят слушать музыку, они хотят слушать треки. 

Можете поверить, я продавал и продаю много хороших стерео систем на протяжении последних 15 лет, стоимостью  от нескольких десятков до несколько сотен тысяч долларов. К сожалению, большинству покупателей нужна лишь техника и акустика от каких-нибудь именитых мировых брендов, да чтобы подороже и покрасивее. А послушать на всем этом великолепии можно и болванки CD, перезаписанные у друга, или новодельные пластинки, записанные с цифры.

Цифровые технологии сегодня задают для общества высокий, иногда просто бешеный ритм жизни. Этот темп навязан искусственно и не является потребностью человеческой природы. Все силы уходят на внешнюю сторону, на поддержание себя частью некоего глобального процесса. На собственную личность и сил, и времени, остается значительно меньше. Как следствие, люди начинают стремиться к упрощению во всем. Применительно к музыке, это предполагает желание иметь все и сразу, быстро и просто – быстро скачал или купил, быстро пробежался по трекам, быстро накидал плейлист, быстро послушал. Быстро, быстрее, еще быстрее…

Ушло целое, остались части. Фрагменты, которые как перепутанная мозаика, никак не складываются в гармоничную картину…

Фрагментарность в музыкальном прослушивании стала стремительно распространяться с появлением компакт-диска – первого на бытовом рынке аудионосителя с полным произвольным доступом к любым частям записи. Впервые в звуковоспроизведении появилась возможность составить программу, по которой треки на CD автоматически воспроизводились в определенном порядке (или в неопределенном, например, для режима случайного проигрывания), что для предыдущих носителей – аудиокассет различных форматов и виниловых пластинок – было абсолютно невозможно. Так возникла желательная и нежелательная музыка внутри одного альбома, которая была разделена в восприятии слушателя, но была целостной и неразрывной в сознании исполнителя. Процесс деления был быстр и прост.

И случилось то, что должно было случиться. С появлением CD, люди практически перестали слушать музыку. Они стали слушать отдельные песни, фон и на лету переключать треки с одного на другой с помощью пульта, ведь это так удобно.

Есть и еще одна существенная проблема.

Каким бы высоким ни было качество записи на цифровой носитель, очень многие слушатели, владельцы сколь угодно дорогой цифровой аудиосистемы, отмечают отсутствие тонких положительных эмоций, удовольствия, если хотите, наслаждения, от прослушивания любимых записей. Более того, часто прослушивание цифровых источников вызывает утомление и нежелание дальше слушать музыку. Это отмечается, в основном, теми людьми, кто в силу возраста застал и виниловые, и кассетные, и цифровые проигрыватели, и имеет возможность сравнить звучание одной и той же, хорошо знакомой музыки, с разных носителей.

Почему так происходит?

Запись на виниловой пластинке точно такая же, как и сама музыка при живом исполнении. Запись на виниловый носитель происходит в аналоговой форме – этот линейный непрерывный сигнал, постоянно изменяющийся во времени. Форма звуковой волны записи соответствует оригиналу. Специальный станок для нарезки дорожек также наносит их  в виде непрерывной записи. Перемещение иглы звукоснимателя винилового проигрывателя влево-вправо и вниз-вверх по канавке, обеспечивает считывание левого и правого канала для стерео воспроизведения. Игла как бы идет за плавной и неразрывной волной записи. 

Запись на компакт-диск принципиально иная. Она прерывная, или, как говорят специалисты, дискретная. Цифровая запись разбивает музыку на отдельные части, с фиксацией их амплитуды во времени  и присвоением им определенного цифрового кода-значения в зависимости от числа разрядов (битности). Этот процесс называется квантованием. Для формата компакт-диск было принято решение о выборке 44100 раз в секунду, с разрядностью кодового слова в 16 бит(2 в 16 степени). Параметры не хорошие и не плохие, так уж получилось. На самом деле, основная проблема заключается не в параметрах.

В цифровой форме, звук – это отрезки, как бы статичные кадры, фотографии звука в определенные моменты времени. И какие бы частоты и разрядности не были бы применены в более совершенных, чем компакт-диск, цифровых форматах, нарушена основа сигнала – непрерывность и целостность во времени. При проигрывании, сигнал необходимо собрать в непрерывную форму, сделанную на основе дискретных отрезков. При этом возникают не только потери, связанные с точностью округления до линейной функции, но и возникают некие сигналы, отсутствующие в оригинальной записи.

