Дело государственной важности
Результатом реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения стало существенное снижение за последнее десятилетие дорожно-транспортных происшествий, а также числа погибших и раненых в них граждан. C 2012 года количество погибших на дорогах страны снизилось на треть (с 27 991 в 2012 году до 18 214 в 2018 году).
Вместе с тем в сотрудничестве с другими федеральными органами исполнительной власти предстоит масштабная работа по дальнейшему снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий. Руководством страны поставлена задача по кардинальному уменьшению социального риска от ДТП, – к 2024 году он должен достигнуть уровня, не превышающего четырёх человек на 100 тыс. населения, что в 3,5 раза ниже по сравнению с 2017 годом. Кроме того, на государственном уровне заявлено о стремлении к нулевому уровню смертности к 2030 году.
Аспекты реализации и пути достижения этих целей изложены в федеральном проекте «Безопасность дорожного движения», который является структурным компонентом национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Федеральным проектом, в частности, предусматривается усиление ответственности за нарушения в области дорожной безопасности. На федеральном уровне здесь планируется внесение дальнейших изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время разработан проект нового КоАП. Предполагается введение административной ответственности за «опасное вождение», а также дифференцированное наказание за систематическое нарушение правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортных средств.
Рассматривается комплекс решений по противодействию одной из самых серьёзных угроз – управлению транспортным средством в состоянии опьянения. Так, МВД России готовит поправки в правила освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения, которыми, в частности, планируется дополнить перечень признаков состояния опьянения показаниями приборов, свидетельствующих об обнаружении наличия алкоголя или наркотических средств и психотропных веществ.
Это будет являться основанием для процедуры освидетельствования водителя сотрудником полиции на состояние опьянения с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов на бумажном носителе, или его направления на медицинское освидетельствование.
Применение указанных средств позволит минимизировать субъективный подход в оценке состояния водителей, что будет способствовать соблюдению прав и законных интересов участников дорожного движения и снижению при этом числа конфликтных ситуаций, а также исключить необоснованные процедуры освидетельствования.
Кроме того, нововведение позволит проверить большее число водителей на наличие у них признаков состояния опьянения не только при проведении профилактических мероприятий, но и в ходе выполнения повседневных задач по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области дорожной безопасности.
Разработка проекта постановления и приобретение указанных приборов предусмотрены мероприятиями по реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения». В настоящее время этот проект проходит процедуру общественного обсуждения.
Дополнительные меры направлены на повышение уровня профессиональной подготовки водителей. В настоящее время процедуру межведомственного согласования проходит подготовленный нами проект указа Президента Российской Федерации о наделении МВД России функциями по контролю за соблюдением автошколами установленных требований к учебно-материальной базе. В этом же ключе разработаны проекты правовых актов, устанавливающих изменение порядка проведения экзаменов на право управления транспортными средствами.
Наряду с дооснащением подразделений Госавтоинспекции патрульными автомобилями, техническими средствами для контроля состояния автодорог и транспортных средств, расширяется информационное сопровождение реализации самого федерального проекта. Так, на полях XXIII Петербургского международного экономического форума главы российских регионов обсудили предпринимаемые меры по реализации федерального проекта. В частности, сверены позиции по ключевым направлениям с главами таких регионов, как республики Карелия и Саха (Якутия), Алтайский край, Вологодская, Ленинградская, Липецкая, Калужская, Курганская, Ростовская, Сахалинская и Челябинская области. Достигнуты договорённости по оптимизации совместной работы ГИБДД, региональных органов власти и местного самоуправления.
Совместно с Минтрансом России, Минкомсвязи России, Минздравом России предстоит уточнить полномочия в области организации дорожного движения, синхронизировать процедуры учёта погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, обеспечить регламентацию проблемных вопросов регистрации транспортных средств, проведения технического осмотра.
Всё большее значение приобретает своевременное оказание медицинской помощи участникам дорожного движения, пострадавшим в ДТП. Совместно с Минздравом России и МЧС России должны быть доработаны вопросы проверки наличия противопоказаний к управлению транспортными средствами, оснащения районных медицинских организаций автомобилями скорой медицинской помощи класса «С», внедрения современной техники и технологий для проведения спасательных работ, а также повышения квалификации и обеспечения скоординированности действий подразделений и служб, задействованных в работе на месте дорожно-транспортных происшествий.
Особое место в федеральном проекте уделено профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Необходимо совершенствовать обучение детей основам правил дорожного движения и прививать им навыки безопасного поведения на дорогах, вовлекать их в деятельность отрядов юных инспекторов движения, уделять внимание развитию детско-юношеских автошкол, проводить системную работу с родителями, повышать квалификацию специалистов, обучающих детей.