Как говорит известная, хотя и грубая, пословица, из кролика можно сделать фарш, но из фарша сделать кролика – никогда. Полученную форму нельзя сделать живой.

Подавляющее большинство музыкальных творений, выпущенных на компакт-диске даже знаменитыми студиями и лейблами, не передают никаких эмоций. Особенно это касается записей с преобладанием натуральных музыкальных инструментов. Понятно, что дело здесь не в том, что студии не умеют записывать и издавать музыкальные произведения. Дело в цифре. Компакт-диск  практически полностью убил звук.

Как я уже отмечал, в настоящее время подавляющее  большинство людей слушают не альбомы, а плейлисты из любимых треков и мелодий.

Можете вспомнить, когда вы слушали компакт-диски из вашей коллекции от начала до конца? Пусть не все диски, но большинство?

Музыка С Винила

Я думаю, что это исключительно редкий случай.

Но когда вы слушаете виниловую пластинку, вы испытываете эмоции! И это самое главное. Когда вы слушайте виниловую пластинку, вы не можете оторваться – это увлекает и доставляет удовольствие!

Я не буду рассказывать про современные цифровые форматы — CD,SACD,DVD-Audio, Blu-Ray Audio,DSD,DSF,DXD и прочее,  про высокие параметры  тактовой частоты и битовой разрядности. Для чего? Жизненный потенциал всего этого многообразия практически равен нулю, однако, как продукт массового потребления,  гениален и безупречен. Чем больше форматов, тем больше перевыпусков одного и того же, тем больше люди будут покупать. Как говорил герой Томми Ли Джонса в фильме “Люди в черном”: — “Опять придется заново покупать коллекцию Битлз…”

Особенно тут стараются японские мастера.  Каких только дисков у них нет, и как только они их  не называют! Только купи! А люди верят маркетинговым уловкам и пропаганде, идут  и покупают, а потом ставят на свои полки покупки, забывают о них,  и ждут следующего чудо-релиза, надеясь на него, как на панацею для получения “по-настоящему живого звука”

Люди, которые любят слушать музыку, а не звуки или отдельные треки, возвращаются к виниловых проигрывателям, виниловым пластинкам или катушечным (не кассетным!) магнитофонам.

Но — за последние несколько лет многое изменилось. В мире наступил виниловый бум!

Парадоксально, что в мире современнейших цифровых технологий, происходит резкий возврат к технологическим достижениям  всего лишь второй половины двадцатого века.

Сколько заводов открылось по производству виниловых пластинок, сотни! Виниловые пластинки начали переиздавать. Причем все, кому не лень, и самое главное, якобы только с оригинальных мастер-лент. Куда не посмотри, везде издание прямо с мастер-ленты. Просто чудеса! Хочешь на 45 об/мин., хочешь — на 33,  хочешь в подарочной упаковке с футболкой, а хочешь —  с CD-диском в комплекте. Да с чем угодно, хоть с чертом в ступе, главное, купи!

Конечно же, ни о какой мастер-ленте и речи быть не может, это все лживая реклама и введение покупателя в заблуждение. Переиздание современного винила с оригинальной студийной мастер-ленты – очень редкий случай, все эти релизы известны наизусть, а коллекционеры узнают об этом еще на стадии, когда всего лишь принято решение о подобном процессе…

Музыкальный каталог

Архив песен на виниловых пластинках «Виниловая Лужайка»

Все чаще по радио и телевидению, особенно в последнее время, звучат песни ушедшего от нас столетия. Подчас в неожиданных аранжировках, с применением современных средств обработки звуков и немыслимых «наворотов», за которыми часто теряется вся теплота и добрая живая энергетика, которая была присуща их первоначальному исполнению.

А многие песни второй половины 1950-х — начала 1980-х годов до сей поры и вовсе не изданы на компакт-дисках в надлежащем качестве.

пластинки виниловые слушать онлайн

Поэтому, остается лишь гадать о сохранности архива этого огромного пласта эстрадной музыки.

У каждого из нас с какой либо песней связаны воспоминания о том, ушедшем так далеко времени. Поэтому, что бы хоть как-то сохранить память об этих песнях и не дать им затеряться в море современной музыки, автор сайта-архива «Виниловая Лужайка» и занялся реставрацией звукового материала с уцелевших виниловых пластинок, ставших «звуковым хранилищем» ушедшего времени…


Перейти на сайт песен на виниле «Виниловая Лужайка»

Песни эстрады прошлых лет поют и поныне. Это говорит о том, что песни «неподвластны времени и возрождаются в каждом новом поколении исполнителей и слушателей. В них остается суть характера эпохи, тех движений души, что были присущи героическим, романтическим или трагическим поворотам времени». Конечно появляются различные перепевки вновь возрожденных вокально-инструментальных ансамблей, но далеко не всем удается это сделать так удачно, как например ВИА «Поющие Гитары», «Синяя птица» или «Верные друзья».

Автор сайта отмечает: «Я приверженец того настоящего, "живого" исполнения, а не извлечения звука с помощью всевозможных примочек и компьютеров, поэтому каждой реставрированной песне присущ тот индивидуальный тональный баланс, который был на каждой конкретной пластинке. Всевозможные эквалайзеры и шумоподавители использую по минимуму».

Все песни, неизданные до настоящего времени на компакт-дисках, отреставрированы с помощью программы Cool Edit Pro с максимально сохраненным звучанием оригинала (на сайте имеется ретроархив песен — алфавитный указатель названий и исполнителей). Большая часть предлагаемого на обмен винила в хорошем состоянии, особенно учитывая год выпуска пластинок. Принимаются заказы на реставрацию грампластинок.

Почему лучше слушать музыку на виниловых пластинках

Почему виниловая пластинка?

Почему желательно оригинал с первого отжима или пресса?

Зачем мне оригинал за 1000$, если есть переиздание за 20$?

Собирать винил? Я же не коллекционер…

Зачем мне первый пресс, мне бы музыку послушать

Винил?? Это уже не актуально, это сложно, отнимает много времени!

А что, разве сейчас еще кто-то слушает винил?

Я слушаю музыку только с CD или с компьютера! Виниловая пластинка – там треск и шум, я с детства помню!

И множество подобных вопросов, которые я слышал и слышу от большинства покупателей почти каждый день…  Суть вопросов, обрисовывающих основную проблему, одна:

Люди не хотят слушать музыку, они хотят слушать треки. 

Можете поверить, я продавал и продаю много хороших стерео систем на протяжении последних 15 лет, стоимостью  от нескольких десятков до несколько сотен тысяч долларов. К сожалению, большинству покупателей нужна лишь техника и акустика от каких-нибудь именитых мировых брендов, да чтобы подороже и покрасивее. А послушать на всем этом великолепии можно и болванки CD, перезаписанные у друга, или новодельные пластинки, записанные с цифры.

Цифровые технологии сегодня задают для общества высокий, иногда просто бешеный ритм жизни. Этот темп навязан искусственно и не является потребностью человеческой природы. Все силы уходят на внешнюю сторону, на поддержание себя частью некоего глобального процесса. На собственную личность и сил, и времени, остается значительно меньше. Как следствие, люди начинают стремиться к упрощению во всем. Применительно к музыке, это предполагает желание иметь все и сразу, быстро и просто – быстро скачал или купил, быстро пробежался по трекам, быстро накидал плейлист, быстро послушал. Быстро, быстрее, еще быстрее…

Ушло целое, остались части. Фрагменты, которые как перепутанная мозаика, никак не складываются в гармоничную картину…

Фрагментарность в музыкальном прослушивании стала стремительно распространяться с появлением компакт-диска – первого на бытовом рынке аудионосителя с полным произвольным доступом к любым частям записи. Впервые в звуковоспроизведении появилась возможность составить программу, по которой треки на CD автоматически воспроизводились в определенном порядке (или в неопределенном, например, для режима случайного проигрывания), что для предыдущих носителей – аудиокассет различных форматов и виниловых пластинок – было абсолютно невозможно. Так возникла желательная и нежелательная музыка внутри одного альбома, которая была разделена в восприятии слушателя, но была целостной и неразрывной в сознании исполнителя. Процесс деления был быстр и прост.

И случилось то, что должно было случиться. С появлением CD, люди практически перестали слушать музыку. Они стали слушать отдельные песни, фон и на лету переключать треки с одного на другой с помощью пульта, ведь это так удобно.

Есть и еще одна существенная проблема.