В апреле этого года в инновационном центре «Сколково» с участием заместителя председателя Правительства Российской Федерации Максима Акимова состоялась конференция «Безопасная дорога. Стратегия безопасности дорожного движения до 2024 года», в рамках которой прошло широкое обсуждение проблематики дорожной безопасности. Представители исполнительных органов государственной власти, парламентарии, руководители региональных подразделений Госавтоинспекции, представители транспортных союзов и ассоциаций, экспертного сообщества и общественных организаций, задействованных в области безопасности дорожного движения, деловых кругов, образовательных и научно-исследовательских организаций и средств массовой информации определили дальнейшие действия по реализации стратегических проектов по повышению дорожной безопасности.
Участники конференции пришли к единому мнению, что все заинтересованные стороны, участвующие в процессе разрешения проблемных вопросов в области обеспечения безопасности дорожного движения, должны совершенствовать и искать новые формы и методы взаимодействия, которые будут направлены на сокращение аварийности и сохранение жизни и здоровья всех участников дорожного движения.
Сегодня нами уделяется повышенное внимание подготовке сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения. В конце июня в Истринском районе Московской области на базе областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя открыт факультет переподготовки и повышения квалификации сотрудников Госавтоинспекции.
Создание факультета является важным этапом в решении задач Госавтоинспекции по организации дополнительного профессионального образования руководящего состава ГИБДД субъектов страны и было реализовано в рамках федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения. В этом году на факультете запланировано обучить более тысячи сотрудников региональных подразделений Госавтоинспекции различных должностных категорий.
Проблема снижения смертности в ДТП касается не только Российской Федерации, но и всего мирового сообщества. По экспертным оценкам Всемирной организации здравоохранения, каждый год в мире в ДТП погибает более 1 млн 300 тыс. человек. Это первая причина смерти среди детей в возрасте от 5 до 14 лет и молодых людей от 15 до 29 лет.
В следующем году в Швеции запланировано проведение Третьей всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения.
Напомню, что первая такая конференция состоялась в 2009 году в Москве. Решение о её проведении было принято Генеральной Ассамблеей ООН по предложению Российской Федерации. Своих представителей в Москву тогда направили около 150 государств, 20 правительственных и 80 неправительственных организаций, общее число участников составило порядка полутора тысяч человек.
Главным итоговым документом Первой всемирной министерской конференции стало подписание Московской декларации, в которой период с 2010 по 2020 год объявлен Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения, что придало новый импульс усилиям государств в преодолении важнейших проблем современности.
Глобальный план осуществления Десятилетия действий, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, лёг в основу национальной политики многих государств по снижению дорожно-транспортного травматизма, а также поставил амбициозные, но достижимые цели в этой сфере.
Третья всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения станет логическим продолжением деятельности международного сообщества в этом направлении. Конференция – это не только площадка для подведения итогов реализации Десятилетия действий по безопасности дорожного движения, но и даёт возможность обменяться опытом разных стран, проанализировать успехи и неудачи, а также стимул для дальнейшего развития и активизации деятельности в этом направлении.
Основная цель предстоящей конференции – объявить о запуске второго Десятилетия действий по повышению безопасности дорожного движения. Такая коллективная работа поможет не только предотвратить гибель сотен тысяч людей, но и будет способствовать устойчивому социально-экономическому прогрессу во всем мире.
В апреле прошлого года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на заседании 72-й сессии Генеральной Ассамблеи представлена подготовленная Российской Федерацией резолюция по повышению безопасности дорожного движения во всем мире, положения которой ориентированы на расширение сотрудничества на национальном, региональном и международных уровнях для достижения общих целей по снижению уровня дорожно-транспортного травматизма.
В рамках заседания принято решение о создании Глобального целевого фонда ООН, который призван оказывать техническое содействие государствам в повышении дорожной безопасности в пяти аспектах: управление дорожным движением, безопасность водителя, транспортного средства, дороги, а также эффективная ликвидация последствий ДТП. Фонд в своей работе концентрируется на пяти основных направлениях: совершенствование законодательства, повышение уровня правоприменительной практики, образовательные программы, технологическое развитие, развитие нормативно-правового регулирования на международном уровне.
В руководящем органе новой глобальной структуры – Консультативном совете Целевого фонда ООН по безопасности дорожного движения – российская сторона избрана представителем 53 государств-членов ЭСКАТО, что свидетельствует об укреплении международного сотрудничества в сфере повышения безопасности дорожного движения.
Журнал «Полиция России»