Каким бы высоким ни было качество записи на цифровой носитель, очень многие слушатели, владельцы сколь угодно дорогой цифровой аудиосистемы, отмечают отсутствие тонких положительных эмоций, удовольствия, если хотите, наслаждения, от прослушивания любимых записей. Более того, часто прослушивание цифровых источников вызывает утомление и нежелание дальше слушать музыку. Это отмечается, в основном, теми людьми, кто в силу возраста застал и виниловые, и кассетные, и цифровые проигрыватели, и имеет возможность сравнить звучание одной и той же, хорошо знакомой музыки, с разных носителей.

Почему так происходит?

Запись на виниловой пластинке точно такая же, как и сама музыка при живом исполнении. Запись на виниловый носитель происходит в аналоговой форме – этот линейный непрерывный сигнал, постоянно изменяющийся во времени. Форма звуковой волны записи соответствует оригиналу. Специальный станок для нарезки дорожек также наносит их  в виде непрерывной записи. Перемещение иглы звукоснимателя винилового проигрывателя влево-вправо и вниз-вверх по канавке, обеспечивает считывание левого и правого канала для стерео воспроизведения. Игла как бы идет за плавной и неразрывной волной записи. 

Запись на компакт-диск принципиально иная. Она прерывная, или, как говорят специалисты, дискретная. Цифровая запись разбивает музыку на отдельные части, с фиксацией их амплитуды во времени  и присвоением им определенного цифрового кода-значения в зависимости от числа разрядов (битности).

Почему лучше слушать музыку на виниловых пластинках

Этот процесс называется квантованием. Для формата компакт-диск было принято решение о выборке 44100 раз в секунду, с разрядностью кодового слова в 16 бит(2 в 16 степени). Параметры не хорошие и не плохие, так уж получилось. На самом деле, основная проблема заключается не в параметрах.

В цифровой форме, звук – это отрезки, как бы статичные кадры, фотографии звука в определенные моменты времени. И какие бы частоты и разрядности не были бы применены в более совершенных, чем компакт-диск, цифровых форматах, нарушена основа сигнала – непрерывность и целостность во времени. При проигрывании, сигнал необходимо собрать в непрерывную форму, сделанную на основе дискретных отрезков. При этом возникают не только потери, связанные с точностью округления до линейной функции, но и возникают некие сигналы, отсутствующие в оригинальной записи.

Как говорит известная, хотя и грубая, пословица, из кролика можно сделать фарш, но из фарша сделать кролика – никогда. Полученную форму нельзя сделать живой.

Подавляющее большинство музыкальных творений, выпущенных на компакт-диске даже знаменитыми студиями и лейблами, не передают никаких эмоций. Особенно это касается записей с преобладанием натуральных музыкальных инструментов. Понятно, что дело здесь не в том, что студии не умеют записывать и издавать музыкальные произведения. Дело в цифре. Компакт-диск  практически полностью убил звук.

Как я уже отмечал, в настоящее время подавляющее  большинство людей слушают не альбомы, а плейлисты из любимых треков и мелодий.

Можете вспомнить, когда вы слушали компакт-диски из вашей коллекции от начала до конца? Пусть не все диски, но большинство? Я думаю, что это исключительно редкий случай.

Но когда вы слушаете виниловую пластинку, вы испытываете эмоции! И это самое главное. Когда вы слушайте виниловую пластинку, вы не можете оторваться – это увлекает и доставляет удовольствие!

Я не буду рассказывать про современные цифровые форматы — CD,SACD,DVD-Audio, Blu-Ray Audio,DSD,DSF,DXD и прочее,  про высокие параметры  тактовой частоты и битовой разрядности. Для чего? Жизненный потенциал всего этого многообразия практически равен нулю, однако, как продукт массового потребления,  гениален и безупречен. Чем больше форматов, тем больше перевыпусков одного и того же, тем больше люди будут покупать. Как говорил герой Томми Ли Джонса в фильме “Люди в черном”: — “Опять придется заново покупать коллекцию Битлз…”

Особенно тут стараются японские мастера.  Каких только дисков у них нет, и как только они их  не называют! Только купи! А люди верят маркетинговым уловкам и пропаганде, идут  и покупают, а потом ставят на свои полки покупки, забывают о них,  и ждут следующего чудо-релиза, надеясь на него, как на панацею для получения “по-настоящему живого звука”

Люди, которые любят слушать музыку, а не звуки или отдельные треки, возвращаются к виниловых проигрывателям, виниловым пластинкам или катушечным (не кассетным!) магнитофонам.

Но — за последние несколько лет многое изменилось. В мире наступил виниловый бум!

Парадоксально, что в мире современнейших цифровых технологий, происходит резкий возврат к технологическим достижениям  всего лишь второй половины двадцатого века.

Сколько заводов открылось по производству виниловых пластинок, сотни! Виниловые пластинки начали переиздавать. Причем все, кому не лень, и самое главное, якобы только с оригинальных мастер-лент. Куда не посмотри, везде издание прямо с мастер-ленты. Просто чудеса! Хочешь на 45 об/мин., хочешь — на 33,  хочешь в подарочной упаковке с футболкой, а хочешь —  с CD-диском в комплекте. Да с чем угодно, хоть с чертом в ступе, главное, купи!

Конечно же, ни о какой мастер-ленте и речи быть не может, это все лживая реклама и введение покупателя в заблуждение. Переиздание современного винила с оригинальной студийной мастер-ленты – очень редкий случай, все эти релизы известны наизусть, а коллекционеры узнают об этом еще на стадии, когда всего лишь принято решение о подобном процессе…

В прошлый раз мы поговорили о преимуществах и недостатках винила как способа прослушивания музыки. Сегодня я расскажу о том, как выбрать виниловый проигрыватель. Сразу скажу, что я не собираюсь говорить об аудиофильских проигрывателях, ограничившись доступным начальным уровнем (примерно до 600 долларов в наших краях).

Базовые термины

На следующей картинке вы можете видеть основные составляющие винилового проигрывателя:

  1. Планшайба (столик) — диск, на который кладётся пластинка при прослушивании. Как правило, имеет большую массу, что позволяет за счёт инерции стабилизировать скорость вращения пластинки. Обычно на планшайбу сверху кладётся коврик из резины или фетра, который позволяет избежать повреждения пластинки.

  2. Тонарм — рычаг, к которому крепится головка звукоснимателя.

  3. Противовес — составная часть тонарма. Это грузик, который позволяет балансировать тонарм и регулировать прижимную силу иглы.

  4. Регулировка компенсатора скатывающей силы (или, если по-простому, антискейтинг).

  5. Головка звукоснимателя (картридж). Самая важная часть аналоговой аудиосистемы. Именно картридж производит считывание звуковой дорожки, так что качество воспроизведения в основном зависит от него. Я планирую посвятить картриджам и иглам отдельный пост.

Сразу же стоит понять и запомнить главное: у винилового проигрывателя должны быть сменный картридж, регулируемый противовес и настройка антискейтинга. В противном случае его покупать нельзя. У многих совсем дешёвых проигрывателей (например, Audio-Technica AT-LP60, Denon DP-29F или Pioneer PL-990) картридж является частью тонарма, поэтому их звук в принципе невозможно улучшить в будущем. Некоторые проигрыватели позволяют менять головку, но при этом лишены регулируемого противовеса. Это означает, что вы будете вынуждены всё время покупать один и тот же картридж, а если его вдруг снимут с производства, проигрыватель можно будет выкинуть.

Впрочем, из любого правила есть исключения. Например, необходимость в регулируемом противовесе и антискейтинге не распространяется на проигрыватели, рассчитанные на картриджи стандарта T4P (подробнее об этом — чуть ниже).

Новый или винтаж?

Основной вопрос, которым задаются начинающие любители винила: стоит ли тратить деньги на новый виниловый проигрыватель или можно купить что-то старенькое и недорогое? Как обычно, однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Новая техника хороша тем, что она новая и при возникновении каких-то проблем вы сможете обратиться в сервис по гарантии.

Старая техника хороша в первую очередь стоимостью. По цене нового проигрывателя начального уровня можно приобрести очень хорошую «вертушку» 70-х или 80-х годов. Кроме того, старые проигрыватели обычно предлагают пользователям более высокий уровень комфорта.

Современная музыка на LP пластинках

Это связано в первую очередь с тем, что максимальный уровень качества при воспроизведении винила был достигнут уже в начале 70-х годов, но при этом производителям надо было как-то продавать новые модели проигрывателей. Именно поэтому стали популярны проигрыватели с автостопом, полностью автоматические проигрыватели (с автостопом и автоматической подачей иглы) и т.п. Сегодня же виниловые проигрыватели покупают в основном фанаты аналогового звука, для которых полностью ручное управление является привлекательной частью общего экспириенса.

При этом стоит понимать, что старым проигрывателям обычно уже по 25-40 лет, поэтому они нуждаются как минимум в профилактике: чистке, смазке и замене электролитических конденсаторов. Если вы можете провести её самостоятельно — хорошо, если же нет, то стоимость профилактики/мелкого ремонта иногда может быть сравнима со стоимостью самой вертушки.

Ещё один момент: существует вероятность того, что при покупке старого винилового проигрывателя вы получите в нагрузку картридж высокого класса. Правда, почти наверняка он будет нуждаться в замене иглы, а хорошие иглы для старых хороших картриджей — штука недешёвая. Это тоже стоит принимать во внимание.

Если вы решили приобрести винтажный проигрыватель, то стоит обращать внимание в первую очередь на максимально простые модели, лишённые сложной автоматики и цифровых схем управления — просто потому, что многие микросхемы, использовавшиеся в старых проигрывателях, давно сняты с производства, поэтому при выходе автоматики из строя ремонт будет практически невозможен. С другой стороны, поздние проигрыватели, нафаршированные электроникой, обычно очень просты с механической точки зрения, что тоже является плюсом.

Привод: прямой или ременной?

По большому счёту все вертушки делятся на два типа: с прямым приводом (когда столик насажен непосредственно на ось двигателя) или с пассиковым (когда вращение передаётся с помощью резинового пассика).

Вертушки с прямым приводом, как правило, быстрее набирают скорость и подходят для скретчинга и прочих диджейских штук. Вертушки с пассиковым приводом разгоняются медленнее, но обычно обеспечивают более высокую равномерность вращения (меньший коэффициент детонации) и меньший уровень рокота.

Разумеется, из всех правил есть исключения, есть очень хорошие проигрыватели с прямым приводом, есть плохие проигрыватели с пассиковым. Но если бы я сегодня покупал вертушку с прямым приводом, то у неё обязательно были бы:

  • кварцевая стабилизация частоты вращения…
  • и/или линейный двигатель c большим количеством магнитных полюсов.

Главный минус проигрывателей с пассиковым приводом — необходимость периодически (раз в несколько лет) менять пассик, потому что резина со временем теряет эластичность и проигрыватель начинает «подвывать». На мой взгляд, с этим вполне можно жить.

Поддержка картриджей: 1/2 дюйма или T4P?

Стандартный картридж для винилового проигрывателя крепится к тонарму при помощи винтиков и имеет крепёжные отверстия, расположенные на расстоянии 1/2 дюйма друг от друга:

Всё бы хорошо, но эти картриджи имеют самые разные геометрию, массу и требования к прижимной силе. В результате после установки картриджа на проигрыватель его необходимо правильно настроить. И если балансировка тонарма и регулировка прижимной силы — ещё более-менее простая и понятная процедура, то юстировка картриджа по шаблону — это отличное занятие для людей с обсессивно-компульсивным расстройством личности. При этом неправильная юстировка картриджа приводит к заметному ухудшению качества звука.

В результате в 70-е годы у части производителей под чутким руководством Matsushita (Technics) лопнуло терпение, они почесали в затылке и придумали стандарт T4P (он же — P-mount). Картриджи этого стандарта имеют одинаковую массу (6 граммов), одинаковый вынос иглы (15 мм), одинаковую прижимную силу (1.25 г). Они просто вставляются в гнездо на тонарме и закрепляются одним винтом:

Благодаря этому головки T4P не нуждаются в юстировке, после установки такой головки в совместимый проигрыватель даже не надо балансировать тонарм и настраивать антискейтинг. Собственно, такие проигрыватели обычно и лишены регулировок тонарма.

Казалось бы, у T4P нет никаких минусов, одни плюсы. Увы, всё не так радужно: ассортимент картриджей данного стандарта крайне невелик и включает в основном головки начального уровня, хотя среди них есть и очень хорошие.

В итоге, на мой взгляд, проигрыватель стандарта T4P является хорошим выбором для ленивых меломанов, а обычный проигрыватель со стандартным картриджем — для тех, кто планирует модернизировать и улучшать свою систему в будущем.

Тонарм: прямой или S-образный?

Два самых распространённых на сегодняшний день типа тонарма — прямые и S-образные. Прямые тонармы обычно имеют меньшую массу и поэтому лучше совместимы с современными картриджами начального аудиофильского уровня, которые все имеют небольшую массу и высокую динамическую податливость. S-образные тонармы обычно имеют высокую или среднюю массу и поэтому лучше подходят для жёстких картриджей, требующих большой прижимной силы (к таким относятся, например, великолепные MC-картриджи Denon).

На мой взгляд, прямой лёгкий тонарм на сегодняшний день является лучшим выбором.

Советский винтаж: да или нет?

Советские проигрыватели доступны на вторичном рынке в большом количестве и, как правило, стоят копейки по сравнению с фирменными аналогами. Однако в общем случае покупать их не стоит из-за того, что в целом вся невоенная продукция в СССР делалась задней левой ногой, а качество элементной базы просто отвратительным.

При этом отдельные советские проигрыватели, удачно «слизанные» с хороших зарубежных моделей, были очень даже неплохи. В первую очередь это, конечно, «Электроника Б1-01», которая цельнотянута с Thorens TD125 и оснащена неплохой советской копией легендарного английского тонарма SME 3009. Также неплоха, например, «Электроника ЭП-060», которая оснащалась кварцевой стабилизацией частоты вращения и линейным 120-полюсным двигателем. Если этим проигрывателям сделать профилактику, можно получить очень неплохой звук.

К сожалению, хорошие советские проигрыватели на вторичном рынке стоят столько же, сколько импортные вертушки, поэтому особого смысла в их покупке я не вижу.

А вот что вполне заслуживает внимания, так это советские головки, среди которых были очень неплохие. Например, ГЗМ-043 — это советская копия Shure M75ED (вплоть до того, что с ней можно использовать иглы для Shure). ГЗМ-055 — полный аналог отличного картриджа Ortofon VMS20E MkII, производившийся в Риге по лицензии Ortofon. При этом на вторичном рынке до сих пор можно встретить новые ГЗМ «из старых запасов» по довольно смешным ценам.

Косвенные признаки хорошего винтажного проигрывателя

Хороших винтажных проигрывателей на свете очень много, все и не перечислишь. Плохих, однако, тоже немало. На мой взгляд, следующие косвенные признаки позволяют отличить хорошую вертушку от плохой:

  • Деревянный плинт. Дерево, особенно ценных пород, — достаточно дорогой материал, на фуфло его не переводили.

  • Использование всяких хитрых материалов. Например, у некоторых проигрывателей основа сделана из минеральной крошки, залитой пластиком. Этот материал очень похож на искусственный камень, из которого делают кухонные столешницы. В результате проигрыватель получается тяжёлым и малочувствительным к вибрации и резонансам.

  • Виброразвязка. В хороших проигрывателях платформа, на которой крепятся тонарм и планшайба, подвешена в корпусе и изолирована от вибраций и рокота двигателя (к вертушкам с прямым приводом это, естественно, не относится, поэтому они предъявляют особые требования к качеству двигателя).

Так что покупать-то?

На мой взгляд, из новых недорогих проигрывателей оптимальным выбором является Project Debut Carbon, который оснащается очень хорошим углепластиковым тонармом и к тому же поставляется с очень достойным картриджем Ortofon OM10. Это очень простая модель с полностью ручным управлением, которая звучит очень неплохо и которую можно апгрейдить в будущем.

Как я уже говорил, винтажных проигрывателей в мире существует гигантское количество. Лично я без раздумий купил бы любую из следующих вертушек:

  • любую модель CEC (Chuo Denki) с деревянным плинтом и ременным приводом;
  • любой Denon с электронным тонармом;
  • практически любую роликовую модель Dual, а также избранные модели с прямым приводом (например, Dual 701 и 704);
  • практически любой Pioneer (не считая поздних пластиковых поделок);
  • любую Sony линейки PS-X с первой цифрой индекса старше 5 (например, PS-X65, хотя вообще этих моделей около десятка);
  • любой Technics линейки SL-1×00 и некоторые модели линейки SL-Q (SL-Q2, Q3, Q33);
  • любой Thorens с тонармом TP-16 или TP-22, тяжёлым опорным диском и деревянным плинтом;
  • любую модель Trio/Kenwood с деревянным или композитным плинтом (начиная от KD-2055).

Хотя и этот список далеко не полон.

В следующий раз мы поговорим о катриджах. И это будет ещё интереснее.

: Есть ещё проигрыватели с роликовым приводом, но они сейчас встречаются настолько редко, что о них можно забыть.

Добавить комментарий

Закрыть меню